История проектирования
В 1955 году на основании постановления Совета
Министров № 1454-808 от 09.08.1955 года в ЦКБ-112
под руководством Главного конструктора Дерибина З.А.
началось проектирование средней торпедной подводной
лодки проекта 633. Заместителем Главного
конструктора были назначены Крылов Е.В. и Назаров
А.К., главным наблюдающим от ВМФ - Чуфрин И.И.
Технический проект был утвержден постановлением
Совета Министров № 1117-580 от 15.08.1956 года.
Подводная лодка проектировалась как двухкорпусная с формой сечения
по миделю близкой к окружности, по своим главным
размерениям близка к размерениям пл проекта 613, а
по характеру обводов корпуса - к проекту 611. Форма
корпуса и обводов в основном проектировались с
расчетом обеспечить наибольшую ходкость в подводном
положении за счет надводных характеристик.
Ограждения рубки и мостик выполнены относительно
малых размеров и обтекаемой формы. Главные
размерения лодки позволяли транспортировку по
внутренним водным системам в плавучих доках. До
реконструкции Мариинской системы на участке Черновец
- Вытегра транспортировка лодок предусматривалась в
специальных облегченных плавучих доках проекта 768
при максимальной разгрузке лодок, а также в доках
проекта 28к при снятой АБ.
Корпус
Семиотсечный прочный корпус, состоящий из цилиндров
диаметром 5300 мм. в районе центрального поста и
4900 мм. на остальных участках полностью сварной и
выполнен из стали повышенной прочности АК-25.
Компоновка отсеков:
1-й отсек – торпедный; стелажи для запасных торпед, торпедопогрузочный
люк, 13 коек, приводы шпиля и носовых горизонтальных рулей, пост аварийного
продувания ЦГБ;
2-й отсек – аккумуляторный; офицерская кают-компания, каюты командира и
офицеров, рубка радистов, помещение умывальной, в нижнем ярусе - первая группа
АБ;
3-й отсек – центральный пост; пост управления рулями и
погружения-всплытия, рубки метристов и акустиков, штурманская рубка, приборы
управления торпедной стрельбой, выдвижные устройства, в трюме - главные
осушительные насосы, насосная установка системы гидравлики, приборы лага,
провизионная камера с рефрижераторной установкой, пост шифровальщика, гальюн;
4-й отсек – аккумуляторный; кают-компания старшин, кубрик на 20 спальных
мест, провизионные камеры, камбуз, душевая, в нижнем ярусе - вторая группа АБ;
5-й отсек – дизельный; 2 дизеля типа 37Д и электрокомпрессор типа ЭК-15;
6-й отсек – электромоторный; два бортовых ГГЭД типа ПГ-101 со станциями
управления и два ГЭД экономхода типа ПГ-103 со щитом управления, валопроводы с
муфтами, две каюты старшинского состава;
7-й отсек – торпедный; трюмная помпа, 4 койки личного состава, гальюн.
Спасательные устройства и средства борьбы за
живучесть
Для обеспечения спасения экипажа из
затонувшей пл первый, третий и седьмой отсеки
выполнены как отсеки-убежища, для чего прочные
сферические переборки выполнены полусферическими. Со
стороны смежных отсеков переборки этих отсеков
рассчитаны на давление 20 кгс/см.кв. и на 7
кгс/см.кв. со стороны отсека-убежища. Из этих
отсеков обеспечивается спасение экипажа
самостоятельно с использованием комплекта ИСП и
ИДА-59 с глубин до 100 м., а при обеспечении
покидания затонувшей пл силами аварийно-спасательной
службы - до 120 м. Для этой цели в центральном посту
боевая рубка использовалась в режиме шлюзовой
камеры, в седьмом - для шлюзования были
приспособлены торпедные аппараты и имелся
спасательный люк, оборудованный тубусом, в первом
отсеке - только торпедные аппараты. Над спасательным
люком имелась комингс-площадка, предназначенная для
пристыковки спасательного водолазного колокола. В
этом случае глубина спасения экипажа равнялась
глубине, на которой обеспечивалась прочность самого
корпуса и переборок аварийной пл. Средства борьбы за
живучесть дополнялась дистанционно управляемой
арматурой создания давления в отсеках Для борьбы с
пожарами пл имела штатную систему воздушно-пенного
пожаротушения ВПЛ-52.
