Б-21, Б-821
Брянский комсомолец

проект 641, заводской номер 815


Б-821, Брянский комсомолец проекта 641

фото: Б-821 «Брянский комсомолец» на параде в День ВМФ на Неве
дата: 1991 год, июль
фото предоставил: А. Выгузов


Б-821 Брянский комсомолец проекта 641

фото: Б-821 в плавдоке Канонерского завода перед отправкой в Бельгию
дата: 1995 год, июль
фото предоставил: А. Выгузов



историческая справка


1964 год 29 октября
заложена на эллинге судостроительного завода «Судомех» в гор. Ленинграде как большая подводная лодка.

1965 год 16 февраля
спущена на воду.

1965 год с февраля по октябрь
выполнила программу заводских и государственных испытаний в акватории Балтийского моря с временным базированием в порту гор. Лиепаи.

1965 год 31 октября
вступила в строй.

1965 год 19 ноября
включена в состав БФ.

1966 год 29 марта
перечислена в состав 69-й брпл 4-й Экпл СФ.

1966 год май
выполнила межфлотский переход вокруг Скандинавского полуострова из гор. Лиепаи к постоянному месту базирования в Екатерининскую гавань.

1966 год, июнь
приняла участие в торпедных стрельбах на приз ГК БМФ. Впервые в послевоенной практике в состязаниях на приз ГК ВМФ принимали участие соединения подводных лодок, а не одиночные подводные лодки, как практиковалось ранее. От СФ участвовала 69-я брпл 4-й Эскпл в составе: Б-21, Б-36, Б-103, и Б-130.

1967 год с 12 марта по 27 октября
совместно с Б-36 проекта 641 выполнила задачи экваториальной экспедиции особого назначения «Прилив-1» под командованием кап. 3 ранга Иванова В.И. в обеспечении пбпл «Тобол», «ПМ-93», ЭОС «Полюс», тн «Лена» и тн «Койда» под общим руководством адм. Владимирского Л.А. в Атлантическом океане с межпоходовым ремонтом в Гвинейском заливе и сменой 07.1967 в экваториальных условиях основного экипажа 456-м экипажем под командованием кап. 2 ранга Абрамова К.К. В ходе похода 25.05.1967 – пересекла экватор, а 11.1967 – совершила деловой заход в порт Сплит (Югославия). Целью похода была экспериментальная проверка возможности группы подводных лодок длительно находится вдали от баз с выполнением межпоходовых ремонтов и смены экипажей.

1968 год с января по февраль
на СРЗ-35 в пос. Роста прошла восстановительный ремонт после эксплуатации в экваториальных условиях. В ходе проведения ремонта по указанию ГШ ВМФ 69-я брпл переводилась в состояние боевой готовности – полная, для экстренного вывода Б-21 из ремонта было дано 5 суток, при этом на борту подводной лодки отсутствовали многие механизмы, в том числе перископы, дизель-компрессоры, электронавигационные приборы и др., а также все запасы. Ситуацию осложнял мороз до минус 20 градусов. Для выполнения поставленной задачи Техническим Управлением СФ совместно с дирекцией завода организована трёхсменная круглосуточная работа, составлен почасовой график выполнения всех мероприятий по вводу подводной лодки в строй. Для помощи заводу экипаж был разбит на две смены, ночными работами руководил СПК, дневными – командир. По приказанию Командующего СФ службы Тыла СФ самостоятельно организовывали доставку на подводную лодку необходимые приборы, запасы и все штатные наименования снабжения. Заводские работы были закончены в течении 4 суток. В нарушение требований руководящих документов, по приказанию командира, начат прием на борт подводной лодки, стоящей в доке, запасов, кроме оружия и ГСМ. При заполнении доковой камеры в момент отрыва корпуса от доковых клетей внезапно создался крен около 50 градусов и часть запасов продовольствия, находящегося на надстройке, сползла за борт. Аварийным продуванием ЦГБ крен был выровнен. После вывода из дока, экипаж продолжил пополнение всех запасов, уложившись в установленные сроки восстановления технической готовности.

1968 год с февраля по март
выполнила задачи боевого дежурства в гб. Титовка.

1969 год
приняла участие в учениях «Север».

1970 год 20 апреля
присвоен новый тактический номер Б-821.

1970 год
выполнила задачи боевой службы в Средиземном море.

1971 год с 10 декабря по 24 июня 1972 года
выполнила задачи боевой службы в Средиземном море в составе 69-й брпл 4-й Эскпл с заходом 01.07.1972 в порт Александрия (Египет) для выполнения межпоходового ремонта.

1973 год по 1974 год
выполнила задачи 7-ми месячной боевой службы в Средиземном море.

1974 год
перечислена в состав 211-й брпл 4-й Эскпл СФ с прежним местом базирования.

