Проект 885 «Ясень»

изображение проекта

проект 971

 

Боковой вид К-335 «Гепард» проекта 971. 2001 год.

 

состав проекта

Завод Заводской
номер
Тактический
номер
Наименование Дата
закладки
Дата
спуска
Вступление
в строй
Примечание
1 СМП 501 К-560 Северодвинск 21.12.1993      
Резервные (второй) экипаж: К-560-2


История проектирования

    Научно-исследовательская работа по разработке многоцелевых подводных лодок 4-го поколения начаты в 1977 году. Кораблестроительная программа 1985 года предусматривала развертывание строительства многоцелевых атомных подводных крейсеров 4-го поколения с ракето-торпедным вооружением. 30.10.1986 г. между МО СССР и ленинградским СПМБМ «Малахит» заключен контракт на выполнение опытно-конструкторской работы по проекту 885. Технический проект закончен в 1989 г., но в вскоре был перепроектирован с учетом нового тактико-технического задания, выданного руководством ВМФ в виду разработки и испытаний перспективной и универсальной для разных носителей противокорабельной ракеты 3М-55 «Оникс» в установках вертикального пуска. Постановлением Совета министров СССР от 28.09.1990 г. предписывалось переработать проекта 885 с учетом новых требований.
    Главный конструктор проекта – Пялов В.Н. Новый проект во многом сохранил преемственность от крейсерских подводных лодок проекта 971, прежде всего в вопросах снижения шумности. В 1996 году в связи с недостаточным финансированием работы по строительству головной подводной лодки, заложенной 21.12.1993 г. были фактически заморожены, а из-за отсутствия части контрагентских поставок принято решение об очередном внесении корректировок в проект, позволивших использовать имеемые на складах оборудованием и механизмы из более ранних заделов.
 

Корпус

    Впервые в отечественном подводном кораблестроении применен смешанный полуторный архитектурно-конструктивный тип корпуса, длиной 137 м, шириной – 12,3 м.Легкий корпус формирует носовую и кормовую оконечности и надстройку за ограждением рубки. Также впервые в отечественном кораблестроении торпедные аппараты вынесены из носовой оконечности и расположены под углом к диаметральной плоскости для создания оптимальных условий для работы гидроакустического комплекса. Прочный корпус выполнен из высокопрочной маломагнитной стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм. и разделен на 8 отсеков. Сборка механизмов, устройств и систем выполняется блочным методом с использованием металлических тросовых демпферов вместо традиционных пневматических резинокордных. Оборудование монтируется на вибропоглощающих сотовых каркасах из композиционных материалов, собранных в единый зональный блок. Каждый конструкционный блок покрыт звукоизолирующими панелями.
    Новый метод компоновки блоков и вспомогательного оборудования позволил заметно уменьшить шумность. Корабль оснащен всплывающей спасательной камерой, расположенной в ограждении выдвижных устройств, предназначенной для спасения всего экипажа с глубин вплоть до предельной. Для удобства прохода внутрь прочного корпуса в базовых условиях предусмотрен технологический входной люк 2-го отсека. Имеются спасательные плоты в устройствах контейнерного типа КСУ-600. Наружный корпус подводной лодки покрыт новым противогидроакустическим покрытием типа «Молния».

