Аварии
 


 

Дельфин
тип «Дельфин»

16 июня 1904 г.

обстоятельства аварии

    На подводной лодке по плану производились очередные занятия с подводниками у западной стенки Балтийского завода. На лодку прибыли л-т Черкасов А.Н., л-т Елагин М.А., поручик Горазеев М.И. и 34 нижних чина. Руководил погружением л-т Черкасов, поскольку штатный командир кап. 2 ранга Беклемишев убыл по делам в Кронштадт. Из нижних чинов лишь четверо принадлежали к штатной команде подлодки и имели опыт подводного плавания. После того, как команда разместилась по отсекам, оттолкнулись без хода от стенки на несколько метров. Как и в других случаях, Черкасов дал команду заполнять балластные цистерны, находясь на верхней палубе. Конструкция лодки требовала держать люк приоткрытым для стравливания воздуха из балластных цистерн. Время закрытия люка определялось на глаз, а полное закрытие люка требовало не менее полминуты при усиленной работе двух матросов на приводе. Черкасов упустил из виду, что лодка перегружена и погружается быстрее обычного. Когда он спустился последним вниз, вода покрывала невысокую надстройку, а плавучесть была на исходе. Спустившись внутрь, Черкасов не остался на командирской площадке, а сошел зачем-то на жилую палубу. Эта его ошибка стала роковой. В этот момент через оставшуюся щель внутрь хлынула вода, новичков охватила паника, а путь наверх оставался открытым. Из лодки успели выскочить трое матросов, в том числе двое рулевых, находящихся под люком. Но находящиеся на приводах продолжали вращать рукоятки, люк закрывался и четвертый, попытавшийся выскочить наружу был придавлен и погиб, а между комингсом и крышкой оставалась щель около 80 мм, через которую продолжала поступать вода. Не растерявшиеся квартирмейстеры Рожнов и Сюткин, поручик Горазеев попытались продуть концевые цистерны, но было поздно. Матросы Савинов и Телов, стоявшие на приводах люка, по своей инициативе приподняли ее, а когда тело придавленного упало вниз, быстро закрыли люк. В лодке сохранилась воздушная подушка не более трети метра. В воздух поступали пары бензина, поскольку кто-то в суматохе разбил контрольное стекло бортовой бензиновой цистерны. Дышать было невозможно, поэтому Савинов и Телов приподняли крышку до половины. Мужество этих двух матросов позволило спастись двум офицерам и семи матросам. Телов Н.Г. спасся последним. Не пожелал спасаться л-т Черкасов. С ним погибли 24 нижних чина. Всего спаслось 12 человек. Во время подъема подводной лодки краном и откачки из нее воды, произошло два взрыва гремучей смеси, так как электрические цепи батареи оставались под током и внутри корпуса скапливались газы от разложения воды электротоком. Повреждения оказались не столь велики: потребовалась просушка электромотора и переборка механизмов. Комиссия, расследовавшая причины аварии нашла их в «совокупности неправильных действий л-та Черкасова». Тройное количество людей на борту сочли причиной, косвенно способствовавшей увеличению числа жертв. несмотря на пережитое, никто из спасшихся не пожелал оставить подводное плавание.
 

причины аварии


Причиной аварии стала конструктивная несовершенство системы погружения-всплытия и совокупность неправильных действий лейтенанта Черкасова.


источники:

 

•   Александров Ю.И. «Отечественные подводные лодки до 1918 года», ВТС «Бастион», ООО «Восточный горизонт», 2002 г.;
•   Мужеников В.Б. «Аварии и катастрофы подводных лодок» ч. 1, ООО «Галея Принт», СПб, 2003 г.;
•   Рассол И.Р. «Подводная лодка «Дельфин», изд. «Гангут», СПб, 2000 г.;
•   Тарас А.Е. «Подводные лодки Великой войны (1914-1918)», изд. «Харвест», Минск, 2003 г.;
•   Трусов Г.М. «Подводные лодки в русском и советском флоте», ГСИСП, Ленинград, 1957 г.;
•   Справочник «Русские подводные лодки 1834 - 1923 гг.», т. 1, ч. 1, изд. ЦКБМТ «Рубин», СПб, 1994 г.

 

 

историческая справка подводной лодки

мартиролог подводных лодок

дополнительно

 

•   Описание проекта «Дельфин»

•   Фотоальбом проекта «Дельфин»

•   Список принятых сокращений


Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


© 2012 Дизайн Илья Курганов.
© 2012 Design by Ilya S. Kurganov.


© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru


Рейтинг@Mail.ru