Тяжелый атомный подводный крейсер К-208, ТК-208, Дмитрий Донской проекта 941, 941у, 941ум, историческая справка :: Русский Подплав ::

К-208, ТК-208
Дмитрий Донской
проект 941, 941у, 941ум «Акула», заводской номер 711


Тяжелый атомный подводный крейсер ТК-208 Дмитрий Донской проекта 941ум

фото: выход ТК-208 «Дмитрий Донской» из Кольского залива для перехода в Кронштадт
дата: 2017 год, 15 июля
автор фото: Л. Федосеев


Тяжелый атомный подводный крейсер ТК-208 Дмитрий Донской проекта 941ум

фото: уход ТК-208 «Дмитрий Донской» с Большого Кронштадского рейда
дата: 2017 год, 31 июля
автор фото: А. Акентьев


Тяжелый атомный подводный крейсер ТК-208 Дмитрий Донской проекта 941ум

фото: ТК-208 «Дмитрий Донской» в акватории порта Северодвинска
дата: 2019 год, 23 июля
автор фото: С. Бобылев



историческая справка


1976 год, 16 марта
зачислен в списки кораблей ВМФ под номером К-208.

1976 год, 30 июня
заложен в цехе № 55 ПО «Севмашпредприятие» в гор. Северодвинске как головная крейсерская атомная подводная лодка проекта 941.

1977 год, 25 июля
переклассифицирована в тяжелый ракетный подводный крейсер, присвоен новый номер ТК-208.

1980 год, 27 сентября
спущен на воду (выведен из дока).

1980 год, с октября по июнь 1981 года
выполнил программу швартовых испытаний.

1981 год, 19 мая
корабль посетил ГК ВМФ адмирал Флота Советского Союза Горшков С.Г.

1981 год, с июня по август
выполнена программа заводских ходовых испытаний.

1981 год, с ноября по декабрь
выполнена программа государственных ходовых испытания, в ходе которых 27.12.1981 произведен первый успешный пуск баллистической ракеты Р-39. Всего в ходе летных испытаний ракетного комплекса до 10.1982 выполнено 18 успешных пусков баллистических ракет Р-39 комплекса Д-19.

1981 год, 29 декабря
подписан приемный акт, вступил в строй (командир – кап. 1 ранга Ольховиков А.В., председатель комиссии Государственной приемки – ГК ВМФ адм. флота Чернавин В.Н., ответственный сдатчик – Белопольский А.С., сдаточный механик – Павлюк Г.Д., ведущий военпред – кап. 2 ранга Капша С.И.).

1982 год, 9 февраля
включен в состав 18-й дпл 1-й Флпл СФ с базированием гб. Нерпичья гб. Западная Лица, но фактически корабль не был готов к боевой эксплуатации и находился у достроечной стенки завода для завершения наладочных работ. Такое решение было продиктовано напряженной внешнеполитической обстановкой.

1982 год, 9 ноября
с 1-м экипажем на борту введен в состав сил постоянной готовности.

1982 год, 14 декабря
торжественно поднят Военно-морской флаг.

1982 год, 22 декабря
прибыл к постоянному месту базирования в гб. Нерпичья гб. Западная Лица.

1982 год, с 22 декабря по 6 июля 1984 года
выполнена программа опытной эксплуатация корабля.

1982 год, с декабря по январь 1983 года
выполнил задачи первой боевой службы с 1-м экипажем на борту (командир – кап. 1 ранга Ольховиков А.В., старший на борту – КД 18-й дпл контр-адм. Пивнев Ю.В.). В ходе боевой службы выполнено 5 всплытий в ледовых условий с целью проверки возможностей корабля, во время первого всплытия на ракетную палубу было поднято ок. 1200 тонн льда.

1983 год, с февраля по август
прошел межпоходовый ремонт ПО «Севмашпредприятие» в гор. Северодвинске и программу заводских испытаний в Белом море.

1983 год, 21 марта
 корабль посетил Министр обороны СССР маршал Советского Союза Устинов Д.Ф.

1983 год, с июля по август
в полигонах Белого моря выполнена программа настройки и совершенствования навигационного комплекса.

1983 год, сентябрь
выполнены мероприятия по подготовке к высокоширотному походу, в ходе которых отрабатывалась методика всплытия во льдах, выполнены работы по подготовке ракетного комплекса.

