обстоятельства аварии
Для устранения возникшей накануне неисправности вертикального руля потребовалось
вскрытие горловин кормовых бензиновых цистерн. После возвращения в порт были
сданы торпеды и началась подготовка к ремонту привода, для чего перекачали
топливо и вскрыли горловины цистерн. Экипаж удалили с корабля и начали
вентилирование переносными вентиляторами. На борту остались машинный
квартирмейстер Сюткин и минер Хамченко. Они еще раз получили строгий приказ от
командира проявлять повышенную осторожность и никого не допускать на борт. В
10.20 к подводникам пришел унтер-офицер с одного из миноносцев, поскольку он
хотел перейти на службу к подводникам, и ему интересно было узнать все
подробнее. По случайному совпадению он оказался земляком Хамченко, и это
обстоятельство оказалось роковым. Они оба вопреки запрету спустились внутрь, а
через 20 секунд произошел взрыв. Наверх смог выскочить только полуобгоревший
Хамченко, второй «экскурсант» остался внутри. Из люка повалил густой черный дым,
а через 2-3 минуты последовал второй взрыв, после которого корабль затонул. И
хотя в порт прибыло все начальство, никто ничего сделать не мог. Корабль
погрузился кормой вперед в воду на глубину 13-14 метров. Впоследствии было
обнаружено, что в районе кормовых бензиновых цистерн было выбито 29 заклепок
прочного корпуса и внутренности лодки заполнялись через вскрытую горловину.
Вероятной причиной взрыва могла послужить искра от включения рубильника
освещения. В тот же день лодку начали поднимать плавкраном. При подъеме
произошел взрыв гремучих газов, образовавшихся от разложения воды электротоком,
после чего корабль снова притопили, а при следующих подъемах 10, 11 и 12 мая
взрывы повторились еще 5 раз. После полной разрядки батарей, лодка была вытащена
на берег и поставлена в аварийный ремонт. Однако повреждения оказались
достаточно серьезными: были повреждены штурманское оборудование, измерительные
приборы, большая часть электросети, даже корпус нуждался в исправлениях. Все это
в конечном итоге потребовало капитального ремонта в ходе которого был заменен и
гребной электродвигатель.
причины
аварии
Причиной аварии стала беспечность вахтенного и отсутствие должной организации
службы.
источники:
• Александров
Ю.И. «Отечественные подводные лодки до 1918 года», ВТС «Бастион», ООО «Восточный
горизонт», 2002 г.;
• Мужеников В.Б. «Аварии и катастрофы подводных лодок» ч. 1, ООО «Галея
Принт», СПб, 2003 г.;
• Рассол И.Р. «Подводная лодка «Дельфин», изд. «Гангут», СПб, 2000
г.;
• Тарас А.Е. «Подводные лодки Великой войны (1914-1918)», изд. «Харвест»,
Минск, 2003 г.;
• Трусов Г.М. «Подводные лодки в русском и советском флоте», ГСИСП,
Ленинград, 1957 г.;
• Справочник «Русские подводные лодки 1834 - 1923 гг.», т. 1, ч. 1,
изд. ЦКБМТ «Рубин», СПб, 1994 г.
|