C-63, CC-63, УТС-579
проект 613, 666, заводской номер 378


C-63 проекта 613

фото: С-63 на испытаниях в Черном море
дата: 1952 год
автор: неизв.
предоставил: В. Костриченко


C-63 проекта 666

фото: С-63 в период приемо-сдаточных испытаний после переоборудования по пр. 666
дата: 1962 год, (приблизительно)
автор: неизв.
предоставил: В. Костриченко



историческая справка


1948 год, 1 декабря
зачислена в списки кораблей ВМФ.

1950 год, 18 сентября
заложена на эллинге Черноморского ССЗ № 444 им. А. Марти в гор. Николаеве как средняя подводная лодка пр. 613.

1950 год, 5 ноября
спущена на воду, экипаж временно подчинен 71-му днстрпл 83-й брстремк Одесской ВМБ ЧФ.

1952 год, 6 ноября
вступила в строй.

1952 год, 1 декабря
включена в состав 153-й брпл 21-й дпл ЧФ с базированием в Южной бухте гор. Севастополя.

1960 год с 3 марта по 19 июля 1961 года
на ССЗ № 112 «Красное Сормово» им. А.А. Жданова в гор. Горьком модернизирована и перестроена по пр. 666.

1961 год, июль
после завершения переоборудования пл на сдаточной базе ССЗ № 112 «Красное Сормово» им. А.А. Жданова в гор. Севастополе начато выполнение программы заводских испытаний спецустройств.

1962 год
завершены сдаточные испытания и начаты экспериментально-эксплуатационные испытания по программе опытной эксплуатации, в которой предусматривались отработка подводного спасательного устройства (УПС) и водолазные спуски на глубины до 120 метров.

1962 год
в период прохождения испытаний впервые в мировой практике была произведена расстыковка и стыковка УПС с подводной лодкой-носителем и условно-аварийной пл в подводном положении. Из одной лодки в другую в подводном положении перешел кап. л-т Никитинский А.И.

1965 год с октября по декабрь
после доработки снаряжения СВ-СПЛ начаты водолазные спуски на глубинах 15, 20, 40, 60, 80, 100, 120 метров. Всего было произведено 56 спусков водолазов тройками в каждом выходе, что явилось новшеством в водолазной практике. Третий водолаз должен обеспечивал выход из первых двух водолазов. Выполнено 16 спусков на глубину 10-15 метров, по 6 спусков на глубины 20, 40, 60 метров, по 8 спусков на глубины 60 и 100 метров, 6 спусков на глубину 120 метров. При этом водолазные спуски производились в основном при нахождении пл в море в положении на грунте, а спуски на глубины 80 и 100 метров были произведены в положении пл на подводных якорях. Водолазные спуски осуществлялись под руководством водолазных специалистов: кап. 2 ранга Безжанова, кап. 3 ранга Цветайло, кап. л-та Литвинова Г.Б., врачей-физиологов подп-ка м/с Гриневича В.А., кап. м/с Шубина В.Д. В составе группы спускавшихся водолазов были специалисты флота и НИИ АСС ВМФ, в том числе: инж.-кап. л-т Вишняков В, водолазный специалист ст. л-т Нежмаков Л.В., врач-физиолог м-р м/с Соколов Г., ст. л-т м/с. Ольшанский В., м-ны: Белов Н., Курочкис В., Гондз Д., Пелых Г., старшина Фанин Н. и другие.

1965 год с декабря по 16 декабря 1967 года
на Севастопольской сдаточной базе ССЗ № 112 «Красное Сормово» им. А.А. Жданова дооборудована для использования в экспериментальных целях.

1967 год, 30 марта
перечислена в состав 381-го однпл 14-й дпл ЧФ с базированием в гор. Феодосии.

1969 год, 8 января
переклассифицирована в опытовую пл.

1969 год, апрель
на основании решения ВМФ и Мидсудпрома от 14.03.1968 г. и договора от 07.04.1969 г. начато переоборудование водолазного комплекса «ЭНИЛАБ» по теме 40-04-67. Модернизацию провели на «Севморзаводе» им. С. Оржденикидзе в гор. Севастополе с привлечением специалистов предприятия «Персей».