Энергетическая установка

    Для подводных лодок проекта 885 ОКБМ им. Африкантова И.И. разработало новую водо-водяную паропроизводящую установку КТП-6-85 с реактором КТП-6-185СП тепловой мощностью порядка 200 МВт.Отличительной особенностью нового типа реактора стала интегральная моноблочная компоновка блока, при которой реактор и его первый контур охлаждения монтируются в едином корпусе. Такое решение позволило исключить из конструкции ППУ крупные трубопроводы и, тем самым, облегчить естественную циркуляцию теплоносителя на всех режимах работы, давая тем самым более высокий общий КПД. Конструктивные решения для реактора нового поколения были опробованы на наземном исследовательском стенде КВ-2 с реактором прототипом ТМ-4/КТМ-6 в г. Сосновый Бор, а в 1996 году реактор был допущен к серийному производству. Однако на головном корабле 885-го проекта – К-560 «Северодвинск», заложенном в декабре 1993 года, этот реактор так и не был установлен. Финансовые и технологические сложности, связанные с производством блочной паротурбинной установки для него, привели к тому, что в процессе перепроектирования лодка получила блочную паропроизводящую установку ОК-650В с реактором ВМ-11 предыдущего поколения с тепловой мощностью 190 МВт., аналогичную установленной на проекте 971. Это в значительной мере сократило боевой потенциал субмарины, несмотря на целый ряд остальных принятых на ней решений по снижению шумности главной энергетической установки. Но одновальная блочная паротурбинная установки мощностью на валу 50000 л.с. уже отличается от аналогичных установок 3-го поколения.
    Система управления и защиты ГЭУ – «Андромеда-Б».На линии вала установлен новый малошумный составной винт фиксированного шага. Четыре вспомогательных подруливающих погружных двухскоростных гребных электродвигателя расположены в выдвижных колонках в носовой и кормовой части и обеспечивают самостоятельный маневр корабля в стесненных условиях. Электроэнергетическая установка получает электроэнергию от двух автономных турбогенераторов переменного тока, двух групп свинцово-кислотных аккумуляторных батарей и аварийного дизель-генератора. Двубортная электроэнергетическая сеть с обратимыми преобразователями обеспечивает корабельные потребители силовым питанием частотой 50 Гц. Система управления электроэнергетической системой – «Луга-Б».

Торпедное и ракетное вооружение

     В 5-м ракетном отсеке расположены 32 универсальных пусковых установки вертикального типа, объединенные в блоки по 4 пусковых установки. Применение ракетного комплекса из пусковых установок вертикального типа возможно, как из подводного, так и из надводного положения. Во 2-м торпедном отсеке побортно, под углом к диаметральной плоскости, расположены 10 торпедных аппаратов калибром 533-мм, также побортно во 2-м отсеке имеется 2 торпедопогрузочных устройства.
     Торпедо-ракетный комплекс позволяет применять все виды современных 533-мм торпед и мин, стоящих на вооружении ВМФ: торпеды УСЭТ-80к, «Физик-1», минно-торпедные комплексы МРПК-1, МТПК-2, ПМР-2 и др. Основным ударным комплексом проекта является противокорабельный ракетный комплекс 3К-55 «Оникс» и универсальный комплекс «Калибр-ПЛ» с крылатой ракетой дальнего радиуса действия 3М-14, противокорабельной ракетой 3М-54 и противолодочной ракето-торпедой 91р «Ответ». Кроме того, имеется 6 забортных пусковых установки комплекса противоторпедной защиты «Ласта». В забортных кранцах хранятся 3 переносных зенитный ракетных комплекса «Игла» с боекомплектом в 8 зенитных ракет.
 

Радиоэлектронное вооружение

    РЭВ включает в себя цифровой ГАК МГК-600 «Иртыш-Амфора-Я» нового поколения в составе основной конформной крупногабаритной антенны, включая оптико-волоконные линии передачи информации и прочную капсулу с аппаратурой первичной обработки информации, боковых конформных антенн большой площади, буксируемой антенны с устройством выпуска в обтекателе вертикального оперения, аппаратуры классификации целей «Аякс» с использованием цифровой библиотеки шумов. В состав ГАК интегрированы не только подсистемы обнаружения гидроакустических сигналов и звукоподводной связи, но и станции «малой акустики»: обнаружения полыней и разводий, измерения толщины льда, измерения скорости звука под водой, миноискания.
Сопряжение РЭВ, решение различного рода задач по целеуказанию и применению оружия возложено на БИУС «Округ-С». Решение задач освещения надводной и воздушной обстановки – на радиолокационный комплекс МРКП-59 «Радиан».