1975 год с 27 июня по 27 июля 1976 года
выполнила задачи 13-ти месячной боевой службы (командир – кап. 3 ранга Голубь В.Н.) в Средиземном море с заходом в порт Александрия (Египет), а также приняла участие в учениях «Крым-76». В ходе похода 08.1976, перед заходом в порт Александрия, произошло возгорание в 3-м отсеке в РЩ-1. Пожар потушен ВПЛ-52. В порту Александрия силами плавмастерской выполнен аварийный ремонт в течении трех недель.

1976 год по 1979 год (приблизительно)
прошла средний ремонт на КМОЛЗ в гор. Кронштадте.

1979 год
перечислена в состав 161-й брпл 4-й Эскпл СФ с прежним местом базирования.

1980 год с сентября по декабрь
выполнила задачи боевого дежурства.

1981 год, февраль
прошла восстановление технической готовности и докование.

1981 год с 29 марта 5 октября
выполнила задачи боевой службы (командир – кап. 2 ранга Косолапова Д.Н.) в Средиземном море, в ходе которой 06.1981 выполнила заход в порт Тартус (Сирия) для проведения планово-предупредительного ремонта на время которого экипаж был отправлен на базу отдыха в Севастополь. После возвращения экипажа продолжила несение боевой службы в Атлантическом океане, планировался заход на Кубу, который был отменен, лодка возвращена досрочно в пункт базирования. Оценка за поход – «удовлетворительно» в связи с многочисленными неисправностями материальной части.

1982 год
перечислена в состав 96-й брпл 4-й Эскпл СФ с прежним местом базирования.

1982 год, октябрь
выполнила переход в порт Тиват (Югославия) для постановки в средний ремонт. На переходе подводная лодка выполнила учебную атаку на АВУ ВМС США и в штормовых условиях потеряли часть гидроакустических антенн и антенн связи, легкого корпуса и баллонов ВВД.

1983 год
перечислена в состав 211-й брпл 4-й Эскпл СФ с прежним местом базирования.

1983 год, с апреля по май
после завершения ремонта и отработки задач боевой подготовки приняла участие в учениях сил 5-й ОпЭск в Средиземном море.

1983 год с 7 июня по 30 ноября
выполнила задачи боевой службы в Средиземном море, в ходе которой выполнила заход в порт Конакри (Гвинея) для ремонта аппаратуры связи и пополнения запасов, а также в порт Луанда (Ангола) в составе отряда боевых кораблей, обеспечивающих межфлотский переход тяжелого авианосного крейсера «Новороссийск» проекта 1143.2 на ТОФ.

1985 год с октября по 5 ноября
в составе группы подводных лодок Б-840, Б-807, Б-821 выполнила межфлотский переход к новому месту базирования из Екатерининской гавани через акваторию Баренцева, Норвежского, Северного и Балтийского морей в Военную гавань гор. Лиепаи. В Баренцевом море группа попала в тяжелый шторм силой 8–9 баллов.

1985 год 27 ноября
перечислена в состав 22-й брпл 14-й Эскпл БФ с базированием в Военной гавани гор. Лиепая.

1986 год, июль
приняла участие в параде кораблей в акватории Невы в гор. Ленинграде в честь Дня ВМФ. При снятии с якорных бочек, по причине обрыва буксирного троса, течением потащило лодку на бык моста, столкновение с которым предотвратил второй буксир, подставивший свой борт. Уже по прибытию в пункт базирования в Лиепаю, скончался от последствий сердечного приступа НШ 22-й брпл кап.1 ранга Соколов В.Н., находившийся на Б-21 в качестве старшего на борту.

1986 год с августа по октябрь
выполнила задачи боевой службы (командир – кап. 2 ранга Зенюк В.Ф.) в Северном море.

1986 год ноябрь
приняла участие в параде кораблей в акватории Невы в гор. Ленинграде в честь годовщины Октябрьской революции.

1988 год с августа по декабрь 1989 года
прошла средний ремонт на СРЗ-29 «Тосмаре», в гор. Лиепая.

1989 год 3 апреля
присвоено почетное наименование «Брянский комсомолец».

1991 год с февраля по март
выполнила задачи боевой службы (командир – кап. 2 ранга Сырочев К.Ю., старший на борту – ЗКБ 22-й брпл кап. 2 ранга Васильев А.В.) в южной части Балтийского моря. 13.03.1991 – при подготовке к подвсплытию на сеанс связи, попала в трал польского траулера на глубине около 60 м. Порванный трал прошел по корпусу, срезав на мостике репитер гирокомпаса, газоотвод системы РДП, леера и зацепился за турачку кормового шпиля над 6 отсеком, вырвав ее вместе с приводным валом из прочного корпуса. В 6-й отсек началось поступление забортной воды и лишь чудом не произошло короткого замыкания и возгорания в электрических щитах. В результате грамотных, решительных и своевременных действий командира и старшего на борту, был аварийно продут главный балласт с одновременной дачей самого полного хода тремя моторами. Трал был сброшен с корпуса, отверстие в прочном корпусе загерметизировано.

