С-70
проект 613, 613в, заводской номер 408

С-70 проекта 613в

фото: корпус С-70 на судоразделочной базе в пос. Инкерман
дата: 1994 год, июль
автор фото: А. Кузенков



историческая справка


1951 год 13 ноября
зачислена в списки кораблей ВМФ.

1951 год 12 июля
заложена на эллинге судостроительного завода № 444 им. А. Марти в гор. Николаеве как средняя подводная лодка.

1952 год 26 декабря
спущена на воду. Экипаж временно подчинен 119-й брстрпл ЧФ.

1953 год 12 июля
вступила в строй.

1953 год 21 июля
включена в состав 155-й обрпл ЧФ с базированием в Балаклавской бухте.

1953 год
пл посетила правительственная делегация во главе с Первым секретарем ЦК КПСС Хрущевым Н.С., в составе: Министра обороны маршала Советского Союза Булганина Н.А. и др. сопровождающих лиц.

1954 год с 4 ноября по 4 декабря
выполнила задачи 30-ти суточного автономного плавания, в ходе которого проверялась возможности пл и экипажа при плавания на полную автономность с использованием режима РДП. При движении под РДП из-за несовершенства газоотвода, выхлопные газы попадали обратно в отсеки пл, а при плавании в штормовую погоду происходили резкие скачки барометрического давления. Через неделю плавания у подводников выявлено изменение состава крови и признаки отравления угарным газом. У одного из членов экипажа – ст. 2 ст. Нуждина опухли ноги, но он продолжал нести вахту, лежа на своем боевом посту. За успешное решение задач плавания, мужество и героизм, весь экипаж пл награжден правительственными наградами: командир удостоен ордена Красного Знамени, все офицеры и кок-интсруктор награждены орденом Красной Звезды, старшинский и матросский состав – медалями Ушакова и Нахимова.

1957 год март
во время стоянки на якоре на внешнем рейде гор. Севастополя борт С-65 протаранила С-70. Причиной навигационной аварии явилась ошибка старшины команды электриков, который в 6-м отсеке С-70 проводил занятие с матросами по устройству шинно-пневматической муфты. В то время, когда работали дизели на заряд аккумуляторной батареи, в педагогическом запале мичман произвел фактическое включение муфты, в результате чего лодка дала ход и, описав циркуляцию вокруг лежащего на дне якоря, форштевнем ударила в борт рядом стоящей С-65. Для устранения повреждений потребовалось постановка обеих лодок в док сроком на 15 суток.

1963 год
на «Севморзаводе» им. С. Орджоникидзе в гор. Севастополе прошла ремонт и модернизацию по проекту 613в.

1964 год
выполнила задачи боевой службы на подходах к проливу Босфор.

1964 год с 10 ноября по 20 июня 1965 года
выполнила задачи боевой службы совместно с С-74 в Средиземном море с переходом в порт гор. Лиепаи с 18.12.1964 г. по 29.12.1964 г., где на СРЗ-29 «Тосмаре» прошли ремонт, после чего с 15.04.1965 г. обе пл продолжили плавание.

1965 год с 15 января по 10 июня
выполнила задачи боевой службы в Средиземном море в составе ГРС.

1966 год
приняла участие в специальном учении, по плану которого осуществила буксировку условно аварийной С-66 с передачей на ходу в 4,5 узла 13 тонн топлива и приемом на борт восьми человек условно «раненных» и «пораженных».

1967 год 30 марта
в составе бригады перечислена в 14-ю дпл КЧФ с прежним местом базирования.

1968 год
совместно с С-66, С-74, С-234 приняла участие в состязательных торпедных стрельбах, по результатам которых заняла второе место в ВМФ.

1969 год
совместно с С-66, С-74, С-100 приняла участие в состязательных торпедных стрельбах, по результатам которых заняла второе место в ВМФ.

1970 год апрель
приняла участие в учениях «Океан-70».

1971 год
приняла участие в КШУ «Юг».

1971 год с декабря по январь 1972 года
выполнила задачи боевой службы в Черном море.

1973 год
совместно с С-97 и С-197 завоевала приз  командующего ЧФ по поиску и атаке пл и признана лучшей пл ЧФ по атаке ОБК.

1974 год
в течение года выполнила задачи 2-х боевых служб.

1976 год
успешно выполнила задачи инспекторской стрельбы.

1978 год
во время стоянки в акватории СРЗ-13 в Киленбухте гор. Севастополя на пл проводился заряд АБ. Командир БЧ-5 убыл в штаб дивизиона, оставив за себя командира моторной группы. В это время вахтенным электриком по ошибке была включена ШПМ, тем самым был на винт подключен работающий дизель. Лодка, получив ход, протаранила стоящий рядом БТ-259, проделав в борту пробоину размером 40х120 см.

1984 год
прошла ремонт на СРЗ «Арсенал» в гор. Варна (Болгария).

1984 год 1 апреля
выведена из боевого состава, законсервирована и в составе 131-го однпл ЧФ в Практической гавани Одесского порта поставлена на отстой.

1986 год 1 апреля
расконсервирована и введена в строй.

1988 год 15 ноября
при отходе от пирса, как впоследствии доложил командир, вышла из строя станция управления правым электродвигателем, но командир пл продолжил маневр, а при проходе мыса Балаклавский на расстоянии 15-20 метров пл коснулась грунта. В действительности, маневром прохода узкости руководил старший помощник командира, который не учел увеличенную осадку пл по причине негерметичности части цистерн ЦГБ и допустил опасное сближение с отмелью. Поскольку не было обнаружено неисправностей, пл продолжила выполнение задачи, а о происшествии было доложено после возвращения в пункт базирования. Водолазный осмотр показал незначительные вмятины обтекателя ГАС глубиной несколько сантиметров и до полуметра длиной.

1989 год 25 апреля
исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации.

1994 год
на Севастопольской базе «Главвторчермета» в пос. Инкерман разделана на металл.


За время нахождения в составе ВМФ выполнила задачи 9 боевых служб в Черном и Средиземном море.


экипаж подводной лодки

историческая справка экипажа


1951 год ноябрь (приблизительно)
сформирован экипаж.

1989 год 1 ноября
расформирован экипаж.
 


командиры:

войсковая часть 10515

•   Пешков Б. (..?..);
•   Рыбалко Л.Ф. (..1954..);
•   Бежанов В.И. (..1965–1966..);
•   Громов В. (..1968–1970..);
•   Куликов А. (..1973–1976..);
•   Бабенко А. (..1978..);
•   Балашов А. (..?.. –1985).
•   Максимов А. (1985–1989).


дополнительно

 

•   Описание проекта 613

•   Список принятых сокращений


источники:

 

•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Захар В.Р., Ничик Ю.М., «Подводные силы Черноморского флота», изд. «Таврида», Симферополь, 2004 г.;
•   Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991 г.», Историческое морское общество, СПб, 1996 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.


Благодарим А. Сокуренко за предоставленные дополнения.
Если Вы можете что-либо добавить к приведенным данным, внести уточнения или предоставить фотографии, свяжитесь с автором по e-mail: admin@ruspodplav.ru


Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


© 2003 - 2020 Составитель Илья Курганов и Павел Павлов. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2003 - 2020 Design by Ilya S. Kurganov and Pavel А. Pavlov. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru

Рейтинг@Mail.ru