1983 год, с 7 по 24 октября
выполнил задачи опытного похода в высокоширотные районы с 1-м экипажем на борту (командир – кап. 1 ранга Ольховиков А.В., старший на борту – командующий 1-й Флпл вице-адм. Чернов Е.Д.). Суммарное время нахождения подо льдом составило 10 суток, выполнено 12 приледнений и 4 всплытия в полыньях. Задачи обеспечения выполняла К-316 проекта 705.

1984 год
завершена программа опытной эксплуатации ракетного комплекса Д-19.

1983 год, с 25 декабря по 29 апреля 1984 года
выполнил задачи второй боевой службы с 1-м экипажем на борту (командир – кап. 1 ранга Ольховиков А.В.) в ходе которой впервые в истории подводного флота выполнил 121-суточный поход без всплытия в надводное положение, суммарное время нахождения подо льдом Баренцева и Карского морей составило 90 суток. По итогам боевой службы за мужество и героизм 137 подводников удостоились государственных наград, а командир – кап. 1 ранга Ольховиков А.В. удостоен звания Героя Советского Союза.

1984 год, 24 июня
выполнена ракетная стрельба одной баллистической ракетой Р-39 со 2-м экипажем на борту (командир – кап. 1 ранга Репин Ю.М.).

1984 год
выполнил задачи третьей боевой службы со 2-м экипажем на борту (командир – кап. 1 ранга Репин Ю.М.).

1984 год
по итогам года 1-й экипаж (командир – кап. 1 ранга Ольховиков А.В.) удостоен звания «Отличный корабль».

1985 год
выполнил задачи четвертой боевой службы со 2-м экипажем на борту (командир – кап. 1 ранга Репин Ю.М., старший на борту – КД 18-й дпл кап. 1 ранга Долотов А.И.).

1985 год, с июня по июль
2-й экипаж (командир – кап. 1 ранга Репин Ю.М.) выполнил задачи боевого дежурства в пункте базирования.

1985 год, 12 сентября
выполнена ракетная стрельба одной баллистической ракетой Р-39 с 1-м экипажем на борту (командир – кап. 1 ранга Иванов В.В.).

1985 год
1-й экипаж (командир – кап. 1 ранга Иванов В.В.) выступил инициатором соревнования в Вооруженных Силах СССР, а по итогам года удостоен звания «Отличный корабль».

1986 год, 17 апреля
при нахождении в пункте базирования в результате неправильных действий дежурно-вахтенной службы 2-го экипажа (командир – кап. 1 ранга Кузьмин А.В.) произошло возгорание 32 селеновых выпрямителей в восьми станциях автоматических пускателей-переключателей ракетного комплекса

1986 год, июнь
выполнил межпоходовый ремонт силами экипажа с привлечением берегового судоремонтного комплекса и СПТБ.

1986 год, с 4 июня по 2 сентября
выполнил задачи пятой боевой службы со 2-м экипажем на борту (командир – кап. 1 ранга Кузьмин А.В.). После возвращения в пункт базирования перешел в порт Северодвинска.

1986 год, 17 сентября
выполнена ракетная стрельба одной баллистической ракетой Р-39 со 2-м экипажем на борту из акватории Белого моря (командир – кап. 1 ранга Кузьмин А.В., старший на борту – ЗКД 18-й дпл кап. 1 ранга Петренко И.Я.).

1986 год, с 24 ноября по 6 января 1987 года
выполнил задачи шестой боевой службы с 1-м экипажем на борту (командир – кап. 1 ранга Плотников В.И.).

1986 год, 3 декабря
корабль занесен на Доску победителей социалистического соревнования передовых соединений, кораблей и частей ВМФ в ЦВММ.

1987 год, 18 января
корабль занесен на Доску Почета передовых частей и кораблей МО СССР.

1988 год, с апреля по май
выполнил задачи седьмой боевой службы с 1-м экипажем на борту (командир – кап. 1 ранга Плотников В.И.).

1988 года, август
в акватории Белого моря выполнил специальные учения по программе «Грунт» и «Россыпь» со 2-м экипажем на борту (командир – кап. 2 ранга Домнин В.И.), в ходе которых впервые в мире осуществил покладку на грунт продолжительностью 3,5 суток. В ходе специальных учений впервые был отработал новый тактический прием «Покладка на грунт с имитацией стрельбы полным боекомплектом ракетного комплекса». После выполнения специальных учений корабль перешел в порт Севродвинска для постановки в плановый средний ремонт. По результатам учений командир – кап. 1 ранга Домнин В.И. награжден орденом Красной Звезды.