Штурманское вооружение

    На корабле установлен навигационный инерциальный комплекс «Симфония-3.2» с гировертикалью «Зыбь», инерциально-навигационной системой «Переколка», спутниковой навигационной системой «Бриз-ПЛ» с возможностью определения места по спутниковым системам «Глонасс», «Навстар», GPS. С комплексом интегрирована унифицированная система измерения скорости и глубины под килем «Амазонка-3.2.». Установлены два перископа: астронавигационный перископ «Кутум» и оптоэлектронный перископ непроникающего типа «Парус-98УП».

Обитаемость

    Весь личный состав размещен в комфортабельных каютах, расположенных в 3-м жилом отсеке. Для приема пищи и других мероприятий используется офицерская кают-компания и столовая личного состава. Медицинский блок состоит из амбулатории и изолятора с отдельным гальюном. Численность экипажа 89 человек. Автономность по запасам – 100 суток.

Строительство серии

    21.12.1993 г. на ОАО «Севмашпредприятие» в г. Северодвинске заложен головной корабль проекта 885 – К-560 «Северодвинск», но в 1996 году, в связи с недостаточным финансированием и срывом поставок от контрагентов работы по строительству корабля заморожены, а в технический проект внесены корректуры, позволяющие использовать ранее имеемый задел по системам и механизмам, предназначенным для других заказов.
    15.0.2010 г. в присутствии Президента РФ Дмитрия Медведева К-560 «Северодвинск» выведен из 55-го цеха в плавдок «Сухона» и 24.06.2010 г. спущен на воду и поставлен к достроечной стенке. Первый выход на заводские ходовые испытания состоялся 12.11.2011 г. 6.11.2013 г. в акватории Белого моря с борта К-560 «Северодвинск» проведены испытания ракет 3М-55 «Оникс».
    30.12.2013 г. подписан приемный Акт, корабль принят в опытную эксплуатацию. 17.06.2014 г. торжественно поднят Военно-морской флаг, корабль принят в состав ВМФ, включен в состав 11-й дивизии подводных лодок СФ с базированием в губе Большая Лопаткина.
    10.12.2014 г. успешно проведены специальные опытные учения по испытанию всплывающей камеры с фактическим отделением с испытательной партией на борту из 5 человек.
    Впервые корабль был представлен широкой общественности на параде кораблей в главной базе СФ в честь 70-ти летия Победы в мае 2015 года. Задачи первой боевой службы (командир – кап. 1 ранга Митяев С.А.). были выполнены летом 2016 года.

тактико-технические характеристики

наименование характеристики

головной заказ

водоизмещение

надводное (тонн):

8600

подводное (тонн):

13800

кораблестроительные элементы

длина наибольшая (м.):

119

ширина корпуса наибольшая (м.):

13,6

осадка средняя для нормального водоизмещения (м.):

9,4

глубина погружения

рабочая (м.):

480

предельная (м.):

600

скорость хода

надводная полная (узл.):

10

подводная полная (узл.):

32

обитаемость

автономность по запасам (сут.):

100

экипаж, общая численность (чел.):

89

вооружение

533-мм носовые торпедные аппараты (шт.):

10

вертикальные пусковые установки (шт.):

8

общий запас боекомплекта (ед.):

40

Дополнительная информация:

•  Фотоальбом проекта 885 «Ясень»

•  Список принятых сокращений

Источники:

•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Бережной С.С. Спирихин С.А. «Надводные корабли и подводные лодки постройки завода № 402 - СМП - в ВМФ СССР. 1944 - 1966 гг.», справочник, изд. СМП, Северодвинск, 2000 г.;
•   Саркисов А.А. (под общей редакцией). «Роль российской науки в создании отечественного подводного флота», изд. «Наука», Москва, 2008 г;
•   Семенов В.Н. «История Подводных сил России на Дальнем Востоке», том 2, Владивосток, 2012 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.


Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


© 2010 - 2020 Составитель Илья Курганов. Все права защищены.
© 2010 - 2020 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved.

© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru


Рейтинг@Mail.ru