Воспоминания
 


Камышан В.Ю.

капитан 1 ранга в отставке

Гравитационная составляющая


Одной из задач, которую надо было решить для обеспечения полётов космонавтов и баллистических ракет, была задача замера ускорения силы тяжести g на различных широтах.

Известно, что период колебаний математического маятника зависит только от длины стержня, на котором находится масса маятника, и от ускорения свободного падения g (обычно принимается g = 9,8 м/ сек2). Ускорение g определённым образом зависит от величины радиуса Земли, а на разных широтах этот радиус имеет разное значение – Земля, как известно, имеет форму приплюснутого шара, и, чтобы эту форму ни с чем не спутать, её назвали «геоид». Величина g входит в уравнения динамики полёта баллистических ракет и космических аппаратов. При дальностях полёта на многие тысячи километров значение g с точностью пять-шесть знаков после запятой может дать промах до нескольких километров. Ракета во время полёта пересекает различные широты, и необходимо знать значение g на каждой широте, ибо это будет влиять на дальность и точность попадания ракет. Например, на экваторе g = 9,766 м/сек2. Вопрос был настолько важный, что для составления таблиц g был привлечён военно-морской флот СССР. Ускорение силы тяжести измеряли не только в южных морях. Эти работы проводились и на Каспийском море с привлечением подводных лодок Каспийской флотилии.

В 1962 году Вячеслав Юрьевич Камышан вышел в океан командиром подводной лодки Б-63. Задание для дальнего похода было вполне конкретным: провести замеры величины гравитационной составляющей ускорения силы тяжести g в широтах до экватора на глубинах 30, 60, 90 метров.

Для обеспечения замеров на судоремонтном заводе в первом торпедном отсеке лодки установили жёсткую стойку и аппаратуру: маятник, часы, авиационный кинофотопулемёт. Киноаппаратура фотографировала величину отклонения маятника, затем производилось вычисление величины g.
 

Праздник Нептуна


Лодка вышла с Камчатки и двинулась на юг. Проводили плановые измерения в соответствии с утверждённым графиком. Жара стояла страшная. Температура воды за бортом – 28 градусов до глубины 100 метров. Лодка была без кондиционирования воздуха, экипаж очень тяжело переносил такую жару, матросы теряли сознание. Аккумуляторные батареи охлаждались забортной водой, что было крайне неэффективно и приводило к выделению дополнительных газов и в без того душную атмосферу лодки. Пришлось уменьшить время вахты в моторном отсеке, где обстановка была особенно тяжёлой. Всё это отрицательно сказывалось на настроении экипажа, поддерживать работоспособность команды было всё труднее.

Камышан рассказывает: «Решил переговорить с замполитом лодки и предложил, чтобы как-то отвлечь людей от постоянных мыслей о жаре, устроить праздник Нептуна при пересечении экватора. Замполит, как обычно, боялся новых идей и сначала ни в какую не соглашался.

– Да и о каком экваторе может идти речь, если мы его по маршруту похода не пересекаем, – пытался придумывать отговорки замполит.

– Самая южная точка нашего маршрута лежит всего в одной миле от экватора. Всё время похода мы определяем наше местоположение по звёздам и солнцу, решая астрономические задачи. Точность этих измерений до 5 миль. Может, мы этот экватор уже давно пересекли! А подготовка к празднику отвлечёт людей от постоянных тяжёлых мыслей, – не унимался я, уговаривая замполита.

В конце концов, замполит махнул рукой и согласился. Ему самому становилось всё труднее поддерживать настроение людей, проводить каждое утро политзанятия в отсеках (по инструкции Главного политического управления Советской армии и флота политические занятия в войсках проводились обязательно только в утренние часы)».

Идея о проведении праздника Нептуна мгновенно была подхвачена всем экипажем, и началась активная подготовка к древнему морскому ритуалу. Подготовкой занялся штурман старший лейтенант Михайлин. Никаких легкосмываемых красок у нас не было, крестить решили масляной краской, а потом обтираться соляркой. Воду приходилось экономить, пресной воды у нас было всего 17 тонн, и это на сто человек на весь поход.

Праздник удался на славу. Распределили роли, Нептуна играл сам штурман Михайлин. От Морского царя можно было откупиться, что я и сделал, выставив команде бидон сухого вина. Остальных, проходивших экватор по первому разу, ожидали крещение и купель. На «крещёного» набрасывали страховочный конец, и «черти» бросали его за борт. Сигнальщики постоянно следили за небом и горизонтом, больше, конечно, за морем, потому что опасались появления акул. Когда во время крещения одного из членов экипажа сигнальщик крикнул «Акула!», так тот мгновенно выскочил на палубу раньше, чем его успели вытащить. Потом вспомнили, что забыли радистов, которые постоянно несли радиовахту. Масляная краска к тому времени закончилась, и радистов крестили кузбасслаком, который трудно смывался даже соляркой.

В целом, праздник удался на славу. Люди получили массу положительных эмоций, и обсуждение деталей праздника продолжалось всё оставшееся время похода. Затем мы прошли до Гавайских островов и получили приказ возвращаться на базу. Наша провизионная к тому времени уже порядком истощилась, и всякая свежая пища принималась с радостью. Попробовали ловить рыбу, поставили перемёт, в который попались пять тунцов. Здоровенных рыб прикончили из автомата, и весь экипаж три дня ел свежую рыбу, благо кок у нас на лодке был замечательный.

В Находку входили с некоторым чувством тревоги, замполит явно нервничал, да и другие командиры переживали – как отнесётся командование к празднику Нептуна на советской подводной лодке. Однако встреча была тёплой и торжественной. Задание похода экипаж выполнил полностью, Москва была довольна результатами, и омрачать радость возвращения «разбором полётов» никто не хотел.

«При всём этом командующий эскадрой при встрече на причале в удобный момент шепнул мне: “Ну, как прошёл праздник Нептуна?” Как командующий узнал о нашем празднике, осталось для меня загадкой до сегодняшнего дня», – заканчивает рассказ Камышан.

Использованы материалы статьи: Мелконов Ю.Ю. «Командир дивизиона подводных лодок» http://www.melkon.lv/ru/flot/kamyshan/


дополнительно

 

•   Б-63, Б-863 проекта 611, историческая справка

•   Фотоальбом Б-63, БС-863, УТС-578

•   Климчук Борис. Фотоальбом (1972 – 1975)

•   Описание проекта 611

•   Фотоальбом проекта 611

•   Список принятых сокращений


Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


© 2012 Дизайн Илья Курганов.
© 2012 Design by Ilya S. Kurganov.


© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru


Рейтинг@Mail.ru