1988 год, 10 августа
выведен в резерв 1-й категории, в связи с подготовкой к проведению среднего ремонта.

1988 год, 20 сентября
принят на ПО «Севмашпредприятие» в гор. Северодвинске в средний ремонт с модернизацией по проекту 941у под перспективный ракетный комплекс «Барк». Обеспечение ремонта возложено на 2-й экипаж. Корабль подчинен 339-й брстрремпл БелВМБ.

1989 год, 20 января
выведен в резерв 2-й категории в связи с началом ремонтных работ.

1991 год
из-за проблем с финансированием приостановлены работы по модернизации и ремонту.

1992 год, 3 июня
переклассифицирована в тяжелый атомный подводный крейсер.

1996 год
возобновление ремонтных работ и работ по модернизации, впоследствии модернизация проводилась по проекту 941ум под перспективный ракетный комплекс «Булава-30».

1999 год
ввод в строй отложен из-за задержки разработки и внедрения нового ракетного комплекса.

2000 год, 7 октября
по инициативе Российского военно-исторического центра при правительстве РФ, Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле» и администрации Тульской области присвоено почетное наименование «Дмитрий Донской».

2002 год, 26 июня
выведен из цеха № 55 ФГУП «ПО «Севмаш». На торжественной церемонии присутствовал Министр обороны РФ Иванов С.И.

2002 год, 30 июня
начата программа швартовых испытаний.

2002 год, 26 июля
начата опытная эксплуатация ракетного комплекса «Булава-30».

2002 год по 2003 год
выполнена программа швартовых и заводских ходовые испытания.

2003 год, июнь
выполнена операция по перегрузке активных зон ядерных реакторов.

2003 год, 11 декабря
в период проведения ходовых испытаний выполнил бросковые испытания баллистических ракет комплекса «Булава-30» из надводного положения.

2004 год, с августа по декабрь
выполнена программа заводских ходовых испытаний.

2004 год, 24 августа
завершена программа расширенных послеремонтных испытаний.

2004 год, 23 сентября
проведены успешные бросковые испытания ракетного комплекса «Булава-30» из подводного положения;

2004 год, с 13 ноября по 2 декабря
выполнил заводской выход с целью проверки и настройки навигационного комплекса.

2004 год, декабрь
подписан приемный акт о завершении ремонта с модернизацией (председатель комиссии государственной приемки – КД 18-й дпл контр-адм. Ильиных М.В). Корабль оставлен для дальнейших испытаний в гор. Северодвинске.

2005 год, 27 сентября
в 17.22 из акватории Белого моря из надводного положения выполнен первый пуск баллистической ракеты комплекса «Булава-30» с 1-м экипажем (командир – кап. 1 ранга Романов А.Ю., старший на борту – КД 18-й дпл контр-адм. Ильиных М.В.). Боевой блок ракеты поразил цель на полигоне Кура на Камчатке.

2005 год, 21 декабря
из акватории Белого моря из подводного положения выполнен пуск баллистической ракеты комплекса «Булава-30» с 1-м экипажем (командир – кап. 1 ранга Романов А.Ю., старший на борту – КД 18-й дпл кап. 1 ранга Ткачев А.В.).

2006 год, июнь
выполнен выход в море по плану испытаний ракетного и навигационного комплекса.

2006 год, 7 сентября
в 19.50 из акватории Белого моря из подводного положения выполнен пуск баллистической ракеты комплекса «Булава-30» с 1-м экипажем (командир – кап. 1 ранга Романов А.Ю., старший на борту – КД 18-й дпл кап. 1 ранга Ткачев А.В.). Через несколько минут после старта ракета упала в Белое море.

2006 год, 25 октября
из акватории Белого моря из подводного положения выполнен пуск баллистической ракеты комплекса «Булава-30» с 1-м экипажем (командир – кап. 1 ранга Романов А.Ю., старший на борту – КД 18-й дпл кап. 1 ранга Ткачев А.В.). Ракета отклонилась от курса и самоликвидировалась, обломки ракеты упали в Белое море.

2006 год, 24 декабря
из акватории Белого моря из подводного положения выполнен пуск баллистической ракеты комплекса «Булава-30» с 1-м экипажем (командир – кап. 1 ранга Романов А.Ю., старший на борту – КД 18-й дпл кап. 1 ранга Ткачев А.В.). Отказ двигателя ракеты привёл к её самоликвидации на 4-й минуте полёта, обломки ракеты упали в Белое море.

