Проект 615, А615 и модификации

состав проекта

Завод Заводской
номер
Тактический
номер
Дата
закладки
Дата
спуска
Вступление
в строй
Примечание
1     М-254        


История проектирования

   Конструкторские работы над подводной лодкой с единым двигателем для движения в надводном и подводном положениях, в качестве которого предполагался дизельный двигатель с запасами кислорода и химического поглотителя известкового типа для подводного хода, начались в СССР еще в 1938 году коллективом ОКБ-196 – «Бюро Слезина», по фамилии офицера НКВД, руководившего заключенными инженерами, работавшими в области подводного кораблестроения.

   В начале 1939 г. проект ОКБ-196 был утвержден, а 16.06.1939 принято постановление Совета Народных Комиссаров СССР о постройке подводной лодки с единым двигателем. Во исполнение постановления 16.11.1939 на ССЗ № 196 была заложена, а в 1941 году - построена опытная подводная лодка М-401 проекта 95, которая испытывалась на Каспийском море и была принята в состав ВМФ СССР в 1946 году.

   В 1948 году за создание новой энергоустановки группе специалистов была присуждена Сталинская премия 2 степени. В июле 1946 года, согласно постановлению Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию работ в области создания подводной лодки с единым двигателем», в ЦКБ № 18 начались работы по созданию опытной подводной лодки проекта 615. Главным конструктором назначен Кассациер А.С., а его заместителями утверждены Назаров А.К. и Липелис С.Е. Главным наблюдающим ВМС за проектированием стал представитель 1 ЦНИИ ВМС Морозов Б.Ф.

Корпус

   По конструкции М-254 была полуторакорпусной. Прочный корпус изготавливался из стали марки СХЛ-4 с сварными соединениями, за исключением ряда съемных листов, которые устанавливались на заклепках. Клепаное ограждение боевой рубки, ее набор и обшивка, было выполнено из дюралюминия.

   Прочный корпус был разделен плоскими водонепроницаемыми переборками на семь отсеков. Переборки, отделявшие 3 отсек (центральный пост), были рассчитаны на давление 10 кгс/см.кв., остальные — на 1,0 кгс/см.кв. В феврале 1949 года в док-камере испытывался на прочность построенный на «Судомехе» натурный 3-й отсек, разрушение конструкций которого произошло при достижении давления в 19,6 кгс/см.кв.

   Несколько позже, в 1951 - 1952 годах, на Черном море отсеки лодок новых проектов, в том числе и проекта 615, прошли испытания, с целью выяснения последствий воздействия на них подводных взрывов глубинных бомб и мин.
При проектировании (как и в проектах отечественных «малюток» VI, XII, XV серий) одним из непременных условий ставилась возможность транспортировки подводной лодки, с массой порядка 240 т., по железной дороге. С этой целью предполагалось демонтировать: бортовые цистерны, доковый киль, боевую рубку и рубку связи с ограждениями, носовую часть надстройки, рули, гребные винты, части стабилизаторов. Выгружались аккумуляторная батарея и твердый балласт.

   Большинство общих технических решений по архитектуре корпуса, общекорабельным системам и устройствам, не связанным с работой энергоустановки по замкнутому циклу, принципиально были аналогичны подводным лодкам проектов 613 и 611. С целью выбора оптимального варианта размещения оборудования, механизмов и систем на новой лодке, в цехе ССЗ № 196 построили натурный деревянный макет, в апреле 1949 года принятый специальной комиссией
.

Компоновка отсеков:
1-й отсек – торпедный (жилой); 4 торпедных аппарата калибра 533 мм, койки личного состава;
2-й отсек – жилой; каюты командира, СПК, ПК, офицерская кают-компания, 4-х местная каюта, рубка гидроакустика, в нижнем ярусе 1-я и 2-я группы аккумуляторной батареи;
3-й отсек – центральный пост; рубки РТВ, штурманская рубка, НК «Плутон-629» с АНП «Лира», приборы управления торпедной стрельбой «Ленинград», гирокомпас, выдвижные устройства, провизионные камеры;
4-й отсек – жилой; каюты командира БЧ-5, ЗКПЧ, кают-компания мичманов, радиорубка, провизионная камера, камбуз, в нижнем ярусе 3-я и 4-я группы аккумуляторной батареи;
6-й отсек – дизельный; 3 дизеля типа 37Д и 2 дизель-компрессора типа ДК-2, пост дистанционного управления дизелями отделен от дизельного отсека шумовой переборкой с дверью на 10-ти задрайках;
7-й отсек – электромоторный; 2 бортовых ГГЭД типа ПГ-101 и 1 средний ГГЭД типа ПГ-102;
8-й отсек – торпедный (жилой); койки личного состава, кормовой гирокомпас, насосы гидравлики. Под настилом 1-й палубы - электродвигатель экономхода ПГ-104, 2 торпедных аппарата калибра 533 мм, без запасных торпед.

