Б-130
проект 641, заводской номер 779

Б-130 проекта 641

фото: Б-130 после всплытия в надводное положение в результате преследования кораблями ПЛО ВМС США
дата: 1962 год, ноябрь
источник: US Navy, National Photographic Intelligence Center



историческая справка


1959 год 22 августа
заложена на эллинге судостроительного завода № 196 «Судомех» в гор. Ленинграде как большая подводная лодка.

1959 год 10 ноября
зачислена в списки кораблей ВМФ.

1959 год 17 декабря
спущена на воду.

1960 год май
переведена по внутренним водным системам на достроечную базу завода в гор. Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний.

1960 год 22 сентября
вступила в строй.

1960 год 1 октября
включена в состав 211-й брпл 33-й дпл СФ с базированием в Екатерининской гавани.

1961 год 15 июля
в составе соединения перечислена в состав 4-й Эскпл СФ с прежним местом базирования.

1961 год 23 октября
по плану операции «Коралл» под командованием кап. 3 ранга Шумкова Н.А. и старшим на борту командующим 4-й эскадрой контр-адм. Ямщиковым Н.И. 23 октября и 27 октября дважды производила выстрел торпедой Т-5 с ядерной боеголовкой при проведении испытаний атомного оружия в гб. Черная архипелага Новая Земля в Баренцевом море.

1962 год
перечислена в состав 69-й брпл 4-й Эскпл СФ.

1962 год 1 октября
по плану операции «Анадырь» в составе 69-й брпл вышла из гб. Сайда, имея на борту оружие с ядерной боевой частью под командованием кап. 3 ранга Шумкова Н.А. совместно с Б-4, Б-36 и Б-59.

1962 год октябрь
во время перехода в Норвежском море в штормом сорвало леерные стойки.

1962 год 20 октября
на двадцатые сутки плавания лодки прибыли в назначенный район в акваторию Саргассова моря.

1962 год 26 октября
находясь в назначенном районе южнее Бермудских, подверглась интенсивному преследованию силами ПЛО ВМС США. Лодка была обнаружена авиационной противолодочной группой АВУ «Эссекс». В процессе уклонения на лодке вышли все три дизеля, полностью разрядились аккумуляторные батареи и заклинили носовые горизонтальные рули, в результате чего подводная лодка была вынуждена всплыть. Командир попытался связаться с КП ВМФ, но это удалось только с 17-й попытки. Спустя некоторое время удалось ввести в строй один из дизелей и лодка  трехузловым ходом под эскортом американских кораблей направилась на норд - ост, туда в район Азорских островов в точку встречи со спасательным судном СС-20.

1963 год по 1964 год
прошла в аварийно-восстановительный ремонт на СРЗ-35 в пос. Роста, находясь в оперативном подчинении 48-й обрпл СФ.

1964 год
по окончанию ремонта прибыла в гор. Полярный к постоянному месту базирования.

1965 год с октября по январь 1966 года
выполнила задачи боевой службы в Средиземном море.

1968 год с 21 октября по 5 февраля 1971 года
прошла заводской ремонт на КМОЛЗ в гор. Кронштадте.

1973 год с сентября по октябрь 1974 года
выполнила задачи боевой службы под командованием кап. 2 ранга Степанова В.В. в Средиземном море в составе 69-й брпл 4-й Эскпл СФ совместно с Б-31, Б-105, Б-409, Б-413, Б-440 с оперативным подчинением 5-й Опэск. В период арабо-израильского конфликта в октябре 1973 года лодка была направлена в район юго-восточнее о-ва Кипр - западнее гор. Хайфы с поставленной приказом Министра Обороны СССР задачей охраны и обороны советских транспортов и с непосредственным указанием командиру применять торпедное оружие в интересах их противолодочной обороны.

1980 год с 12 декабря по 17 августа 1982 года
прошла заводской ремонт на КМОЛЗ в гор. Кронштадте.

1986 год 27 мая
при зарядке аккумуляторных батарей произошел взрыв воздушно-водородной смеси, в результате чего погиб матрос и лодке потребовался аварийный заводской ремонт
подробнее >>

1988 год 1 октября
выведена из боевого состава, законсервирована и в гб. Ура поставлена на отстой.

1990 год 1 июня
расконсервирована и вновь введена в строй.

1991 год 11 марта
перечислена в состав 22-й брпл 14-й Эскпл БФ.

1991 год май
переведена по Беломор-Балтийскому каналу из Белого в Балтийское море и прибыла к новому месту базирования в гор. Лиепаю.

1993 год 30 июня
исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации.

1994 год июнь
Оставлена в Лиепайском порту в демонтированном состоянии при выводе с территории Латвии российских войск, после чего силами частной фирмы была поднята и сдана для разделки на металл.

 

подробная историческая справка в разработке


Бортовые номера: 945 (..1962..), 429 (..05.1990..).


экипаж подводной лодки

историческая справка экипажа


1959 год (приблизительно)
сформирован экипаж.

1993 год 31 декабря
расформирован экипаж.
 


командиры:

войсковая часть 69051

•   Шумков Н.А. (1959–04.1964);
•   Чернавин Л.Д. (04.1964–08.1966);
•   Коньшин Ю.И. (08.1966–1967);
•   Кузнецов А.Г. (1967–1971);
•   Степанов В.В. (1971–10.1974);
•   Федоренко Ю.Н. (10.1974–1980);
•   Вальденс В.Ф. (1980–1984);
•   Егоров С.Ф. (1984–1986);
•   Куров Н.Г. (1986–1990);
•   Тынков Г.С. (1991–12.1993).


дополнительно

 

•   Описание проекта 641

•   Фотоальбом проекта 641

•   Список принятых сокращений


источники:

 

•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991 г.», Историческое морское общество, СПб, 1996 г.;
•   Лебедько В.Г. «На всех океанах планеты», использованы страницы сайта «Страницы истории военно-морского флота» www.warships.ru;
•   Самко Ю.Г. «ВМФ России в Прибалтике», альманах «Тайфун», выпуск № 3, 1998 г;
•   Черкашин Н.А. «Черная эскадра», изд. «Кум-Пресс», Москва, 2003 г.;
•   Широкорад А.Б. «Советские подводные лодки послевоенной постройки», изд. «Арсенал пресс», Москва, 1997 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.


Если Вы можете что-либо добавить к приведенным данным, внести уточнения или предоставить фотографии, свяжитесь с автором по e-mail: admin@ruspodplav.ru


Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


© 2009 - 2020 Составитель Илья Курганов и Павел Павлов. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2009 - 2020 Design by Ilya S. Kurganov and Pavel А. Pavlov. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru

Рейтинг@Mail.ru