Энергетическая установка
Лодки оснащались устройством РДП,
выхлоп дизеля под водой осуществлялся через
лепестковую насадку. Между дизелями, ГЭД и гребными
валами устанавливались шинно-пневматические
разобщительные муфты, хорошо показавшие себя на
первых послевоенных проектах. Все механизмы
устанавливались на звукоизолирующих амортизаторах.
Энергоустановка состояла из двух дизельных
двигателей Коломенского завода типа 37Д, имевшие
пост дистанционного управления в четвертом отсеке и
местный пост непосредственно в дизельном отсеке. Два
ГЭД типа ПГ-101 обеспечивали подводный ход или
зарядку АБ в режиме генератора. Два ГЭД экономхода
типа ПГ-103 обеспечивали малошумный режим движения.
Все ГЭД, две станции управления главными и одна
станция управления ГЭД экономхода размещались в
шестом отсеке.
Общекорабельные системы
Вертикальный и горизонтальные рули
балансирного типа, сварной конструкции. Управление
рулями - гидравлическое из центрального поста, в
надводном положении предусмотрено управление с
мостика посредством механического привода к
манипулятору в центральном посту. В качестве
резервного средства управления кормовыми
горизонтальными рулями предусмотрен электропривод.
Переключение с гидравлического на электрический
привод и управление рулями с помощью электропривода
производится из центрального поста.
Торпедное вооружение
Торпедное вооружение пл состояло из 8
торпедных аппаратов калибра 533 мм. Шесть носовых
торпедных аппаратов располагались двумя
вертикальными рядами параллельно диаметральной
плоскости пл, а два кормовых - симметрично
относительно диаметральной плоскости, с углом
растворения между осями труб 3°. Полный запас торпед
составлял 14 единиц, из них 6 - на стеллажах в
первом отсеке. Вместо 14 торпед в минном варианте пл
принимала 28 мины типа МДТ, из них 12 размещались на
стеллажах в первом отсеке. Погрузка торпед и мин в
пл осуществляется при помощи погрузочного
устройства, обеспечивающего погрузку полного
комплекта торпед за 10 часов без учета времени
подготовки лодки к приему боезапаса. Время погрузки
полного комплекта мин составляло около 9 часов.
Данные для стрельбы рассчитывала новая система
управления торпедной стрельбой «Ленинград-633», и
при совместной работе с ГАС «Арктика-М» позволяла
проводить глубоководные торпедные атаки в режиме
автоматического сопровождения цели. Вырабатываемые
системой ПУТС «Ленинград-633» данные автоматически и
непрерывно передавались в торпедные отсеки на
местные приборы управления торпедной стрельбой и
вводились в торпеды, находящиеся в торпедных
аппаратах, шпиндельным устройством. Установка
глубины хода на гидростатах торпед производилась
приводом установки глубины вручную из отсека.
Дальности работы ПУТС «Ленинград-633» составляла
более 100 каб.
Штурманское вооружение
Комплект навигационного оборудования
включал в себя: гирокомпас «Курс-5», магнитный
компас «КМД», лаг «ЛР-2», эхолот «НЭЛ-5»,
радиопеленгатор «АРП-53», автопрокладчик «АП-2»,
эхоледомер «ЭЛ-1». Подлодки проекта
оборудовались командирскими перископами типа ПА-10 и
зенитным перископом ПЗН-10.
Гидроакустическое вооружение
Гидролокационное оборудование включало
в себя гидролокационную станцию «Арктика-М» и
станцию обнаружения гидроакустических сигналов
«Свет-М». Звукоподводная связь обеспечивалась
станцией «МГ-15».
Радиотехническое вооружение и связь
Радиолокационное оборудование: РЛС
общего назначения «Флаг», радиолокационный ответчик
опознавания «Хром-К», РЛС обнаружения
радиолокационных сигналов «Накат». Связь
обеспечивалась: коротковолновыми передатчиками
Р-641-Д, Р-647, Р-670, длинноволновым Р-672,
всеволновым радиопередатчиком Р-673 и
ультракоротковолновым приемопередатчиком «Р-609».
Строительство проекта
Серия из 20 единиц была принята в
строительство на судостроительном заводе «Красное
Сормово» в гор. Горьком. Головная «С-350» была
заложена 22 октября 1957 года, сдана ВМФ 31 августа
1959 года. Последняя лодка серии, «С-57», вступила в
строй 15 июля 1962 года. Вся серия была построена за
4 года и 9 месяцев, т.е. в среднем немногим больше
чем через 2 месяца сдавалась одна лодка.
|