Проект 633 и модификации

состав проекта

Завод Заводской
номер
Тактический
номер
Наименование Дата
закладки
Дата
спуска
Вступление
в строй
Примечание
1 КС 331 С-350, СС-350   22.10.1957 30.05.1958 31.08.1959  
2 КС 332 С-351   31.01.1958 18.08.1958 06.11.1959 Египет
3 КС 333 С-352   30.03.1958 25.09.1958 31.10.1959 Египет
4 КС 334 С-353   14.05.1958 30.11.1958 26.12.1959 Египет
5 КС 335 С-354   14.07.1958 10.01.1959 30.11.1959 Египет
6 КС 341 С-32   28.08.1958 20.08.1959 31.12.1959 Египет
7 КС 342 С-34   18.10.1958 14.06.1959 31.12.1959 Египет
8 КС 343 С-36, № 84 Слава 29.11.1958 27.09.1959 30.09.1960 Болгария
9 КС 344 С-37   25.01.1959 10.10.1959 31.03.1960 633л
10 КС 345 С-38, № 83 Надежда 14.03.1959 30.11.1959 23.09.1960 Болгария
11 КС 351 С-53   29.07.1959 02.03.1960 31.12.1960 Сирия
12 КС 352 С-101   01.10.1959 15.04.1960 21.12.1960 Сирия
13 КС 353 С-212, № 82 Димитровски комсомол 29.11.1959 31.05.1960 21.12.1960 Болгария
14 КС 354 С-128, СС-128   11.03.1960 20.07.1960 29.12.1960 633кс
15 КС 355 С-4   14.06.1960 17.12.1960 18.09.1961 Сирия
16 КС 361 С-7, № 011   25.11.1960 28.02.1961 17.09.1961 Алжир
17 КС 362 С-11, СС-11   25.11.1960 15.04.1961 30.09.1961 633рв
18 КС 363 С-28, № 010   29.12.1960 21.06.1961 23.12.1961 Алжир
19 КС 364 С-49, СС-49, ПЗС-50   29.03.1961 27.07.1961 31.12.1961 633рв
20 КС 365 С-57, № 81 Ленински комсомол, Победа 23.05.1961 20.08.1961 27.12.1961 Болгария


История проектирования

   В 1955 году на основании постановления Совета Министров № 1454-808 от 09.08.1955 года в ЦКБ-112 под руководством Главного конструктора Дерибина З.А. началось проектирование средней торпедной подводной лодки проекта 633. Заместителем Главного конструктора были назначены Крылов Е.В. и Назаров А.К., главным наблюдающим от ВМФ - Чуфрин И.И. Технический проект был утвержден постановлением Совета Министров № 1117-580 от 15.08.1956 года.
   Подводная лодка проектировалась как двухкорпусная с формой сечения по миделю близкой к окружности, по своим главным размерениям близка к размерениям пл проекта 613, а по характеру обводов корпуса - к проекту 611. Форма корпуса и обводов в основном проектировались с расчетом обеспечить наибольшую ходкость в подводном положении за счет надводных характеристик. Ограждения рубки и мостик выполнены относительно малых размеров и обтекаемой формы. Главные размерения лодки позволяли транспортировку по внутренним водным системам в плавучих доках. До реконструкции Мариинской системы на участке Черновец - Вытегра транспортировка лодок предусматривалась в специальных облегченных плавучих доках проекта 768 при максимальной разгрузке лодок, а также в доках проекта 28к при снятой АБ.

Корпус

   Семиотсечный прочный корпус, состоящий из цилиндров диаметром 5300 мм. в районе центрального поста и 4900 мм. на остальных участках полностью сварной и выполнен из стали повышенной прочности АК-25.

Компоновка отсеков:
1-й отсек – торпедный; стелажи для запасных торпед, торпедопогрузочный люк, 13 коек, приводы шпиля и носовых горизонтальных рулей, пост аварийного продувания ЦГБ;
2-й отсек – аккумуляторный; офицерская кают-компания, каюты командира и офицеров, рубка радистов, помещение умывальной, в нижнем ярусе - первая группа АБ;
3-й отсек – центральный пост; пост управления рулями и погружения-всплытия, рубки метристов и акустиков, штурманская рубка, приборы управления торпедной стрельбой, выдвижные устройства, в трюме - главные осушительные насосы, насосная установка системы гидравлики, приборы лага, провизионная камера с рефрижераторной установкой, пост шифровальщика, гальюн;
4-й отсек – аккумуляторный; кают-компания старшин, кубрик на 20 спальных мест, провизионные камеры, камбуз, душевая, в нижнем ярусе - вторая группа АБ;
5-й отсек – дизельный; 2 дизеля типа 37Д и электрокомпрессор типа ЭК-15;
6-й отсек – электромоторный; два бортовых ГГЭД типа ПГ-101 со станциями управления и два ГЭД экономхода типа ПГ-103 со щитом управления, валопроводы с муфтами, две каюты старшинского состава;
7-й отсек – торпедный; трюмная помпа, 4 койки личного состава, гальюн.

