историческая
справка
1976 год 16 марта
зачислена в списки кораблей ВМФ.
1977 год 25 июля
переклассифицирована из крейсерской в большую атомную подводную лодку.
1978 год 22 апреля
заложена на стапеле цеха № 42 ПО «Севмашпредприятие» в гор. Северодвинске.
1980 год
сформирован экипаж.
1981 год с 7 августа по 26 ноября
экипаж прошел обучение по программе подготовки нового формирования в 270-м УЦ
ВМФ в гор. Сосновый Бор.
1983 год 30 мая
торжественно выведена из цеха.
1983 год 3 июня
спущена на воду.
1983 год с июля по август
выполнена программа швартовых испытаний.
1983 год август
торжественно поднят Военно-морской флаг.
1983 год с августа по декабрь
выполнена программа заводских и государственных ходовых испытаний.
1983 год 28 декабря
подписан приемный акт, вступила в строй и передана в опытную эксплуатацию.
1984 год 18 января
включена в состав 6-й дпл 1-й Флпл СФ с базированием в гб. Лопаткина.
1984 год 14 декабря
прибыла к постоянному месту базирования в гб. Лопаткина, к этому времени наплаванность корабля составляла 107 ходовых суток, в том числе около двух
месяцев плавания без гражданских специалистов на борту. В соответствии с
совместным решением ВМФ и Минсудпрома руководство опытной эксплуатации поручено
председателю комиссии – командующему 1 Флпл вице-адм. Чернову Е.Д. и проводилась
по разработанной Главкоматом ВМФ и Мидсудпромом специальной программе.
1985 год 29 июня
экипаж сдал курсовые задачи, введен в состав перволинейных кораблей постоянной
боевой готовности и начал подготовку к глубоководному погружению.
1985 год июль
в губе Западная Лица успешно проведены испытания отстыковки всплывающей камеры.
1985 год 31 июля
вышла в Норвежское море для проведения глубоководных испытаний (командир – кап.
1 ранга Зеленский Ю.А., старший на борту – командующий 1 Флпл вице-адм. Чернов
Е.Д.). На борту находились: Главный конструктор проекта Кормилицин Ю.Н.,
технический руководитель погружения первый заместитель главного конструктора
Романов Д.А., ответственный сдатчик Чувакин В.М., сдаточный механик Леонов Л.П.
1985 год 5 августа
выполнила программу глубоководного погружения. В 12.43 подводная лодка
погрузилась на предельную глубину 1000 метров и оставалась там 51 минуту, при
этом максимальная достигнутая глубина составляла 1027 метров. При всплытии на
800 метрах выполнила прострелку торпедных аппаратов болванками.
1985 год 7 августа
вернулась в пункт базирования, на пирсе подводную лодку встречал командующий СФ
адм. Капитанец И.М.
1985 год с августа по ноябрь
выполнена ревизия механизмов на ПО «Севмашпредприятие» в гор. Северодвинске.
1985 год декабрь
выполнена доковая операция на СРЗ-10 в гор. Полярном для ремонта штока лага.
1985 год 30 декабря
выведена из дока и перешла из гб. Пала к месту постоянного базирования в гб.
Лопаткина.
1986 год
в период опытных тактических учений подводная лодка выполнила в Норвежском море
испытания аварийной газогенераторной системы всплытием с рабочей глубины 800
метров.
1986 год с 30 ноября по 28 февраля 1987 года
выполнила задачи первой боевой службы (командир – кап. 1 ранга Зеленский Ю.А.,
старший на борту ЗКД 6-й дпл – кап. 1 ранга Богатырев А.С.).
1987 год июнь
закончена опытная эксплуатация, подводная лодка принята в эксплуатацию по
прямому назначению.
1987 год с августа по октябрь
выполнила задачи второй боевой службы (командир – кап. 1 ранга Зеленский Ю.А.).
В период выполнения задач боевой службы, 25.09.1987 г., совершила
кратковременный заход в пункт базирования для передачи на берег ИГАГ-1 ст. л-та
Диденко Ю.Н., в связи с обострением у него симптомов сердечной недостаточности.
1989 год 31 января
присвоено почетное наименование «Комсомолец».
1989 года 28 февраля
вышла на третью боевую службу с 604 экипажем
(командир – кап. 1 ранга Ванин Е.А., старший на борту – ЗКД 6-й дпл кап.
1 ранга Коляда Б.Г.).
1989 год 7 апреля
около 11 часов при нахождении подводная лодка на глубине 387 метров в 7-м отсеке
по неизвестной причине возник пожар, из-за разрыва трубопровода ВВД и
стравливания кормовых перемычек ВВД в седьмой отсек, применение системы ЛОХ
оказалось не эффективным, пожар распространился на смежные отсеки, произошло
локальное возгорание и в центральном посту. в 12.26 передано РДО об аварии. К
14.00 обстановка стабилизировалась. В 14.40 установлен визуальный контакт с
самолетом Ил-38. В 16.30 внезапно начал увеличиваться дифферент на корму, в
16.40 по кораблю отдан приказ об эвакуации. В 17.08 в результате поступления
забортной воды через выгоревшие уплотнения в 7-м отсеке, а также, возможно,
через незакрытые бортовые вентиляционные устройства, подводная лодка потеряла
продольную остойчивость и затонула на глубине 1858 метров в точке с координатами
73°43'17 с.ш. 13°15'51 в.д. Вместе с кораблем и в районе затопления утонуло 23
члена экипажа. Тела погибших и оставшиеся в живых подняты на борт
рыбопромысловой базы «Алексей Хлобыстов» и промыслового судна «Ома», затем
переданы на борт таркр «Киров». Всего погибло 42 подводника, в том числе трое –
уже после спасения, в живых осталось 27 человек
подробнее >>.
1989 год 31 декабря
расформирован экипаж.
1989 год с 17 по 26 мая
в ходе первой экспедиции НИС «Академик Мстислав Келдыш» с глубоководными ПА
«Мир», НИС «Персей» с помощью буксируемого гидролокатора бокового обзора
обнаружило затонувшую подводную лодку и возле нее в 700 метрах – отстыкованную
ВСК и затонувший нераскрывшийся спасательный плот. В дальнейшем лодка
обследована на грунте глубоководными аппаратами «Мир-1» и «Мир-2».
1990 год 6 июня
исключена из состава ВМФ.
1991 год с августа по сентябрь
вторая экспедиция НИС «Академик Мстислав Келдыш» к затонувшей лодке.
1992 год
третья экспедиция НИС «Академик Мстислав Келдыш» для осмотра корпуса на предмет
возможности его герметизации с целью недопущения вымывания наружу продуктов
коррозии плутония из боеголовок торпед.
1993 год, август
четвертая экспедиция НИС «Академик Мстислав Келдыш» в ходе которой была
предпринята неудачная попытка поднять ВСК.
1994 год, август
пятая экспедиция НИС «Академик Мстислав Келдыш» в ходе которой были продолжены
работы по герметизации корпуса.
1995 год, август
шестая экспедиция НИС «Академик Мстислав Келдыш» в ходе которой были установлены
титановые заглушки на отверстия в носовой части лодки и
контрольно-регистрирующая аппаратура.
1998 год, июль
седьмая экспедиция НИС «Академик Мстислав Келдыш» в ходе которой было обнаружено
несанкционированное посещение затонувшей подводной лодки иностранными
глубоководными подводными средствами, которые сняли регистрирующую аппаратуру.
Всего за время нахождения в
боевом составе ВМФ совершила 3 боевых службы.
|