Б-61
проект 611, заводской номер 580

Б-61 проекта 611

фото: Б-61 в цехе судостроительного завода перед спуском на воду
дата: 1951 год, июль
источник: «Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы. 1926 - 1996», изд. «Гангут», СПб, 1996 г.


Б-61 проекта 611 фото: спуск Б-61 на воду
дата: 1951 год, июль
источник: «Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы. 1926 - 1996», изд. «Гангут», СПб, 1996 г.

Б-61 проекта 611

фото: Б-61 на Неве в День ВМФ
дата: 1966 год, июль
автор: неизв.
предоставил: В. Резвушкин


Б-61 проекта 611

фото: Б-61 в парадном строю на Неве
дата: 1979 год, июль
автор: неизв.
предоставил: В. Карлович



историческая справка


1951 год 10 января
заложена на эллинге судостроительного завода № 196 «Судомех» в гор. Ленинграде как головная большая подводная лодка проекта 611.

1951 год 26 июля
спущена на воду.

1951 год 13 ноября
зачислена в списки кораблей ВМФ, экипаж временно подчинен 39-й брстремпл 22-й дстремк Кронштадской ВМК 8-го ВМФ.

1951 год ноябрь
строительную площадку посетил министр судостроения Малышев В.А. и при ознакомлении с ходом строительства отметил неудовлетворительное положение дел и в связи с угрозой ледостава Министерством судостроения СССР принято решение завершить постройку на судоремонтном заводе № 890 в гор. Таллине.

1951 год 27 декабря
перешла своим ходом в тяжелых ледовых условиях на судостроительный завод № 890 в гор. Таллине для достройки и прохождения испытаний.

1952 год май
возвращена на судостроительный завод № 196 «Судомех» в гор. Ленинград для устранения выявленных дефектов.

1953 год 8 января
экипаж подчинен 39-й брстремпл ЛенВМБ.

1953 год январь
при проведении скоростных испытаний на мерной миле в районе Таллина набегающим потоком разрушен обтекатель носовой артустановки, впоследствии замененный на более прочный.

1953 год март
экипаж подчинен 39-му днстремпл 93-й брустремпл Кронштадской ВМК.

1953 год июль
во время выполнения специального выхода для замера вибрации носовой части на максимальных подводных ходах, на глубине 60 м. в четвертом отсеке возник пожар из-за короткого замыкания в главном распределительном щите. Очаг возгорания быстро локализовать не удалось, пожар потушен методом герметизации, серьезно никто не пострадал, пл поставлена в аварийный ремонт, последствия аварии устранены за месяц круглосуточной работы с частичной заменой выгоревшего оборудования.

1953 год 31 декабря
подписан акт, вступила в строй. Командир – кап. 2 ранга Дзиковский Н.И., председатель комиссии государственной приемки – Герой Советского Союза кап. 1 ранга Лунин Н.А.

1954 год 30 апреля
включена в состав 93-й брустремпл Кронштадской ВМК с базированием в Купеческой гавани гор. Кронштадта.

1954 год 1 августа
в составе 93-й брустремпл включена в 68-ю дук Кронштадской ВМК с прежним местом базирования.

1955 год 24 декабря
в составе 68-й дук включена в состав ЛенВМБ с прежним местом базирования.

1957 год 15 февраля
перечислена в состав 71-го днпл 68-й дустремпл ЛенВМР с прежним местом базирования.

1958 год 1 апреля
перечислена в состав 68-й обрустремпл Кронштадской ВМК с прежним местом базирования.

1960 год 18 января
перечислена в состав 161-й брпл 33-й дпл СФ с базированием в Екатерининской гавани.

1960 май
переведена по внутренним водным системам из гор. Ленинграда в гор. Северодвинск, а затем своим ходом к постоянному месту базирования в Екатерининскую гавань.

1961 год 15 июля
в составе 161-й брпл включена в 4-ю Эскпл СФ с прежним местом базирования.

1961 год
перечислена в состав 69-й брпл 4-й Эскпл СФ с прежним местом базирования.

