обстоятельства аварии
8 апреля 1970 г., на 52 сутки похода, в 22.30 подводная лодка всплывала с
глубины 140 метров на сеанс связи. Почти одновременно в рубке гидроакустиков в
3-м отсеке и в труднодоступном месте 7-го отсека из-за короткого замыкания в
кабельных трассах произошел пожар. Увеличив ход с 10 до 16 узлов в 22.36 лодка
всплыла. Очаг возгорания в 3-м отсеке был ликвидирован системой ВПЛ, но из-за
сильного задымления и высокой концентрации угарного газа личный состав 3-го
отсека был выведен 4-й отсек. Очаг пожара в 7-м отсеке был большой интенсивности
из-за поступления масла системы смазки АТГ и раскрытия регенеративных патронов
В-64. Пожар тушился системой ВПЛ. Уже через 2 минуты после начала пожара личный
состав 7-го отсека был выведен в 8-й отсек. Сработала аварийная защита ядерного
реактора левого борта, затем была сброшена аварийная защита ядерного реактора
правого борта. Вышла из строя вся электроэнергетическая система, лодка лишилась
хода, электроэнергии и связи. Командир дал приказание на пуск двух
дизель-генераторов. Оба дизель-генератора были пущены, но принять нагрузку на
них не смогли из-за необесточивания щита гребного электродвигателя в 7-м отсеке.
Через 40 минут работы начался перегрев, и дизель-генераторы пришлось остановить.
Средства пожаротушения применялись не эффективно. Пожар тушили методом
герметизации отсеков. Через 4 мин. после всплытия личный состав пульта ГЭУ, не
занятый в управлении, был переведен в 6-й отсек, а через 30 мин из-за высокой
температуры и загазованности все находившиеся в 6-м отсеке, включившись в
ИДА-59, перешли в 4-й отсек. Тем временем, на пульте ГЭУ остался отрезанным и
погиб весь состав первой смены: инж.-кап. 3-го ранга Хаславский В.Г., инж.-кап.
л-т Чудинов А.С., ст. инж. л-ты Шостаковский Г.В. и Чугунов Г.Н.
Аварийно-спасательный люк 8-го отсека первоначально отдраить не удалось из-за
поступления воздуха в 8-й отсек. Сравнять давление воздуха в 8-м отсеке через
клапан отсоса воздуха водолазом также не удалось. Аварийные партии дважды
осматривали 3-й и 4-й отсеки, при этом потушили вновь возникшее возгорание в 3-м
отсеке в рубке гидроакустиков. В момент объявления тревоги в лазарете после
операции аппендицита находился ст. 1 статьи срочной службы Ильченко Ю. Его ИДА
находился в другом отсеке, и, спасая своего подопечного, начальник медицинской
службы капитан м\с Соловей А.М. отдал ему свой дыхательный аппарат.
9 апреля 1970 г. весь личный состав 4-го отсека выведен на мостик через 3-й
отсек. Израсходовав запас воздуха в ИДА, в кормовых отсеках погибли 15 человек.
В живых чудом остались четверо, в том числе и ст. 1 статьи Ильченко Ю., который
и рассказал о подвиге корабельного врача. В 2 часа ночи был отдраен люк 8-го
отсека и выведено 4 человека, вынесено 13 погибших. К 4 часам утра выведен весь
личный состав кормовых отсеков, в дальнейшем эти отсеки не осматривались, их
состояние оставалось неизвестным. Лодка лежала в дрейфе без связи, были
загазованы отсеки с 3-го по 9-й. На перекличке выяснилось, что в результате
пожара погибло 30 человек. Личный состав расположился в 1-м и 2-м отсеках, часть
– на верхней палубе. Неизвестна была судьба мичмана Посохина С. Кто-то вспомнил,
что перед эвакуацией видел его в отсеке. Тотчас отдраили верхний люк, а через
несколько минут мичман самостоятельно вышел на верх. Он один несколько часов
боролся с пожаром в горящем отсеке. В 14.15 на горизонте появилось судно. Был
подан сигнал пятью красными ракетами. Подошедший сухогруз оказался канадским «Clyvde
Ore». Приблизившись к лодке на 15 кбт, канадское судно обошло по дуге,
развернулось на прежний курс и не оказав помощи терпящей бедствие подводной
лодке, полным ходом удалилось. Для поддержания дифферента была в первый раз
продута кормовая группа ЦГБ.
