История проектирования
Совместным решением Министерства судостроительной
промышленности и ВМФ проектно-конструкторское
обеспечение по переоборудованию серийной подводной
лодки для испытания нового гидроакустического
комплекса МГК-1001 «Енисей», предназначенного для
подводных лодок проекта 705 и 705к и
ГАС «Луч», поручалось отделу ЦПБ «Волна» под
руководством Главного конструктора Евграфова В.Я.
Проект переоборудования получил обозначение
АВ611е. В соответствии с приказом Министра
судостроительной промышленности от 27.06.1966 г.
бюро по заданию разработчика ГАК ЦНИИ «Морфизприбор»
предоставило готовый технический проект
переоборудования заказчику в сентябре 1966 г., в
декабре – выдало ССЗ № 202 «Дальзавод» в г.
Владивостоке документацию для подготовки начала
работ, в апреле того же года – закончило выпуск
рабочих чертежей. Однако, после того, как ГУК ВМФ
известило бюро, что вместо первоначально
планировавшейся
Б-62
на переоборудование уже выделена
Б-89,
конструкторам пришлось спешно корректировать готовую
документацию уже применительно к этой подводной
лодке. Техническая документация была передана на
завод в июле 1967 года.
Вновь смонтированное оборудование: ГАК МГК-1001 «Енисей», ГАС
миноискания «Луч», абсолютный лаг «Мечта», эхолот «Тисса»,
лаг НЭЛ-4, РЛС «Флаг», ответчик «Факел-МО-1»,
станция обнаружения радиолокационных сигналов
«Накат», навигационный комплекс «Сила-Н»,
радиостанции Р-641, Р-647, Р-673, Р-609 и др.
Переоборудование
В мае 1967 года
Б-89 пр. АВ611 была
принята на переоборудование на ССЗ № 202 «Дальзавод»
в г. Владивостоке. В соответствии с проектом, у
подводной лодки была отрезана носовая часть легкого
корпуса до 26 шпангоута вместе с обшивкой ЦГБ № 1 и
2, демонтированы все носовые торпедные аппараты,
демонтированы жилые помещения и камбуз в 1-й отсеке.
В 4-м отсеке демонтированы обе ракетные шахты и все
устройства ракетного комплекса, после чего
сформирована новая носовая оконечность, с приданием
ей обводов лодки проекта 705 в районе
установки станций «Енисей» и «Луч». Системы
охлаждения, приборные стойки и оборудование
установленных антенн разместили в 1-м отсеке в
высвободившихся объемах. В 4-м отсеке был
смонтирован навигационный комплекс «Сила-Н», а также
в 4-й отсек перенесены жилые помещения личного
состава и камбуз. В связи с демонтажем ракетных шахт
переоборудованию подверглось и ограждение рубки. Его
укоротили на 6 метров, установив антенны тракта
связи и опознавания. Кроме того, в связи с
демонтажем ракетных шахт, для обеспечения
необходимой плавучести, были изготовлены два пустых
полых цилиндра и приварены на ЦГБ средней группы по
обоим бортам на всю длину ограждения боевой рубки,
придав облику лодки индивидуальный неповторимый
характер. В 1968 году завод закончил монтажные
работы и приступил к швартовным испытаниям, но по
указанию Министерства судостроительной
промышленности, бюро в сентябре 1968 года
разработало документацию на установку опытного
образца абсолютного лага «Мечта». Оперативная
разработка документации позволила установить приборы
лага в период швартовных испытаний, незначительно
увеличив их срок в связи с необходимостью
кратковременной постановки лодки в док. Численность
личного состава подводной лодки для обеспечения
полноценных испытаний нового оборудования довели до
61 человека, а автономность по запасам была снижена
до 45 суток. Основные тактико-технические
характеристики лодки изменились незначительно, за
исключением глубины погружения, которая по
согласованию с ВМФ и ЦНИИ «Морфизприбор» была
уменьшена до 120 метров.
Б-89
была сдана заказчику 21.04.1969 г.
БС-89 в б. Золотой Рог . (1978 г.,
предоставил: А. Яковлев)
Эксплуатация проекта
Эксплуатировалась на ТОФ. После проведения летом
1969 года на Камчатке государственных испытаний,
МГК-1001 «Енисей» был официально принят на
вооружение, а
Б-89
в октябре 1969 года возвратилась на ССЗ № 202 «Дальзавод»
для выполнения монтажных работ и испытаний по
абсолютному лагу «Мечта», которые были полностью
завершены в 1970 году.
|