 

Спасательные устройства

   Для обеспечения спасения экипажа аварийной ПЛ предназначались входные люки 3 и 7 отсеков (с резиновыми тубусами на нижних крышках люков) и четыре носовых 533-мм торпедных аппарата, методом их шлюзования или полного затопления отсека. В 7 отсеке размещалась буй-вьюшка для выхода на поверхность по шкентелю с мусингами. Также на весь экипаж были предусмотрены комплекты ССП (спасательное снаряжение подводника) и изолирующие средства защиты органов дыхания. Кроме того, по отсекам размещался аварийно-спасательный инструмент (раздвижные упоры, доски, топоры и т.п.). Для буксировки аварийной ПЛ было предусмотрено штатное АБУ (аварийное буксировочное устройство) – металлический трос, намертво закрепленный одним концом к форштевню, прикрепленный скобами сверху к носовой надстройке, и имеющий на другом конце буксирный огон, раскрепленный в ограждении боевой рубки.

Энергетическая установка

   Главная энергетическая установка подводной лодки М-254 принципиально повторяла схему установки с газокислородным замкнутым циклом на М-401, но при этом была в значительной степени усовершенствована. Если на лодке М-401 в качестве главных двигателей, обеспечивающих движение в надводном и подводном положениях, устанавливались быстроходные авиационные дизели М-50Р с очень малым моторесурсом (всего 150 ч), то на двигателях М-50, предназначенных для лодки проекта 615. его увеличили вдвое (300 час). Кроме того, эти модернизированные дизели использовались только в качестве форсажных - для достижения максимальных скоростей в надводном и подводном положениях или при маневрировании для погашения большой инерции. Для движения экономическим ходом на М-254 применялся отдельный дизель.

   Двигатели М-50 размещались в 5-м (носовом дизельном) отсеке в трюме по бортам в общей газонепроницаемой машинной выгородке, занимая почти весь отсек за исключением небольшого прохода посредине в его верхней части. В корме у самой переборки имелось небольшое пространство для поста управления средним двигателем. Дизели М-50 имели мощность по 900 л.с. при 1600 об/мин и соединялись с бортовыми гребными валами при помощи реверсивно-фрикционных муфт. Управление двигателями и их муфтами осуществлялось вручную дистанционно при помощи валиковых приводов с постов управления, расположенных в 4-м отсеке. В трюме машинной выгородки между дизелями проложили трубопровод возвратного газа вместе со смесителем, где очищенный в газофильтрах газ смешивался с газообразным кислородом, поступающим по трубопроводу от автоматического дозирующего регулятора. Из смесителя обогащенная кислородом газовая смесь поступала, в зависимости от режима работы дизелей, в машины, размещенные в выгородках 5-го или 6-го отсеков.

   Для обеспечения длительного движения в надводном и подводном положениях, зарядки аккумуляторной батареи и плавания в режиме РДП (работа дизеля под водой), на средней линии вала установили специально изготовленный дизель 32Д с увеличенным моторесурсом. Средний двигатель размещался в 6-м (кормовом дизельном) отсеке, в газонепроницаемой машинной выгородке, занимавшей почти весь отсек. Для прохода личного состава между 5-м и 7-м отсеками по правому борту имелся узкий коридор, допускавший перемещение только одного человека.

   Дизель 32Д (четырехтактный, бескомпрессорный, нереверсивный, шестицилиндровый, мощностью 900 л.с. при 675 об/мин) соединялся с гребным электродвигателем и соответственно со средней линией вала при помощи шинно-пневматической муфты. Носовая муфта с воздухораспределителем находилась в машинной выгородке. Управляли средним дизелем из 5-го отсека дистанционно, при помощи валиковых приводов. Контрольно-измерительные приборы поста управления размешались на кормовой переборке 5-го отсека. В нее вмонтировали и иллюминатор для наблюдения за газовой средой выгородки.