1962 год с 24 января по 12 апреля 1963 года
на судостроительном заводе № 196 «Судомех» в гор. Ленинграде прошла средний ремонт, экипаж временно подчинен 39-й обрстремпл ЛенВМБ.

1963 год лето
дооборудована силами судостроительного завода № 196 «Судомех» и КМОЛЗ опытной системой аварийного продувания ЦГБ пороховыми газогенераторами по проекту 1-го ЦНИИ ВК МО СССР и КБ «Малахит». При первом же испытании в районе Лиепаи произошел разрыв всех кингстонных ЦГБ, что потребовало постановки пл в док для аварийного ремонта.

1963 год 1 июля
перечислена в состав 116-го однпл 4 дук ЛенВМБ с базированием в гавани гор. Кронштадта.

1964 год с марта по апрель
продолжила испытания системы аварийного продувания ЦГБ, выполнила 2 выхода в море по плану испытаний.

1964 год с июня по март 1966 года
поставлена на КМОЛЗ в гор. Кронштадте для проведения ремонта, экипаж временно подчинен 10-му однремпл 4-й дук ЛенВМБ. Система аварийного продувания ЦГБ не демонтировалась и была оставлена на пл для опытной эксплуатации.

1966 год 12 апреля
перечислена в состав состав 116-го однпл 4-й дук ЛенВМБ с прежним местом базирования.

1966 год 31 августа
перечислена в состав состав 25-й брпл 4-й дук ЛенВМБ с прежним местом базирования.

1966 год июль
приняла участие в параде кораблей на Неве в гор. Ленинграде.

1973 год январь (приблизительно)
переведена в гавань гор. Балтийска на время зимнего базирования.

1974 год апрель
приняла участие в учениях сил флота.

1975 год январь (приблизительно)
переведена в порт гор. Балтийска на время зимнего базирования.

1975 год февраль (приблизительно)
на зачетном тактическом учении 25-й брпл в составе завесы совместно с С-170 и С-156 пр. 613 успешно выполнила атаку ОБК.

1976 год с января по май
переведена в порт гор. Балтийска на время зимнего базирования.

1976 год май
по техническому состоянию выведена из состава сил постоянной готовности и в дальнейшем использовалась для отработки задач боевой подготовки экипажей пл консервации.

1979 год июль
приняла участие в параде кораблей на Неве в гор. Ленинграде.

1980 год 22 июня
исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разделки на металл и впоследствии на Ленинградской базе на Турухтанных о-вах разделана на металл.


Бортовые номера: 161 (..?..), 222 (..1966..), 033 (..1968..).


экипаж подводной лодки

историческая справка экипажа


1951 год ноябрь (приблизительно)
сформирован экипаж.

1980 год
расформирован экипаж.
 


командиры:

войсковая часть ..?..

•   Иванов В.А. (12.10.1950–11.09.1951);
•   Дзиковский Н.И. (09.1951–1954..);
•   Маргарянц К.И. (03.1964–01.1972);
•   Шабалин Л.Н. (01.1972–..?..);
•   Козак П.П. (1979–06.1980).


дополнительно

 

•   Фотоальбом Б-61

•   Описание проекта 611

•   Фотоальбом проекта 611

•   Список принятых сокращений


источники:

 

•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991 г.», Историческое морское общество, СПб, 1996 г.;
•   Маргарянц К.И. «Моя служба на флоте», спецвыпуск альманаха «Тайфун» № 2, СПб, 2003 г.;
•   Химаныч О.Б. «Океанская поступь проекта 611», использованы страницы сайта газеты «Северная неделя» http://www.vdvsn.ru;
•   Широкорад А.Б. «Советские подводные лодки послевоенной постройки», изд. «Арсенал пресс», Москва, 1997 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.


Благодарим П. Павлова и В. Резвушкина за предоставленные дополнения и фотографии.
Если Вы можете что-либо добавить к приведенным данным, внести уточнения или предоставить фотографии, свяжитесь с автором по e-mail: admin@ruspodplav.ru


Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


© 2009 - 2020 Составитель Илья Курганов и Павел Павлов. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2009 - 2020 Design by Ilya S. Kurganov and Pavel А. Pavlov. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru

Рейтинг@Mail.ru