Проект АВ611е

 

 

состав проекта

Завод Заводской
номер
Тактический
номер
Начало
модернизации
Окончание
модернизации
Вступление
в строй
Примечание
1 202 515 Б-89, БС-89, УТС-352 05.1967 09.1968 21.04.1969  

 


История проектирования

   Совместным решением Министерства судостроительной промышленности и ВМФ проектно-конструкторское обеспечение по переоборудованию серийной подводной лодки для испытания нового гидроакустического комплекса МГК-1001 «Енисей», предназначенного для подводных лодок проекта 705 и 705к и ГАС «Луч», поручалось отделу ЦПБ «Волна» под руководством Главного конструктора Евграфова В.Я. Проект переоборудования получил обозначение АВ611е. В соответствии с приказом Министра судостроительной промышленности от 27.06.1966 г. бюро по заданию разработчика ГАК ЦНИИ «Морфизприбор» предоставило готовый технический проект переоборудования заказчику в сентябре 1966 г., в декабре – выдало ССЗ № 202 «Дальзавод» в г. Владивостоке документацию для подготовки начала работ, в апреле того же года – закончило выпуск рабочих чертежей. Однако, после того, как ГУК ВМФ известило бюро, что вместо первоначально планировавшейся Б-62 на переоборудование уже выделена Б-89, конструкторам пришлось спешно корректировать готовую документацию уже применительно к этой подводной лодке. Техническая документация была передана на завод в июле 1967 года.
   Вновь смонтированное оборудование: ГАК МГК-1001 «Енисей», ГАС миноискания «Луч», абсолютный лаг «Мечта», эхолот «Тисса», лаг НЭЛ-4, РЛС «Флаг», ответчик «Факел-МО-1», станция обнаружения радиолокационных сигналов «Накат», навигационный комплекс «Сила-Н», радиостанции Р-641, Р-647, Р-673, Р-609 и др.

Переоборудование

   В мае 1967 года Б-89 пр. АВ611 была принята на переоборудование на ССЗ № 202 «Дальзавод» в г. Владивостоке. В соответствии с проектом, у подводной лодки была отрезана носовая часть легкого корпуса до 26 шпангоута вместе с обшивкой ЦГБ № 1 и 2, демонтированы все носовые торпедные аппараты, демонтированы жилые помещения и камбуз в 1-й отсеке. В 4-м отсеке демонтированы обе ракетные шахты и все устройства ракетного комплекса, после чего сформирована новая носовая оконечность, с приданием ей обводов лодки проекта 705 в районе установки станций «Енисей» и «Луч». Системы охлаждения, приборные стойки и оборудование установленных антенн разместили в 1-м отсеке в высвободившихся объемах. В 4-м отсеке был смонтирован навигационный комплекс «Сила-Н», а также в 4-й отсек перенесены жилые помещения личного состава и камбуз. В связи с демонтажем ракетных шахт переоборудованию подверглось и ограждение рубки. Его укоротили на 6 метров, установив антенны тракта связи и опознавания. Кроме того, в связи с демонтажем ракетных шахт, для обеспечения необходимой плавучести, были изготовлены два пустых полых цилиндра и приварены на ЦГБ средней группы по обоим бортам на всю длину ограждения боевой рубки, придав облику лодки индивидуальный неповторимый характер. В 1968 году завод закончил монтажные работы и приступил к швартовным испытаниям, но по указанию Министерства судостроительной промышленности, бюро в сентябре 1968 года разработало документацию на установку опытного образца абсолютного лага «Мечта». Оперативная разработка документации позволила установить приборы лага в период швартовных испытаний, незначительно увеличив их срок в связи с необходимостью кратковременной постановки лодки в док. Численность личного состава подводной лодки для обеспечения полноценных испытаний нового оборудования довели до 61 человека, а автономность по запасам была снижена до 45 суток. Основные тактико-технические характеристики лодки изменились незначительно, за исключением глубины погружения, которая по согласованию с ВМФ и ЦНИИ «Морфизприбор» была уменьшена до 120 метров. Б-89 была сдана заказчику 21.04.1969 г.

