обстоятельства аварии
1962 год 11 января
подводная лодка получила серьезные повреждения прочного корпуса от взрыва
боезапаса на стоящей рядом Б-37. На стыке между 2-м и 3-м отсеком, где не были
выполнены запланированные еще в период постройки дополнительные подкрепления
прочного корпуса 32-я кницами, образовалась пробоина, через которую хлынула вода
во 2-й отсек. В то же время 1-й отсек был затоплен через разрушенный
торпедопогрузочный люк. Подводная лодка осела носом и коснулась грунта.
Находящийся в 3-м отсеке начальник РТС кап. л-т Рощупкин В.А. задраил
переборочную дверь между 2-м и 3-м отсеком, чем спас подводную лодку от
дальнейшего затопления. На кормовую надстройку прибыл находившийся на ПКЗ-58
командир подводной лодки кап. 2 ранга Абрамов О.А. и приступил к руководству
эвакуацией личного состава через кормовой аварийно-спасательный люк. В 1-м
отсеке погибло 3 человека, во 2-м - 8 человек, в том числе 2 прибывших на
практику курсанта. Через несколько дней подводная лодка была поднята на понтонах
силами АСС флота и отбуксирована для постановки в док в Пала-губу на СРЗ-10.
причины
гибели
Наиболее вероятной причиной возникновения пожара в 1-м отсеке Б-37 и
последующего взрыва боезапаса можно считать самопроизвольный разрыв резервуара с
кислородом внутри одной из торпед. Подводная лодка готовилась к боевой службе во
втором эшелоне сил, направляемых в Атлантику в районы о-ва Куба и имела на борту
полный боекомплект, но с просроченными сроками хранения и освидетельствования.
Новый и подготовленный по всем правилам к эксплуатации боезапас был выдан на
подводные лодки первого эшелона. Поскольку достоверных свидетельств первопричины
найти не удалось, вероятны и другие версии произошедшего:
- ошибочные действия при разряжении карабина матросом-рулевым, который нес
верхнюю вахту с оружием у трапа и к 08.00 был сменен с поста, после чего
спустился в свой отсек;
- несанкционированное устранение возможного повреждения оболочки БЗО с
использованием паяльной лампы или другого инструмента;
- возгорание БЗО от загоревшегося электродвигателя шпиля во время проворачивания
технических средств.
список
погибшего личного состава
1. Гаращенко Владимир Спиридонович, ком. отд. рлтг., ст. м-с, 1940 г.р.
2. Герасименко Тарас Григорьевич, трюмный машинист, м-с, 1940 г.р.
3. Мищенко Владимир Викторович, канд. в курс. ВВМУПП, м-с, 1943 г.р.
4. Морачев Валентин Иванович, ком. отд. электр., ст. 2 ст., 1940 г.р.
5. Моцкайтис Раульдас-Пранцишкас Антанас, канд. в курс. ВВМУПП, м-с, 1944 г.р.
6. Петров Василий Иванович, ЗКПЧ, ст. л-т, 1927 г.р.
7. Семенов Константин Афанасьевич, ст. ком. торп., м-н, 1927 г.р.
8. Солохин Эрнаст Арсентьевич, ст. ком. рлтг., ст. 1 ст., 1939 г.р.
9. Соплин Василий Иванович, рулев. сигн. , м-с, 1940 г.р.
10. Шандура Игорь Вячеславович, специалист СПС, м-с, 1941 г.р.
11. Шелегеда Анатолий Васильевич, инстр.-химик-санитар, ст. 2 ст., 1940 г.р.
источники:
• Абрамов О.К.
«Взрыв в Полярном», альманах «Тайфун», выпуск № 6 (18), СПб, 1999 г.;
• Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
• Заводский И.А. «Записки подводника, побывавшего на том свете»,
изд. Богородской типографии, Богородск, 1996 г.;
• ЦВМА: Ф. 795, оп. 32с, д. 2, 11 - 16.
|