   Гребной электродвигатель ПГ-106 мощностью 78 л.с. при 290 об/мин вместе с постом управления находился в 7-м отсеке. Для снижения шумности все три дизеля установили на звукоизолирующие амортизаторы, а трубопроводы, обеспечивающие их работу, присоединялись через дюритовые патрубки. Особое внимание обращалось на уменьшение шума, создаваемого средним двигателем, обеспечивающим движение лодки в подводном положении в режиме экономического хода.

   В несколько раз (по сравнению с М-401) на лодке проекта 615 увеличили запасы жидкого кислорода и химического поглотителя, размещенные в 4-м отсеке. Кислород хранился в двух латунных цистернах цилиндрической формы емкостью по 4,3 т, уложенных в трюме почти по всей длине отсека. В качестве теплоизоляции вместо силикатной ваты снова, как и на установке РЕДО. применили шлаковую вату, только более высокого качества. Рабочее давление кислорода в цистернах повысили с 9 до 13 кгс/см2. Все эти мероприятия расширили возможности обеспечения кислородом энергоустановки при работе по замкнутому циклу.

   Над кислородными цистернами по обоим бортам, по высоте до подволока, располагались две выгородки с химическим поглотителем (газофильтры), разделенные на 4 секции каждая и соединенные между собой открытыми лазами. В каждую такую выгородку засыпалось по 7,2 т твердого известкового химического поглотителя. Между ними находился узкий проход (коридор) для перемещения одного человека.

   В кормовой части 4-го отсека находились посты, контрольно-измерительные приборы и маховики дистанционного управления, а также по одному иллюминатору на пост. Для командиров постов в трюме имелись сидения, под ними размещались электрические испарители жидкого кислорода. Здесь же у газофильтров установили откидные сидения для помощника командира электромеханической боевой части и химика-оператора. Из-за большой стесненности управлять энергоустановкой приходилось сидя.

   Для повышения живучести подводной лодки, связанной в основном с надежностью работы энергоустановки, и обеспечения лучшей обитаемости для личного состава все три дизеля размещались в газонепроницаемых машинных выгородках. Вместе с переборочными сальниками линий валов, трубопроводов, электрических кабелей, дистанционных приводов управления выгородки испытывались гидравлическим давлением 0,6 кгс/см.кв. Посты управления дизелями находились в обитаемых смежных отсеках.

   На подводных лодках Р-1 и М-401 не удалось обеспечить полной газонепроницаемости дизельных отсеков и исключить просачивание из них, в случае повышения давления, вредных для людей газов. Для предотвращения попадания токсичных газов (окислов азота, окиси углерода и других соединений) в обитаемые помещения на лодке М-254 в машинных выгородках поддерживалось разрежение величиной от 100 до 500 мм вод.ст. в течение всей работы энергоустановки по замкнутому циклу. Для этого имелся трубопровод снятия давления (ТСД), соединенный с электрокомпрессором ЛК2-150 и двумя баллонами высокого давления емкостью по 68 л, находившимися в коридоре 6-го отсека.

   В машинной выгородке по левому борту размешались фильтры, заполненные гопкалитом и активированным углем, а также вентилятор системы регенерации выгородок. Эта система предназначалась для очистки газовой среды машинных выгородок от вредных для человека газов после остановки двигателей в подводном положении.

   Из опыта испытаний энергоустановок с единым двигателем сделали вывод, что одним из главных параметров, обусловливающих безопасность работы установки по замкнутому циклу, является процент содержания кислорода в машинных выгородках. Поэтому перед конструкторами стояла задача обеспечить надежную и непрерывно регулируемую подачу кислорода в газовую смесь в прямой зависимости от потребления дизелем топлива. Большую работу по обеспечению автоматическому регулированию подачи кислорода проделал сотрудник ЦНИИ им. академика Л.Н. Крылова инженер Малов Б.М. — создатель автоматического дозировочного регулятора (АРМ). Участвуя на всех этапах испытаний энергоустановки, Малов Б.М. добился относительно надежной и устойчивой работы АРМ. Регулятор впервые установили на М-254 уже в процессе проведения швартовных испытаний, а в дальнейшем его усовершенствованный вариант применялся на всех серийных лодках проекта А615. Таким образом, на М-254 подача газообразною кислорода в смесительную камеру, в которую поступал и возвратный газ, производилась автоматически.