2007 год, 28 июня
из акватории Белого моря из подводного положения выполнен успешный пуск баллистической ракеты комплекса «Булава-30» с 1-м экипажем (командир – кап. 2 ранга Цыбин О.Г., старший на борту – КД 18-й дпл кап. 1 ранга Ткачев А.В.). Боевой блок ракеты поразил цель на полигоне Кура на Камчатке.

2007 год, 9 октября
корабль посетили Министр обороны Сердюков А.Э. и ГК ВМФ адм. флота Высоцкий В.С.

2007 год, 10 ноября
из акватории Белого моря из подводного положения выполнен успешный пуск баллистической ракеты комплекса «Булава-30» с 1-м экипажем (командир – кап. 2 ранга Цыбин О.Г., старший ев борту – ЗКД 18-й дпл кап. 1 ранга Романов А.Ю.) Отказ двигателя ракеты привёл к её самоликвидации на 1-й минуте полёта, обломки ракеты упали в Белое море.

2008 год, август
выполнен выход в море по плану испытаний ракетного и навигационного комплекса.

2008 год, 18 сентября
в 18.45 из акватории Белого моря из подводного положения выполнен успешный пуск баллистической ракеты комплекса «Булава-30» с 1-м экипажем (командир – кап. 2 ранга Цыбин О.Г., старший на борту – КД 18-й дпл кап. 1 ранга Лиина В.Н.). На этапе разделения боевых блоков произошел отказ системы их разведения, блоки прибыли на полигон Кура на Камчатке.

2008 год, 28 ноября
из акватории Белого моря из подводного положения выполнен успешный пуск баллистической ракеты комплекса «Булава-30» с 1-м экипажем (командир – кап. 2 ранга Цыбин О.Г., старший на борту – КД 18-й дпл кап. 1 ранга Лиина В.Н.). Боевой блок ракеты через 30 минут поразил цель на полигоне Кура на Камчатке.

2008 год, 23 декабря
в 06.00 из акватории Белого моря из подводного положения выполнен пуск баллистической ракеты комплекса «Булава-30» с 1-м экипажем (командир – кап. 2 ранга Цыбин О.Г., старший на борту – КД 18-й дпл кап. 1 ранга Лиина В.Н.). На этапе полета ракета отклонилась от заданной траектории, что привело к ее самоликвидации.

2009 год, 15 июля
из акватории Белого моря из подводного положения выполнен пуск баллистической ракеты комплекса «Булава-30» с 1-м экипажем (командир – кап. 1 ранга Цыбин О.Г., старший на борту – командир 339-й брстрпл кап. 1 ранга Журавлев А.Н.). Ракета самоликвидировалась после нештатного срабатывания первой ступени на 20-й минуте полета, обломки ракеты упали в Белое море.

2009 год, 9 декабря
из акватории Белого моря из подводного положения выполнен пуск баллистической ракеты комплекса «Булава-30» с 1-м экипажем (командир – кап. 1 ранга Цыбин О.Г., старший на борту – командир 339-й брстрпл кап. 1 ранга Воложинский М.О. Первая и вторая ступень ракеты отработали успешно но на этапе полета ракета отклонилась от заданной траектории, что привело к ее самоликвидации, обломки ракеты упали в Белое море.

2010 год
перечислен в постоянный состав 339-й обрстрпл БелВМБ.

2010 год, 7 октября
из акватории Белого моря из подводного положения выполнен успешный пуск баллистической ракеты комплекса «Булава-30» с 1-м экипажем (командир – кап. 1 ранга Цыбин О.Г.). Боевой блок ракеты поразил цель на полигоне Кура на Камчатке.

2010 год, 29 октября
в 05.10 из акватории Белого моря из подводного положения выполнен успешный пуск баллистической ракеты комплекса «Булава-30» с 1-м экипажем (командир – кап. 1 ранга Цыбин О.Г.). Боевой блок ракеты поразил цель на полигоне Кура на Камчатке.

2011 год, июнь
выполнен выход в море по плану испытаний ВиВТ.

2014 год, июнь
выполнен 10-ти суточный выход в море по плану испытаний ВиВТ.

2014 год, июль
выполнил задачи обеспечения государственных ходовых испытаний апкр К-551 «Владимир Мономах» проекта 955 в полигонах Белого моря.