Спасательные устройства и средства борьбы за живучесть

   Для обеспечения спасения экипажа из затонувшей пл первый, третий и седьмой отсеки выполнены как отсеки-убежища, для чего прочные сферические переборки выполнены полусферическими. Со стороны смежных отсеков переборки этих отсеков рассчитаны на давление 20 кгс/см.кв. и на 7 кгс/см.кв. со стороны отсека-убежища. Из этих отсеков обеспечивается спасение экипажа самостоятельно с использованием комплекта ИСП и ИДА-59 с глубин до 100 м., а при обеспечении покидания затонувшей пл силами аварийно-спасательной службы - до 120 м. Для этой цели в центральном посту боевая рубка использовалась в режиме шлюзовой камеры, в седьмом - для шлюзования были приспособлены торпедные аппараты и имелся спасательный люк, оборудованный тубусом, в первом отсеке - только торпедные аппараты. Над спасательным люком имелась комингс-площадка, предназначенная для пристыковки спасательного водолазного колокола. В этом случае глубина спасения экипажа равнялась глубине, на которой обеспечивалась прочность самого корпуса и переборок аварийной пл. Средства борьбы за живучесть дополнялась дистанционно управляемой арматурой создания давления в отсеках Для борьбы с пожарами пл имела штатную систему воздушно-пенного пожаротушения ВПЛ-52.

Энергетическая установка

   Лодки оснащались устройством РДП, выхлоп дизеля под водой осуществлялся через лепестковую насадку. Между дизелями, ГЭД и гребными валами устанавливались шинно-пневматические разобщительные муфты, хорошо показавшие себя на первых послевоенных проектах. Все механизмы устанавливались на звукоизолирующих амортизаторах. Энергоустановка состояла из двух дизельных двигателей Коломенского завода типа 37Д, имевшие пост дистанционного управления в четвертом отсеке и местный пост непосредственно в дизельном отсеке. Два ГЭД типа ПГ-101 обеспечивали подводный ход или зарядку АБ в режиме генератора. Два ГЭД экономхода типа ПГ-103 обеспечивали малошумный режим движения. Все ГЭД, две станции управления главными и одна станция управления ГЭД экономхода размещались в шестом отсеке.

Общекорабельные системы

   Вертикальный и горизонтальные рули балансирного типа, сварной конструкции. Управление рулями - гидравлическое из центрального поста, в надводном положении предусмотрено управление с мостика посредством механического привода к манипулятору в центральном посту. В качестве резервного средства управления кормовыми горизонтальными рулями предусмотрен электропривод. Переключение с гидравлического на электрический привод и управление рулями с помощью электропривода производится из центрального поста.

Торпедное вооружение

   Торпедное вооружение пл состояло из 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм. Шесть носовых торпедных аппаратов располагались двумя вертикальными рядами параллельно диаметральной плоскости пл, а два кормовых - симметрично относительно диаметральной плоскости, с углом растворения между осями труб 3°. Полный запас торпед составлял 14 единиц, из них 6 - на стеллажах в первом отсеке. Вместо 14 торпед в минном варианте пл принимала 28 мины типа МДТ, из них 12 размещались на стеллажах в первом отсеке. Погрузка торпед и мин в пл осуществляется при помощи погрузочного устройства, обеспечивающего погрузку полного комплекта торпед за 10 часов без учета времени подготовки лодки к приему боезапаса. Время погрузки полного комплекта мин составляло около 9 часов. Данные для стрельбы рассчитывала новая система управления торпедной стрельбой «Ленинград-633», и при совместной работе с ГАС «Арктика-М» позволяла проводить глубоководные торпедные атаки в режиме автоматического сопровождения цели. Вырабатываемые системой ПУТС «Ленинград-633» данные автоматически и непрерывно передавались в торпедные отсеки на местные приборы управления торпедной стрельбой и вводились в торпеды, находящиеся в торпедных аппаратах, шпиндельным устройством. Установка глубины хода на гидростатах торпед производилась приводом установки глубины вручную из отсека. Дальности работы ПУТС «Ленинград-633» составляла более 100 каб.