   С целью моментального прекращения подачи кислорода (вспомним трагедию на подводной лодке М-401) на пультах управления дизелями в 4-м и 5-м отсеках установили приводы быстрозапорных клапанов на кислородном трубопроводе, идущем от АРМ. Ранее на опытных лодках отсутствовал надежный непрерывный контроль за процентным содержанием кислорода в газовой среде: в системе РЕДО на Р-1 его определение проводилось периодически при помощи прибора ОРСА, а на лодке М-401 — весьма приблизительно по косвенным признакам.

   На подводной лодке М-254 применили новую систему определения процентного содержания кислорода при помощи электрических кислородных газоанализаторов (ГЭК ЛТИ-50), разработанных и изготовленных в Ленинградском технологическом институте им. Ленсовета инженером Петровым. Проба газокислородной смеси из машинных выгородок (или из 4-го отсека) небольшим электронасосом пропускалась через три газоанализатора, в которых сжигался чистый водород, поступавший из специальных баллончиков под высоким давлением. В зависимости от интенсивности горения на шкале приборов (через термопару) фиксировался процент кислорода. Применение на лодке АРМ и газоанализаторов значительно повысило надежность работы энергоустановки при работе но замкнутому циклу.

   Выгрузка химического поглотителя из газофильтров на подводной лодке М-401 осуществлялась вручную ведрами, а для аналогичной операции на М-254 изготовили два специальных береговых вакуумных агрегата, которые через гофрированные шланги диаметром около 70 мм высасывали химпоглотитель из выгородок и выбрасывали на стенку или в грузовую баржу. Шланги подавались на лодку через специальные люки на палубе, прочном корпусе и на крыше выгородок газофильтров.
После всесторонних испытаний оказалось, по скорости в подводном положении новая ПЛ более чем в 2 раза превосходила тип М XV серии, значительно возросла дальность плавания
.

Общекорабельные системы

   ....

Торпедное вооружение

   Торпедное вооружение на М-254 было представлено четырьмя носовыми торпедными аппаратами калибра 533 мм (с ручным приводом открывания передних крышек), оснащенными системой воздушной стрельбы ГС-30, обеспечивающей стрельбу торпедами с глубин до 30 м.). Погрузка торпед в торпедные аппараты производилась через передние крышки ТА, на сдифферентованную на корму ПЛ. Боекомплект составляли четыре торпеды базовых образцов тех времен : СЭТ-53, 53-39ПМ, 53-51, 53-56В и т.п. Определение ЭДЦ и выработка данных торпедной стрельбы осуществлялись при помощи ПУТС-Л4-0 «Трюм», основной счетно-решающий прибор – ТАС (торпедный автомат стрельбы) находился во 2 отсеке (что было явным неудобством, поскольку корабельный боевой расчет во главе с командиром ПЛ, при выполнении торпедной атаки работал в центральном посту), а прибор ввода данных – в 1 отсеке.

Артиллерийское вооружение

   Изначально на М-254 установили (скорее, по традиции) оборонительное артиллерийское вооружение – автоматическую спаренную 25-мм зенитную артиллерийскую установку 2М-8 в специальном обтекателе, как на трофейных немецких ПЛ XXI серии. В 1956 году артвооружение с М-254 было демонтировано.

Штурманское вооружение

   Гирокомпас «Гиря», лаг ГОМ-III, эхолот НЭЛ-4УГ, радиопеленгатор РПН-47-03, штурманский стол с автопрокладчиком и секстан.

Гидроакустическое вооружение

   М-254 была оснащена гидроакустической станцией «Тамир-5Л» и шумопеленгаторной установкой «Марс-16КИГ»..

Радиотехническое вооружение и связь

   На М-254 применялась РЛС «Флаг», предназначенная для обнаружения воздушных и надводных целей. Для обеспечения связи ПЛ была укомплектована коротковолновым передатчиком Р-645, УКВ приемопередатчиком «Рейд-И» и всеволновым передатчиком Р-673.

Обитаемость

   Обитаемость на М-254 была худшей из всех послевоенных проектов дизельных ПЛПЛ. Напоминавшая шкаф-купе своя каюта была только у командира. Отсечные койки были рассчитаны не на весь экипаж, свободные от вахты люди спали в выгородках, на крышках дизелей, и т.п. В условиях большой стесненности БЗЖ была затруднена. В обитаемых частях отсеков, при работе машинной установки по замкнутому циклу, всегда было повышенное содержание кислорода, а из машинных выгородок просачивались токсичные газы. Личный состав БЧ-5 М-254 был обязан носить кожаные куртку и брюки, а летом температура в машинных отсеках доходила до 50 градусов.