2014 год, с августа по сентябрь
выполнил задачи обеспечения испытаний ВиВТ совместно с апкр К-560 «Северодвинск» проекта 885 в полигонах Белого моря.

2015 год, с июня по июль
выполнен 20-ти суточный выход в море по плану испытаний ВиВТ.

2015 год, с 3 сентября
выполнен недельный выход в море по плану испытаний ВиВТ.

2017 год, с 15 по 25 июля
выполнил межфлотский переход с СФ на БФ (командир – кап. 1 ранга Цыбин О.Г.) для участия в праздновании Дня ВМФ.

2017 год, 31 июля
принял участие в Главном Военно-морском параде в честь Дня ВМФ на Большом Кронштадском рейде.

2017 год, август
выполнил межфлотский переход с БФ на СФ к постоянному месту базирования.

2018 год, 30 июля
принял участие в Военно-морском параде в честь Дня ВМФ на рейде гор. Североморска.

2018 год по 2019 год
прошел заводской ремонт.

2019 год, с июня по июль
выполнил программу послеремонтных ходовых испытаний в Белом море.

2019 год по 2021 год
принимал участие в обеспечении испытаний новых атомных подводных лодок и испытания ВиВТ.

2021 год, 23 августа
почетное наименование «Дмитрий Донской» передано апкр проекта 955а (заводской № 209).

 

находится в составе ВМФ


За время нахождения в составе ВМФ выполнила шесть боевых служб. Указом Президиума Верховного совета СССР от 02.02.1984 первому командиру – кап. 1 ранга Ольховикову А.В. за освоение корабля, новой техники и оружия, проявленные при этом мужество и героизм, присвоено звание Героя Советского Союза.


Бортовые номера: ..?..


экипаж подводной лодки


историческая справка 1-го экипажа


1976 год, с 12 августа по 10 октября
сформирован экипаж.

1976 год, с октября по январь 1980 года
экипажа прошел обучения в 93-м УЦ ВМФ в гор. Палдиски (Эстонской ССР).

1980 год, 27 сентября
экипаж вместе со 2-м экипажем и 508-й техническим экипажем временно подчинен 339-й обрстрпл БелВМБ.

1987 год
Комсомольская организация экипажа награждена переходящим Красным знаменем ЦК ВЛКСМ «Лучшему кораблю ВМФ».

1990 год, сентябрь
экипаж (командир – кап. 1 ранга Абрамов И.В.) на борту ТК-20 успешно отработал тактический прием «Выполнение ракетной стрельбы с грунта».

1990 год
по итогам года экипаж (командир – кап. 1 ранга Абрамов И.В.) занял 1-е место среди экипажей ракетных 1-й Флпл СФ.

1991 год
экипаж (командир – кап. 1 ранга Абрамов И.В., старший на борту – НШ 18-й дпл кап. 1 ранга Плотников В.И.) выполнил задачи боевой службы на борту ТК-20.

1992 год, с августа по сентябрь
экипаж (командир – кап. 1 ранга Федоренко И.В.) выполнил задачи боевого дежурства в пункте базирования на борту ТК-20.

1992 год, 12 октября
экипаж (командир – кап. 1 ранга Федоренко И.В.) на борту ТК-20 выполнил ракетную стрельбу с пуском 3-х баллистических ракет Р-39 с оценкой «отлично».

1992 год
экипаж (командир – кап. 1 ранга Федоренко И.В., старший на борту – НШ 18-й дпл кап. 1 ранга Плотников В.И.) выполнил задачи боевой службы на борту ТК-20.

1995 год
экипаж (командир – кап. 1 ранга Якимов Ю.М., старший на борту – КД 18-й дпл контр-адм. Домнин В.И.) выполнил задачи последней автономной боевой службы для проекта 941 на борту ТК-20.

1995 год
экипаж (командир – кап. 1 ранга Якимов Ю.М.) на борту ТК-13 выполнил ракетную стрельбу с пуском 3-х баллистических ракет Р-39.

1995 год
по итогам года экипаж (командир – кап. 1 ранга Якимов Ю.М.) объявлен лучшим на СФ по ракетной подготовке.

1996 год, сентябрь
подписан договор об установлении шефских связей между экипажем и Министерством РФ по атомной энергии.

1996 год, 22 декабря
подписан договор о шефстве между экипажем и Министерством РФ по атомной энергии.

1999 год, 17 ноября
экипаж (командир – кап. 1 ранга Шняк С.А.) на борту ТК-12 выполнил ракетную стрельбу с пуском 2-х баллистических ракет Р-39.