1969 год, декабрь
выполнена программа швартовых и приемосдаточных испытаний водолазного комплекса «ЭНИЛАБ». Для обеспечения испытаний и экспериментов была оборудована баржа обеспечения МБСН № 421250, на которой размещались запасы гелия, кислорода, производилось приготовление газовых смесей заданного состава, размещался дожимающий компрессор ГК-225 для перекачки газов из транспортных баллонов в баллоны-хранители емкостью 400 л. Кроме того, на барже была развернута химлаборатория и находились кладовые для хранения запасов ХПИ, технического имущества и других видов материально-технического снабжения, необходимого для экспериментов, а также были каюты для размещения специалистов института на период экспериментов. Обслуживание механизмов, систем, устройств и электрооборудования во бремя испытаний производилось личным составом пл и испытательной группой от НИИ АСС ВМФ. Научное руководство испытаниями осуществляли специалисты НИИ Фигичев А.И., кап. 1 ранга Духовской В.Г., п-к м/с Русинский 3.С., п-к м/с Смолин В.В. В группу испытателей-акванавтов входили: водолазный специалист Нежмаков Л.В., врач Ольшанский В.А., водолазы м-ны Пелых Г.А. Гондз Д.Е., Пашегоров Н.И.

1969 год, декабрь
актом приемо-сдаточных испытаний, утвержденным командующим ЧФ, пл передана ВМФ.

1970 год с 15 марта по 17 августа
выполнены эксперименты по длительному пребыванию водолазов на глубинах до 100 метров в морских условиях. Первый эксперимент с 14.03.1970 г. по 19.03.1970 г. на глубине 5 метров длительностью 5 суток проводился для ознакомления водолазов с условиями обитаемости в отсеках ПДК, отработки организации и методик проведения экспериментов, а также проверки работоспособности систем жизнеобеспечения. Второй эксперимент с 25.03.1970 г. по 23.05.1970 г. в Южной бухте на глубине 5 метров длительностью 30 суток проводился для определения состояния водолазов при нахождении их в гелиево-кислородной среде и получения физиологических и других медицинских показателей, которые рассматривались как фоновые для последующих экспериментов на глубинах 40 и 100 метров. В группу испытателей-акванавтов входили четыре человека: командир группы - водолазный специалист (инженер), врач-физиолог, два старших инструктора-водолаза, допущенные специальной комиссией по состоянию здоровья к этим испытаниям. Эксперименты на глубинах 40 метров с 26.05.1970 г. по 07.06.1970 г. в Южной бухте и 100 метров с 12.07.1970 г. по 16.08.1970 г. в Балаклаве проводились в течение первых трех суток при нахождении пл у пирса в базе, а затем в полигонах боевой подготовки в подводном положении на грунте. Водолазное обеспечение осуществлялось в 40 полигоне водолазным морским ботом, а на 100-метровом полигоне спасательным судном проекта 532 и водолазным морским ботом, которые устанавливались над пл на четырех рейдовых бочках. В подводном положении пл находилась в течение 5 суток, в эти дни выполнялись выходы водолазов на грунт. Длительность нахождения пл под водой определялась запасом электроэнергии аккумуляторных батарей и необходимостью зарядки батарей и пополнения запасов сжатого воздуха. Через двое суток нахождения пл в надводном положении, как правило, в базе, производилась покладка пл на грунт в том же полигоне и продолжались экспериментальные водолазные спуски из пл. Под водой водолазы выполняли работу на макетах выгородки АСУ, установленной в водолазной нише пл, резку металла, а также ходили по грунту на расстояние до 20 метров и осуществляли осмотр корпуса пл. При водолазных спусках применялось снаряжение СВ-СПЛ, в котором использовалась гелиевокислородная смесь, содержавшая 18-20% кислорода при спусках на глубину 40 метров и 9-10% кислорода - на глубину 100 метров. В группе испытателей участвовали специалисты института и личный состав пл, которые прошли специальную физическую и психологическую подготовку и выполняли тренировочные водолазные спуски. До начала экспериментов и через сутки после окончания декомпрессии испытуемые проходили медицинское обследование в морском госпитале гор. Севастополя. В период декомпрессии водолазов пл находилась у пирса в базе. Эксперименты на пл проводились специальной комиссией, назначенной директивой НГШ ВМФ, в составе: командира бригады пл кап. 1 ранга Иванова П.П., зам.начальника НИИ АСС кап. 1 ранга Фигичева А.И.. п-ка м/с Гусинского 3.С.. кап. 1 ранга Духовского В.Г. п-ка Лейбовича Е.Е. п-ка м/с Смолина В.В., кап. 2 ранга Цветайло И.И.. кап. 3 ранга Нежмакова Л,В. м-ра м/с Филиппова В.В. л-та м/сл Черецких А.М.. В проведении экспериментов участвовала большая группа специалистов института и Севастопольского морского госпиталя.

