С-70
проект 613, 613в, заводской номер 408



историческая справка


1951 год, 13 ноября
зачислена в списки кораблей ВМФ.

1951 год, 12 июля
заложена на эллинге ССЗ № 444 им. А. Марти в гор. Николаеве как средняя подводная лодка пр. 613.

1952 год, 26 декабря
спущена на воду, экипаж временно подчинен 119-й брстрпл ЧФ.

1953 год, 12 июля
подписан приемный акт, вступила в строй.

1953 год, 21 июля
включена в состав 155-й обрпл ЧФ с базированием в Балаклавской бухте.

1953 год
пл посетила правительственная делегация во главе с Первым секретарем ЦК КПСС Хрущевым Н.С., в составе: Министра обороны маршала Советского Союза Булганина Н.А. и др. сопровождающих лиц.

1954 год с 4 ноября по 4 декабря
выполнила задачи 30-ти суточного автономного плавания, в ходе которого проверялась возможности пл и экипажа при плавания на полную автономность с использованием режима РДП. При движении под РДП из-за несовершенства газоотвода, выхлопные газы попадали обратно в отсеки пл, а при плавании в штормовую погоду происходили резкие скачки барометрического давления. Через неделю плавания у подводников выявлено изменение состава крови и признаки отравления угарным газом. У одного из членов экипажа – ст. 2 ст. Нуждина опухли ноги, но он продолжал нести вахту, лежа на своем боевом посту. За успешное решение задач плавания, мужество и героизм, весь экипаж награжден правительственными наградами: командир удостоен ордена Красного Знамени, все офицеры и кок-интсруктор награждены орденом Красной Звезды, старшинский и матросский состав – медалями Ушакова и Нахимова.

1957 год, март
во время стоянки на якоре на внешнем рейде гор. Севастополя борт С-65 протаранила С-70. Причиной навигационной аварии явилась ошибка старшины команды электриков, который в 6-м отсеке С-70 проводил занятие с матросами по устройству шинно-пневматической муфты. В то время, когда работали дизели на заряд аккумуляторной батареи, в педагогическом запале мичман произвел фактическое включение муфты, в результате чего лодка дала ход и, описав циркуляцию вокруг лежащего на дне якоря, форштевнем ударила в борт рядом стоящей С-65. Для устранения повреждений потребовалось постановка обеих лодок в док сроком на 15 суток.

1963 год
на СРЗ «Севморзавод» им. С. Орджоникидзе в гор. Севастополе прошла ремонт и модернизацию по пр. 613в.

1964 год
выполнила задачи боевой службы на подходах к пр. Босфор.

1964 год с 10 ноября по 20 июня 1965 года
выполнила задачи боевой службы совместно с С-74 в Средиземном море с переходом в порт гор. Лиепаи с 18.12.1964 г. по 29.12.1964 г., где на СРЗ-29 «Тосмаре» прошли ремонт, после чего с 15.04.1965 г. обе пл продолжили плавание.

1965 год с 15 января по 10 июня
выполнила задачи боевой службы в Средиземном море в составе группировки разнородных сил.

1966 год
приняла участие в специальном учении, по плану которого осуществила буксировку условно аварийной С-66 с передачей на ходу в 4,5 узла 13 тонн топлива и приемом на борт восьми человек условно «раненных» и «пораженных».

1967 год, 30 марта
в составе бригады перечислена в 14-ю дпл ЧФ с прежним местом базирования.

1968 год
совместно с С-66, С-74, С-234 приняла участие в состязательных торпедных стрельбах, по результатам которых заняла второе место в ВМФ.

1969 год
совместно с С-66, С-74, С-100 приняла участие в состязательных торпедных стрельбах, по результатам которых заняла второе место в ВМФ.

1970 год, апрель
приняла участие в учениях «Океан-70».

1971 год
приняла участие в КШУ «Юг».

1971 год с декабря по январь 1972 года
выполнила задачи боевой службы в Черном море.

1973 год
совместно с С-97 и С-197 завоевала приз  командующего ЧФ по поиску и атаке пл и признана лучшей пл ЧФ по атаке ОБК.

1974 год
в течение года выполнила задачи 2-х боевых служб.

1976 год
успешно выполнила задачи инспекторской стрельбы.

1978 год
во время стоянки в акватории СРЗ-13 в Киленбухте гор. Севастополя на пл проводился заряд АБ. Командир БЧ-5 убыл в штаб дивизиона, оставив за себя командира моторной группы. В это время вахтенным электриком по ошибке была включена ШПМ, тем самым был на винт подключен работающий дизель. Лодка, получив ход, протаранила стоящий рядом БТ-259, проделав в борту пробоину размером 40х120 см.

1984 год
прошла ремонт на СРЗ «Арсенал» в гор. Варна (Болгария).

1984 год, 1 апреля
выведена из боевого состава, законсервирована и в составе 131-го однпл ЧФ в Практической гавани Одесского порта поставлена на отстой.

1986 год, 1 апреля
расконсервирована и введена в строй.

1988 год, 15 ноября
при отходе от пирса, как впоследствии доложил командир, вышла из строя станция управления правым электродвигателем, но командир пл продолжил маневр, а при проходе мыса Балаклавский на расстоянии 15-20 метров пл коснулась грунта. В действительности, маневром прохода узкости руководил старший помощник командира, который не учел увеличенную осадку пл по причине негерметичности части цистерн ЦГБ и допустил опасное сближение с отмелью. Поскольку не было обнаружено неисправностей, пл продолжила выполнение задачи, а о происшествии было доложено после возвращения в пункт базирования. Водолазный осмотр показал незначительные вмятины обтекателя ГАС глубиной несколько сантиметров и до полуметра длиной.

1989 год, 25 апреля
исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации.

1994 год
на Севастопольской базе «Главвторчермета» в пос. Инкерман разделана на металл.
   


За время нахождения в составе ВМФ выполнила задачи 9 боевых служб в Черном и Средиземном море.


экипаж подводной лодки


историческая справка экипажа


1951 год, ноябрь (приблизительно)
сформирован экипаж.

1989 год, 1 ноября
расформирован экипаж.
 


командиры:

войсковая часть 10515

•   Пешков Б. (..?..);
•   Рыбалко Л.Ф. (..1954..);
•   Бежанов В.И. (..1965–1966..);
•   Громов В. (..1968–1970..);
•   Куликов А. (..1973–1976..);
•   Бабенко А. (..1978..);
•   Балашов А. (..?.. –1985).
•   Максимов А. (1985–1989).


дополнительно


С-70 проекта 613d, дополнительная информация

фото: корпус С-70 на судоразделочной базе в пос. Инкерман
дата: 1994 год, июль
автор фото: А. Кузенков



•   Описание проекта 613

•   Список принятых сокращений


источники:

 

•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Захар В.Р., Ничик Ю.М., «Подводные силы Черноморского флота», изд. «Таврида», Симферополь, 2004 г.;
•   Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991 г.», Историческое морское общество, СПб, 1996 г.;
•   Разлетов Б.К. «История СПМБМ «Малахит», том 1, изд. Гангут, СПб, 2002 г.;
•   Широкорад А.Б. «Оружие отечественного флота 1945-2000 гг.», изд. «Харвест», Минск, 2001 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.


Благодарим А. Сокуренко за предоставленные дополнения.
Если Вы можете что-либо добавить к приведенным данным, внести уточнения или предоставить фотографии, свяжитесь с автором по e-mail: admin@ruspodplav.ru


Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


 

 


© 2009 - 2022 Составитель Илья Курганов. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
 © 2009 - 2022 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru

Рейтинг@Mail.ru