10 апреля 1970 г. через 30 часов после начала аварии лодку случайно обнаружило
болгарское судно «Авиор» с советским капитаном наставником на борту. Через его
радиостанцию в Варну было передано сообщение об аварии. Из Варны сигнал об
аварии был передан в Москву, только таким образом в ГШ ВМФ стало известно об
аварии. На помощь лодке были посланы: К-83 проекта 629, Б-109, Б-413 проекта
641, рзк «Харитон Лаптев», гидрографические суда «Лотлинь» и «Гирорулевой», брк
«Бойкий», буксир СБ-38 и киллектор КИЛ-22. К 17.00 на «Авиор» была переправлена
группа экипажа из 43 человек, не занятых борьбой за живучесть. В 18.30 были ещё
раз продуты кормовые балластные цистерны. Положение лодки было тяжёлым: запас
ВВД был на исходе, пополнение его не было возможности, поскольку лодка была
обесточена, дифферент на корму постоянно нарастал; погода ухудшалась, запас
баллонов с кислородом для ИДА также был израсходован.
11 апреля 1970 г. к 03.00 к подводной лодке подошёл теплоход «Саша Ковалёв», в
04.20 – теплоход «Комсомолец Литвы», а несколько позже – теплоход «Касимов». К
середине дня подводники с «Авиора» перешли на «Касимов». «Комсомолец Литвы» в
это время безуспешно пытался завести буксирный конец на лодку. Мешала волна 5-6
баллов. В 19.00 это удалось, но трос при первой попытке буксировке лопнул. К
этому времени вся кормовая надстройка лодки от 8-го отсека была постоянно в
воде. В 19.00 из Североморска вышли плавбаза «Волга» с экипажем К-5 и
руководителем операции по спасению – начальником штаба 1-й флотилии контр-адм.
Михайловским А.П., и крейсер «Мурманск» с командующим флотом на борту. В 22.10 в
носовых отсеках стало невозможно находиться – угарный газ поступал через
неплотности переборок. Еще 30 моряков были эвакуированы на «Касимов». На лодке
остались 22 человека, которые разместились в ограждении рубки. Волна проходя от
кормы в нос, заливала уже всю надстройку вплоть до 1 отсека. Дифферент составлял
3-7 градуса на корму.
12 апреля 1970 г. в 02.40 район аварии подошел рзк «Харитон Лаптев». В 06.13
второй помощник судна «Касимов» заметил красную ракету с направления, где была
лодка, а радиолокационная отметка от К-8 быстро исчезла. Через минуту раздались
два сильных гидравлических удара, свидетельствующие о гибели лодки. В 06.35 суда
подошли в точку гибели, но поднять на борт удалось лишь тело одного погибшего –
командира 2-го дивизиона БЧ-5 кап. 3 ранга Рубеко В.П. Было обнаружено и тело
командира кап. 2 ранга Бессонова В.Б., но поднять его не удалось – тело ушло под
корпус «Харитона Лаптева». Подлодка затонула на глубине 4125 метров от потери
продольной остойчивости.
причины
аварии
Поскольку вахтенная документация, как и сам корабль, затонули на большой
глубине, причины пожара остались доподлинно неизвестны. Наиболее вероятная
причина начала аварии – короткое замыкание в силовых сетях из-за их износа.
