После проведения учебных торпедных стрельб группа кораблей производила поиск
торпеды строем фронта. Видимость на море не превышала 40 каб., волнение моря – 1
балл, сила ветра – 2 м/сек. В 07:50 корабли должны были повернуть «все вдруг» на
170 град. и в это же время видимость уменьшилась до 15 каб. Командир Б-88
спустился вниз, приказав старшему помощнику начать маневр поворота лишь после
завершения маневра Б-833. Из-за опоздания с поворотом лодка для занятия
новой позиции легла на курс 140 град. и в 08:11 разошлась с торпедоловом ТЛ-605,
так как видимость ухудшилась (менее 50 метров). Имея скорость надводного хода
7,5 уз., Б-88 легла на новый курс 160 град. В 08:31 командир бригады,
находившийся на Б-833, передал по УКВ новое приказание об изменении
курса. Не получив доклада от остальных кораблей отряда об исполнении приказа,
комбриг приказал лодке Б-833 ложиться на курс 60 град. Получив приказание
в искаженном виде, СПК Б-88 его не понял и через радистов стал уточнять
свои действия: «приготовиться исполнять», или «исполнять», тем самым заняв
внутрикорабельную связь и не дал возможности радиометристу доложить на мостик о
быстром опасном сближении лодок. Лишь за минуту до столкновения СПК уяснил, что
команду надо «исполнять» и одновременно обнаружил рядом идущие торпедолов и Б-833. Все это время на мостик
Б-833 поступали доклады радиометристов
о дистанции и пеленгах до целей, но командир флагманской лодки не обращал на них
внимание. Лишь на дистанции менее 2 каб. он доложил обстановку комбригу,
который, в свою очередь, принял Б-88 за торпедолов. Никаких мер по
предотвращению столкновения до визуального обнаружения друг друга не
предпринималось. Только за 30 сек. до столкновения на лодках успели застопорить
дизеля. В результате столкновения субмарины получили легкие повреждения. |