1991 год июль
приняла участие в параде кораблей в акватории Невы в гор. Ленинграде в честь Дня ВМФ.

1992 год 5 февраля
упразднено наименование «Брянский комсомолец».

1992 год июль
приняла участие в параде кораблей в акватории Невы в гор. Ленинграде в честь Дня ВМФ. При проводке подводной лодки под Кировским мостом из-за навигационной ошибки капитана буксира, находившегося в состоянии алкогольного опьянения, подводную лодку развернуло течением поперек фарватера, что привело к срыву ночной навигации на Неве, при этом подводная лодка повреждений не получила.

1993 год июль
приняла участие в параде кораблей в акватории гор. Балтийска в честь Дня ВМФ.

1993 год 23 декабря
в связи с выводом российских войск из Латвии, перечислена в состав 25-й брпл ЛенВМБ с базированием в Купеческой гавани гор. Кронштадта.

1994 год 30 мая
выполнила межбазовый переход из Военной гавани гор. Лиепая в гор. Кронштадт.

1995 год май
поставлена на Балтийский судостроительный завод для конвертации и подготовке к продаже за рубеж.

1995 год 3 июля
исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации.

1995 год лето
прошла докование и конвертовку в плавдоке Канонерского морского завода.

1995 год октябрь
продана бельгийской компании «Maritime Theme Park» для передаче Национальному Музею моря в гор. Зеебрюгге (Бельгия).

1996 год февраль
отбуксирована в Бельгию для постановки на прикол у причала в Рыбной гавани гор. Зеебрюге в качестве экспоната Музея
U-480.

2019 год с 12 по 14 июня
в связи с плохим техническим состоянием, после продажи на металлолом, отбуксирована в порт Гент (Бельгия) для утилизации.


В различных источниках в качестве экспоната Музея в Рыбной гавани гор. Зеебрюге ошибочно указывается Б-143. В действительности, Б-143 закончила службу на ТОФ и за рубеж не передавалась.


Бортовые номера: 480 (..07.1995).


экипаж подводной лодки


экипаж Б-21 проекта 641

фото: общая фотография экипажа Б-21, сделанная по случаю окончания ходовых испытаний
дата: 1965 год, июль
фото предоставил: П. Длугач



историческая справка экипажа


1964 год 12 августа
сформирован экипаж.

1968 год
экипаж произвел смену экипажа Б-6 в период нахождения подводной лодки в порту Александрия (Египет).

1995 год 1 октября
расформирован экипаж.


командиры:

войсковая часть 53114

•   Иванов Виктор Иванович (1964–10.1967);
•   Даньков Ю.Н. (10.67–1971);
•   Перепеч А.И. (1971–1973);
•   Трусов А.Н. (1973–1975);
•   Иванов В.Л. (1975);
•   Голубь В.Н. (1975–1976);
•   Миркитантов И.И. (1976–1981);
•   Ящук В.С. (1981–1983);
•   Косолапов Дмитрий Николаевич (1983–1985);
•   Головко В.С. (1983–1985);
•   Абрамков Н.А. (1985–06.86);
•   Зенюк Валерий Федорович (06.1986–06.1988);
•   Хрулев Андрей Дорианович (06.1988–02.1990);
•   Сырочев Константин Юрьевич (02.1990–07.1995).


дополнительно


Б-21 проекта 641, дополнительная информация

фото: свидетельство о пересечении экватора
дата: 1967 год, май
фото предоставил: П. Длугач


•   Фотоальбом экипажа Б-21, Б-821 «Брянский комсомолец» проекта 641

•   Описание проекта 641

•   Фотоальбом проекта 641

•   Список принятых сокращений


источники:

 

•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Самко Ю.Г. «ВМФ России в Прибалтике», альманах «Тайфун», выпуск № 3, 1998 г.;
•   Титушкин С.И. «Подводные лодки 613 проекта», изд. АНТ-Принт, СПб, 2002 г.;
•   Хромов Н.Е. «Подводные силы Балтийского флота 1906-2006 гг.», изд. «Кладезь», гор. Калининград, 2006 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий;
•   Страницы сайта компании «Maritime Theme Park» http://www.seafront.be/;


Благодарим А. Выгузова и П. Длугач за предоставленные фотографии и дополнения.
Если Вы можете что-либо добавить к приведенным данным, внести уточнения или предоставить фотографии, свяжитесь с автором по e-mail: admin@ruspodplav.ru


Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


© 2009 - 2021 Составитель Илья Курганов и Павел Павлов. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2009 - 2021 Design by Ilya S. Kurganov and Pavel А. Pavlov. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru

Рейтинг@Mail.ru