Накануне не раз случалось падение сопротивления изоляции в силовой сети до нуля,
но каждый раз сопротивление изоляция самостоятельно восстанавливалось и место
замыкания найти не удавалось. Наиболее вероятная причина затопления отсеков –
выгорание кабельных уплотнений и поступление воды через уплотнение дейдвудных
сальников. Потеря остойчивости произошла из-за постепенного вытравливания
воздуха из безкингстонных ЦГБ при сильном волнении и невозможности пополнить
запас ВВД для поддува цистерн. На борту пл погибло 52 человека, из которых 30 –
в ходе борьбы с пожаром и 22 – в результате затопления лодки. На борту лодки
находилось 4 торпеды с ядерным боезапасом.
список
личного состава экипажа, погибшего при аварии
1. Астахов В.Н. ст. м-с;
2. Бессонов В.Б. кап. 2 ранга, командир пл;
3. Блещенков А.И. м-н;
4. Бурцев Н.С. ст. м-с;
5. Бусарев А.С. ст. 1 ст.;
6. Гатаулин Р.Г.ст. 2 ст.;
7. Гусев М.Б. инж.ст. л-т, КТурГ, (прикомандирован с «К-27»);
8. Девяткин В.Н. м-с;
9. Деревянко Л.Н. м-н;
10. Добрынин В.И. гл. ст. ;
11. Ермакович П.С. м-н;
12. Инамуков Б.И. ст. м-с;
13. Кирин А.М. ст. м-с;
14. Колесников В.А. ст. м-с;
15. Комков Н.А. ст. м-с;
16. Коровин Н.М. м-с;
17. Кузнеченко И.Б. инж. кап. л-т, КЭТГ;
18. Кузовков В.И. м-с;
19. Кулаков А.А. ст. м-с;
20. Кулаков В.Г. м-н;
21. Кульш А.С. м-с;
22. Лавриненко А.Н. инж. ст. л-т;
23. Леонов В.В. гл. ст.;
24. Лисин А.И. инж. кап. л-т;
25. Маевский В.Н. м-н;
26. Мажута Ю.А. ст. м-с;
27. Мартынов Л.Ф. м-н;
28. Мишенко В.М. ст. м-с;
29. Паньков Е.В. ст. м-с;
30. Петров Е.А. м-н;
31. Печерских Ю.Ф. м-с;
32. Полежаев Ю.П. ст. л-т;
33. Поликарпов А.В. инж. кап. л-т;
34. Рубеко В.П. инж. кап. 3 ранга, командир дивизиона БЧ-5;
35. Савоник В.В. гл. ст.;
36. Самсонов Е.А. м-с;
37. Соловей А.М. кап. м/с, НМС;
38. Ткачев В.А. кап. 2 ранга, СПК;
39. Устенко А.А. м-н;
40. Федоров Е.Г. ст. 1 ст. ;
41. Фрешер К.Г. м-с;
42. Фролов В.Ф. м-с;
43. Хаславский В.Г. инж. кап. 3 ранга, КДД;
44. Чекмарев Л.Б. ст. 1 ст. ;
45. Чугунов Г.В. инж. ст. л-т, КГДУ;
46. Чудинов А.С. инж. кап. л-т;
47. Шабанов В.А. л-т;
48. Шевцов В.И. инж. л-т, КГДУ;
49. Шишаев А.П. м-с;
50. Шмаков Н.В. ст. л-т;
51. Шостаковский Г.В. инж. ст. л-т, КГ КИПиА;
52. Ясько Н.Ф. инж. кап. л-т.
источники:
• Каширский В.А
«Записки командира атомной подводной лодки», электронная копия издания;
• Костев Г.Г., Костев И.Г. «Неизвестный флот. Люди, факты,
проблемы», Москва, 2004 г.;
• Костев Г.Г. «Военно-морской флот страны. 1945-1995. Взлеты и
падения», 2-е издание, изд. «Глобус». Москва, 2000 г.;
• Справочник «Подводные лодки России», т. 4, ч. 1, изд. ЦКБ МТ
«Рубин», Санкт-Петербург, 1996 г.;
• Страницы сайта «Российский Подводный Флот»
http://www.submarine.id.ru;
• Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.
|