Строительство проекта

   Обкатка экспериментальной лодки состоялась в августе 1951 - октябре 1955 г., после чего приступили к серийной постройке 30 лодок проекта А615 (одна из них была достроена по проекту 637).
 

Эксплуатация проекта

   Заложенная 17.03.1950 на ССЗ № 196 «Судомех» в Ленинграде, подводная лодка вступила в состав ВМФ 31.07.1953, получив тактический номер М-254. Подводная лодка проекта 615, как и созданные впоследствии на ее основе серийные проекта А615, относилась к классу малых торпедных подводных лодок. Командиром М-254 был назначен Герой Советского Союза капитан 2 ранга Хомяков М.И., во время войны командовавший на ЧФ М-111 XII серии. Электромеханическую боевую часть возглавили Уткин В.И. и помощник командира БЧ-5 Васильев В.С. На завершающем этапе испытаний командиром назначили стал капитана 2 ранга Наянова В.А., а БЧ-5 руководили Васильев В.С. и его помощник Баданин В.А. Подводные лодки проекта 615 предназначались для защиты портов, ВМБ и мест рассредоточенного базирования 4-го и 8-го ВМФ (БФ) и ЧФ ВМС СССР, а также для нанесения торпедных ударов в условиях узкостей и шхер.

тактико-технические характеристики проекта 615

наименование характеристики

головной заказ

водоизмещение

надводное стандартное (тонн):

392

надводное нормальное (тонн):

 

надводное с усиленным запасом топлива (тонн):

 

подводное (тонн):

 

кораблестроительные элементы

длина наибольшая (м.):

56,6

непроницаемого корпуса (м.):

 

прочного корпуса (м.):

 

высота от миделя до крыши рубки (м.):

 

ширина прочного корпуса наибольшая (м.):

 

ширина корпуса наибольшая (м.):

4,4

ширина по стабилизаторам (м.):

 

осадка средняя для нормального водоизмещения (м.):

2,8

осадка наибольшая в районе 4 отсека (м.):

 

запас плавучести от нормального водоизмещения (%):

25,8

время погружения из крейсерского в подводное положение с заполненной ЦБП (сек.):

 

глубина погружения

перископная (м.):

 

рабочая (м.):

100

предельная (м.):

120

скорость хода

надводная полная (узл.):

17,2

надводная полная с усиленным запасом топлива (узл.):

 

надводная экономическая под двумя бортовыми дизелями (узл.):

 

подводная полная (узл.):

15,4

подводная под РДП (узл.):

3-5

подводная под дизелем в режиме замкнутого цикла (узл.):

3,5

подводная под ГЭД экономическая (узл.):

2,5

дальность плавания

надводная со скоростью 9,1 узл.  (мили):

1700

надводная экономическая под двумя бортовыми дизелями (мили):

 

надводная полным ходом с усиленным запасом топлива (мили):

 

надводная экономическая под двумя бортовыми дизелями с усиленным запасом топлива (мили):

 

подводная полным ходом со скоростью 15,4 уз. (мили):

47,6

подводная под дизелем в режиме замкнутого цикла со скоростью 3,5 уз. (мили):

293

подводная под ГЭД со скоростью 2,5 уз. (мили):

32

обитаемость

автономность по запасам (сут.):

10

время непрерывного пребывания под водой с использованием регенерации (час.):

 

запас питьевой воды (тонн):

 

экипаж, в т.ч. офицеров (чел.):

29

вооружение

533-мм носовые торпедные аппараты (шт.):

4

общий запас торпед (ед.):

4

наибольшая глубина стрельбы (м.):

4

артустановка 2М-8 (ед. х мм):

1х25

энергоустановка

бортовой дизель М-50 (шт. х л.с.):

2х900

средний дизель 32Д (шт. х л.с.):

1х900

электродвигатель ПГ-106 (ед. х л.с.):

1х78

количество гребных валов (ед.):

3

запас дизельного топлива нормальный (тонн):

19,5

запас жидкого кислорода (тонн):

8,6

количество групп АБ типа 23МУ и число элементов (ед.):

1Х60

Модернизации серии с изменением номера проекта (краткое описание)

В разное время были реализованы следующие модификации проекта:
А615 – для испытания ракетного комплекса Д-4;
637 – перевооружение под ракетный комплекс Д-4.