Штурманское вооружение

   Комплект навигационного оборудования включал в себя: гирокомпас «Курс-5», магнитный компас «КМД», лаг «ЛР-2», эхолот «НЭЛ-5», радиопеленгатор «АРП-53», автопрокладчик «АП-2», эхоледомер «ЭЛ-1».  Подлодки проекта оборудовались командирскими перископами типа ПА-10 и зенитным перископом ПЗН-10.

Гидроакустическое вооружение

   Гидролокационное оборудование включало в себя гидролокационную станцию «Арктика-М» и станцию обнаружения гидроакустических сигналов «Свет-М». Звукоподводная связь обеспечивалась станцией «МГ-15».

Радиотехническое вооружение и связь

   Радиолокационное оборудование: РЛС общего назначения «Флаг», радиолокационный ответчик опознавания «Хром-К», РЛС обнаружения радиолокационных сигналов «Накат». Связь обеспечивалась: коротковолновыми передатчиками Р-641-Д, Р-647, Р-670, длинноволновым Р-672, всеволновым радиопередатчиком Р-673 и ультракоротковолновым приемопередатчиком «Р-609».

Строительство проекта

   Серия из 20 единиц была принята в строительство на судостроительном заводе «Красное Сормово» в гор. Горьком. Головная «С-350» была заложена 22 октября 1957 года, сдана ВМФ 31 августа 1959 года. Последняя лодка серии, «С-57», вступила в строй 15 июля 1962 года. Вся серия была построена за 4 года и 9 месяцев, т.е. в среднем немногим больше чем через 2 месяца сдавалась одна лодка.

тактико-технические характеристики проекта 633

наименование характеристики

головной заказ

водоизмещение

нормальное надводное (тонн):

 

полное подводное (тонн):

 

кораблестроительные элементы

длина наибольшая (м.):

 

высота (м.):

 

ширина корпуса наибольшая (м.):

 

ширина по стабилизаторам (м.):

 

осадка средняя для нормального водоизмещения (м.):

 

запас плавучести от нормального водоизмещения (%):

 

начальная метацентрическая высота в надводном положении (м.):

 

начальная метацентрическая высота в подводном положении (м.):

 

время срочного погружения (сек.):

 

глубина погружения

рабочая (м.):

 

предельная (м.):

 

скорость хода

надводная при нормальном запасе топлива (узл.):

 

подводная (узл.):

 

подводная со снятым артиллерийским вооружением (узл.):

 

дальность плавания

надводная полным ходом (мили):

 

надводная экономическая под двумя бортовыми дизелями (мили):

 

надводная полным ходом с усиленным запасом топлива (мили):

 

надводная экономическая под двумя бортовыми дизелями с усиленным запасом топлива (мили):

 

подводная полным ходом (мили):

 

под РДП экономическим ходом со скоростью 7 узл. при усиленном запасе топлива (мили):

 

подводная под ГЭД экономхода со скоростью 2 узл. (мили):

 

обитаемость

автономность по запасам (сут.):

 

время непрерывного пребывания под водой с использованием регенерации (час.):

 

запас питьевой воды (тонн):

 

экипаж, общая численность (чел.):

 

экипаж, в т.ч. офицеров (чел.):

 

вооружение

533-мм носовые торпедные аппараты (шт.):

 

533-мм кормовые торпедные аппараты (шт.):

 

общий запас торпед (ед.):

 

наибольшая глубина стрельбы (м.):

 

энергоустановка

дизели 37Д (шт. х л.с.):

 

бортовой электродвигатель ПГ-101 (ед. х л.с.):

 

средний электродвигатель ПГ-102 (ед. х л.с.):

 

электродвигатель экономхода ПГ-104 (ед. х л.с.):

 

количество гребных валов (ед.):

 

количество групп АБ типа 46СУ и число элементов (ед.):

 

Дополнительная информация:

•  Фотоальбом проекта 633 и модификаций

•  Список принятых сокращений

Источники:

•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Буров В.Н. «История отечественного кораблестроения», изд. Судостроение, СПб, 1995 г.;
•   Платонов А.В. «Советские боевые корабли 1941-1945 гг.» ч.3, изд. «Цитадель», СПб, 1998 г.;
•   Широкорад А.Б. «Огненный меч российского флота», изд. «Эксмо», изд. «Яуза», Москва, 2004 г.;
•   Широкорад А.Б. «Советские подводные лодки послевоенной постройки», изд. «Арсенал пресс», Москва, 1997 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.


Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


© 2008 - 2018 Составитель Илья Курганов. Все права защищены.
© 2008 - 2018 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved.

© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru


Рейтинг@Mail.ru