1971 год с 2 по 9 декабря
пл приняла участие в зачётном учении по использованию СВГ-300: пл легла на грунт на глубине 100 метров в полигоне БП, имитируя аварийную. Акванавты А. Хибин, Г. Пелых, В. Рубаненко и В. Пронин в снаряжении СВГ-300 вышли через водолазный шлюз и приступили к выполнению различных работ: осмотру корпуса, подключению к пл спущенных со спасательного судна шлангов отсоса и подачи воздуха, остропке мины АМД-1000, монтажу на верхней палубе пл макета гидроакустической станции размером 2 на 2 метра. Также был успешно осуществлен вывод части личного состава лежавшей на грунте условно аварийной пл пр. 613 и выполнен ряд экспериментов диверсионного назначения. Предельное время пребывания под водой составило 2,5 часа. Эксперимент завершился 9 декабря и продлился в общей сложности 158 часов 35 мин.

1970 год, 1 ноября
перечислена в состав 27-й обрпл ЧФ с базированием в порту гор. Феодосии.

1972 год, (приблизительно)
перечислена в состав 153-й брпл 14-й дпл ЧФ с базированием в Южной бухте гор. Севастополя.

1974 год
прошла текущий ремонт.

1977 год, 3 августа
присвоен новый номер СС-63.

1980 год, 22 июня
выведена из боевого состава, переформирована и перестроена в УТС и поставлена на прикол.

1980 год, 18 сентября
присвоен новый номер УТС-579.

1990 год (приблизительно)
на Севастопольской базе «Главвторчермета» в п. Инкерман разделана на металл.
 


Бортовые номера: 232 (..1962..).


экипаж подводной лодки


историческая справка экипажа


1948 год, декабрь
сформирован экипаж.

1989 год (приблизительно)
расформирован экипаж.


командиры:

войсковая часть 09831

•   Кузнецов Л.М. (12.1948–1954);
•   Маркелов Н.В. (1954–1957);
•   Скипидарников Л.И. (1957–1962);
•   Лисичкин Ю.М. (1962–1968..);
•   Глушков Б.А. (..1969–1971);
•   Лей Л.Г. (1971–1974);
•   Клецов И. (1974–1977);
•   Коротченков А.П. (1977–1979);
•   Резниченко А.И. (1979–1980);


дополнительно


УТС-579 проекта 666

фото: УТС-579 на разборке
дата: 1990 год, июль (приблизительно)
автор: В. Костриченко



•   Описание проекта 613

•   Список принятых сокращений


источники:

 

•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Захар В.Р. Ничик Ю.М., «Подводные силы Черноморского флота», изд. «Таврида», Симферополь, 2004 г.;
•   Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991 г.», Историческое морское общество, СПб, 1996 г.;
•   Постнов А.А. «Спасательная ПЛ проекта 940», Морской сборник № 8, 1997 г.;
•   Широкорад А.Б. «Оружие отечественного флота 1945-2000 гг.», изд. «Харвест», Минск, 2001 г.;
•   Широкорад А.Б. «Советские подводные лодки послевоенной постройки», изд. «Арсенал пресс», Москва, 1997 г.
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.


Если Вы можете что-либо добавить к приведенным данным, внести уточнения или предоставить фотографии, свяжитесь с автором по e-mail: admin@ruspodplav.ru


Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


 

 


© 2009 - 2022 Составитель Илья Курганов. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
 © 2009 - 2022 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru

Рейтинг@Mail.ru