Нереализованные модернизации серии (краткое описание)

615м – оснащение малогабаритной АЭУ.


 

проект А615

изображение проекта

проект 615

Боковой вид проекта М-267 проекта А615. 1956 год.

проект А615

Боковой вид проекта МС-261 проекта А615. 1970 год.

состав проекта

Завод Заводской
номер
Тактический
номер
Наименование Дата
закладки
Примечание
1     Б-92, К-96, Б-96    
2     Б-40, К-72, Б-372    
3     Б-41, К-79, Б-79    
4     Б-42, К-83, Б-83, БС-83    
5     Б-121, К-102    
6     Б-125, К-107, Б-107, БС-107    
7     Б-45, К-88, Б-183    
8     Б-29, К-61, Б-167, БС-167    
9     Б-146, К-113, БС-113, РЗС-97, ПЗС-65    
10     Б-149, К-118, Б-118, РЗС-439    
11     Б-26, К-36, Б-106    
12     Б-48, К-91, Б-91    
13     К-93, Б-93    
14     К-110, Б-110, БС-110    
15     Б-153, К-153, БС-153    
16     К-142, Б-142      
1     Б-93, К-126, Б-126      
2     Б-103, К-129    
3     Б-109, К-136, БС-136    
4     Б-113, К-139, Б-139    
5     Б-46, К-75, Б-575      
6     Б-51, К-99, Б-99    
7     Б-163, К-163    
8     1011, 200    
9     н.д.    
Резервные (номерные) экипажи: 283, 284, 285, 288, 303, 337, 381, 435


История проектирования

   ...

Эксплуатация проекта

   ..

тактико-технические характеристики проекта А615

наименование характеристики

головной заказ

водоизмещение

надводное стандартное (тонн):

392

надводное нормальное (тонн):

 

надводное с усиленным запасом топлива (тонн):

 

подводное (тонн):

 

кораблестроительные элементы

длина наибольшая (м.):

56,6

непроницаемого корпуса (м.):

 

прочного корпуса (м.):

 

высота от миделя до крыши рубки (м.):

 

ширина прочного корпуса наибольшая (м.):

 

ширина корпуса наибольшая (м.):

4,4

ширина по стабилизаторам (м.):

 

осадка средняя для нормального водоизмещения (м.):

2,8

осадка наибольшая в районе 4 отсека (м.):

 

запас плавучести от нормального водоизмещения (%):

25,8

время погружения из крейсерского в подводное положение с заполненной ЦБП (сек.):

 

глубина погружения

перископная (м.):

 

рабочая (м.):

100

предельная (м.):

120

скорость хода

надводная полная (узл.):

17,2

надводная полная с усиленным запасом топлива (узл.):

 

надводная экономическая под двумя бортовыми дизелями (узл.):

 

подводная полная (узл.):

15,4

подводная под РДП (узл.):

3-5

подводная под дизелем в режиме замкнутого цикла (узл.):

3,5

подводная под ГЭД экономическая (узл.):

2,5

дальность плавания

надводная со скоростью 9,1 узл.  (мили):

1700

надводная экономическая под двумя бортовыми дизелями (мили):

 

надводная полным ходом с усиленным запасом топлива (мили):

 

надводная экономическая под двумя бортовыми дизелями с усиленным запасом топлива (мили):

 

подводная полным ходом со скоростью 15,4 уз. (мили):

47,6

подводная под дизелем в режиме замкнутого цикла со скоростью 3,5 уз. (мили):

293

подводная под ГЭД со скоростью 2,5 уз. (мили):

32

обитаемость

автономность по запасам (сут.):

10

время непрерывного пребывания под водой с использованием регенерации (час.):

 

запас питьевой воды (тонн):

 

экипаж, в т.ч. офицеров (чел.):

29

вооружение

533-мм носовые торпедные аппараты (шт.):

4

общий запас торпед (ед.):

4

наибольшая глубина стрельбы (м.):

4

артустановка 2М-8 (ед. х мм):

1х25

энергоустановка

бортовой дизель М-50 (шт. х л.с.):

2х900

средний дизель 32Д (шт. х л.с.):

1х900

электродвигатель ПГ-106 (ед. х л.с.):

1х78

количество гребных валов (ед.):

3

запас дизельного топлива нормальный (тонн):

19,5

запас жидкого кислорода (тонн):

8,6

количество групп АБ типа 23МУ и число элементов (ед.):

1Х60

 

проект 637

состав проекта

Завод Заводской
номер
Тактический
номер
Начало
модернизации
Окончание
модернизации
Вступление
в строй
Примечание
1 402 801 К-96, Б-96        


История проектирования

   ...