проект АВ611е

БС-89 в б. Золотой Рог . (1978 г., предоставил: А. Яковлев)

Эксплуатация проекта

   Эксплуатировалась на ТОФ. После проведения летом 1969 года на Камчатке государственных испытаний, МГК-1001 «Енисей» был официально принят на вооружение, а Б-89 в октябре 1969 года возвратилась на ССЗ № 202 «Дальзавод» для выполнения монтажных работ и испытаний по абсолютному лагу «Мечта», которые были полностью завершены в 1970 году.

тактико-технические характеристики проекта АВ611е

наименование характеристики

значение по итогам испытаний

водоизмещение

надводное нормальное, по КВЛ, объемное:

1890

полное подводное (тонн):

2415

кораблестроительные элементы

длина наибольшая (м.):

90,5

ширина корпуса наибольшая (м.):

7,5

осадка наибольшая (м.):

5,1

запас плавучести от нормального водоизмещения (%):

27,0

глубина погружения

рабочая (м.):

170

предельная (м.):

200

скорость хода

надводная полным ходом при нормальном запасе топлива (узл.):

16,5

подводная полная (узл.):

12,5

подводная под ГЭД экономхода (узл.):

2

дальность плавания

надводная полным ходом с нормальным запасом топлива (мили):

3650

подводная полным ходом (мили):

12,5

подводная под ГЭД экономхода со скоростью 2,1 узл. (мили):

290

обитаемость

автономность по запасам (сут.):

45

экипаж, общая численность (чел.):

61

вооружение

533-мм носовые торпедные аппараты (шт.):

6

533-мм кормовые торпедные аппараты (шт.):

4

общий запас торпед (ед.):

10

энергоустановка

дизели 37Д (шт. х л.с.):

3 х 2000

бортовой электродвигатель ПГ-101 (ед. х л.с.):

2 х 1350

средний электродвигатель ПГ-102 (ед. х л.с.):

1 х 2700

электродвигатель экономхода ПГ-104 (ед. х л.с.):

1 х 140

количество гребных валов (ед.):

3

количество групп АБ типа 46СУ и число элементов (ед.):

4 по 112

 

Дополнительная информация:

•  Фотоальбом проекта 611 и модификаций

•  Список принятых сокращений

Источники:

•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Бережной С.С., Спирихин С.А. «Надводные корабли и подводные лодки постройки завода № 402 - СМП. 1942 - 2001 гг.», справочник, изд. «Правда Севера», Архангельск, 2004 г.;
•   Буров В.Н. «История отечественного кораблестроения», изд. Судостроение, СПб, 1995 г.;
•   Жарков В.И. «Экспериментальные подводные лодки для отработки средств радиоэлектронного вооружения», журнал «Судостроение» № 1-1998 г. (716), СПб;
•   Платонов А.В. «Советские боевые корабли 1941-1945 гг.» ч.3, изд. «Цитадель», СПб, 1998 г.;
•   Титушкин С.И. «Подводные лодки 613 проекта», изд. «АНТ-Принт», СПб, 2002 г.;
•   Колосовский П.З. «Очерки по истории ЛПМБ «Рубин», т. 2, ЛПМБ «Рубин», Ленинград, 1979 г.;
•   Кулиниченко В.Т. «Стала субмарина полигоном», использованы страницы сайта газеты «НВО»: http://nvo.ng.ru;•   Широкорад А.Б. «Огненный меч российского флота», изд. «Эксмо», изд. «Яуза», Москва, 2004 г.;
•   Широкорад А.Б. «Советские подводные лодки послевоенной постройки», изд. «Арсенал пресс», Москва, 1997 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.

Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


© 2008 - 2024 Составитель Илья Курганов. Все права защищены.
© 2008 - 2024 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved.

© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru


Рейтинг@Mail.ru