Музеи и экспонаты

1. М-361 проекта 637 на территории ВМПИ в г. Пушкине. После прекращения в 1960 году работ по 637 проекту, установлена там в качестве тренажера.
2. МС-261 проекта А615 в Парке Победы в г. Краснодаре. Во время разлива р. Кубань установлена у парка на плаву 21.05.1981 как экспонат музея «Оружие Победы», однако со временем вода ушла и корпус лодки замыло грунтом.
3. М-296 проекта А615 в г. Одессе на мемориале «411-я батарея», экспонируется, как М-305.

тактико-технические характеристики проекта А615

наименование характеристики

головной заказ

водоизмещение

надводное стандартное (тонн):

392

надводное нормальное (тонн):

 

надводное с усиленным запасом топлива (тонн):

 

подводное (тонн):

 

кораблестроительные элементы

длина наибольшая (м.):

56,6

непроницаемого корпуса (м.):

 

прочного корпуса (м.):

 

высота от миделя до крыши рубки (м.):

 

ширина прочного корпуса наибольшая (м.):

 

ширина корпуса наибольшая (м.):

4,4

ширина по стабилизаторам (м.):

 

осадка средняя для нормального водоизмещения (м.):

2,8

осадка наибольшая в районе 4 отсека (м.):

 

запас плавучести от нормального водоизмещения (%):

25,8

время погружения из крейсерского в подводное положение с заполненной ЦБП (сек.):

 

глубина погружения

перископная (м.):

 

рабочая (м.):

100

предельная (м.):

120

скорость хода

надводная полная (узл.):

17,2

надводная полная с усиленным запасом топлива (узл.):

 

надводная экономическая под двумя бортовыми дизелями (узл.):

 

подводная полная (узл.):

15,4

подводная под РДП (узл.):

3-5

подводная под дизелем в режиме замкнутого цикла (узл.):

3,5

подводная под ГЭД экономическая (узл.):

2,5

дальность плавания

надводная со скоростью 9,1 узл.  (мили):

1700

надводная экономическая под двумя бортовыми дизелями (мили):

 

надводная полным ходом с усиленным запасом топлива (мили):

 

надводная экономическая под двумя бортовыми дизелями с усиленным запасом топлива (мили):

 

подводная полным ходом со скоростью 15,4 уз. (мили):

47,6

подводная под дизелем в режиме замкнутого цикла со скоростью 3,5 уз. (мили):

293

подводная под ГЭД со скоростью 2,5 уз. (мили):

32

обитаемость

автономность по запасам (сут.):

10

время непрерывного пребывания под водой с использованием регенерации (час.):

 

запас питьевой воды (тонн):

 

экипаж, в т.ч. офицеров (чел.):

29

вооружение

533-мм носовые торпедные аппараты (шт.):

4

общий запас торпед (ед.):

4

наибольшая глубина стрельбы (м.):

4

артустановка 2М-8 (ед. х мм):

1х25

энергоустановка

бортовой дизель М-50 (шт. х л.с.):

2х900

средний дизель 32Д (шт. х л.с.):

1х900

электродвигатель ПГ-106 (ед. х л.с.):

1х78

количество гребных валов (ед.):

3

запас дизельного топлива нормальный (тонн):

19,5

запас жидкого кислорода (тонн):

8,6

количество групп АБ типа 23МУ и число элементов (ед.):

1Х60


Дополнительная информация:

•  Фотоальбом проекта 615, А615 и модификаций

•  Список принятых сокращений

Источники:

•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991 г.», историческое морское общество, СПб, 1996 г.;
•   Самко Ю.Г. «ВМФ России в Прибалтике», альманах «Тайфун», выпуск № 3, СПб, 1998 г;
•   Широкорад А.Б. «Советские подводные лодки послевоенной постройки», изд. «Арсенал пресс», Москва, 1997 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.


Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


© 2010 - 2021 Составитель Илья Курганов. Все права защищены.
© 2010 - 2021 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved.

© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru


Рейтинг@Mail.ru