2000 год, с сентября по октябрь
экипаж (командир – кап. 1 ранга Шняк С.А.) выполнил задачи боевого дежурства в пункте базирования на борту ТК-20.

2003 год
экипаж прошел обучение в 510-м УЦ ВМФ в гор. Обнинске.

2005 год
экипаж (командир – кап. 1 ранга Романов А.Ю.) признан лучшим в 18-й дпл по итогам боевой подготовки.

2006 год
экипаж (командир – кап. 1 ранга Романов А.Ю.) признан лучшим в 18-й дпл и 11-й Эскпл по итогам боевой подготовки и награжден Кубком главы администрации ЗАТО Заозерск «Лучшему кораблю».

2007 год
экипаж (командир – кап. 1 ранга Цыбин О.Г.) признан лучшим в 18-й дпл по итогам боевой подготовки.
 

находится в составе ВМФ


командиры:

 

•   Ольховиков Александр Васильевич (30.11.1976-17.11.1985);
•   Иванов Валерий Владимирович (17.11.1985–10.11.1986);
•   Плотников Василий Иванович (10.11.1986–12.01.1989);
•   Абрамов Игорь Викторович (1989–1991);
•   Федоренко Игорь Васильевич (22.06.1991–01.12.1992);
•   Турчин Владимир Викторович (01.12.1992–01.09.1994);
•   Якимов Юрий Михайлович (1994–1997);
•   Шняк Сергей Александрович (1997–2001);
•   Романов Аркадий Юрьевич (2001–2006);
•   Цыбин Олег Геннадьевич (2006–..?..).


историческая справка 2-го экипажа


1977 год
сформирован экипаж.

1983 год, 12 апреля
экипажем на борту ТК-208 сдан курс боевой подготовки, экипаж введен в 1-ю линию.

1989 год
экипаж переформирован в 90-й технический экипаж на период ремонта и модернизации ТК-208 с подчинением 339-й брстрремпл БелВМБ.

2005 год, 1 сентября
вновь сформирован 2-й экипаж переформированием из 1-го экипажа ТК-20.

2009 год, 1 декабря
расформирован экипаж
 


командиры:

 

•   Паршиков Валерий Михайлович (1977);
•   Бабин Николай Михайлович (1977–1984);
•   Репин Юрий Михайлович (14.06.1984–12.12.1985);
•   Кузьмин Александр Викторович (1985–1987);
•   Домнин Владимир Иванович (06.11.1987–26.09.1989);
•   Едыханов Виктор Габидович (1989);
•   Серёгин Сергей Иванович (2005–2009).


дополнительно


Тяжелый атомный подводный крейсер ТК-208 Дмитрий Донской проекта 941ум

фото: ТК-208 в плавдоке «Сухона» выводится из бассейна
дата: 1980 год, сентябрь
фото: ПО «Севмашпредприятие»


Тяжелый атомный подводный крейсер ТК-208 Дмитрий Донской проекта 941ум

фото: ТК-208 «Дмитрий Донской» в плавдоке «Сухона» после вывода из цеха
дата: 2002 год, июнь
фото: ПО «Севмашпредприятие»


•   Описание проекта 941 и модификаций

•   Фотоальбом проекта 941 и модификации

•   Фоторепортаж  «Дмитрий Донской» и «Пётр Великий» прибыли в Кронштадт»

•   Список принятых сокращений


видео



источники:

 

•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Бережной С.С., Спирихин С.А. «Надводные корабли и подводные лодки постройки завода № 402 - СМП - в ВМФ СССР. 1944 - 1966 гг.», справочник, изд. СМП, Северодвинск, 2000 г.;
•   Реданский В.Г., «Во льдах и подо льдами» «Тайные операции подводных лодок флотов», изд. «Издательский дом «Вече», Москва, 2004 г
•   Тимофеев Р.А. «К северному полюсу на первой атомной», «Подводное кораблестроение, прошлое, настоящее, будущее», выпуск № 4, изд. СПМБМ «Малахит», СПб, 1995 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий;
•   Справочник «Подводные лодки России», т. 4, ч. 1, изд. ЦКБ МТ «Рубин», СПб, 1996 г.;


Благодарим А. Акентьева, С. Бобылева и Л. Федосеева, предоставивших фотографии и дополнения.
Если Вы можете что-либо добавить к приведенным данным, внести уточнения или предоставить фотографии, свяжитесь с автором по e-mail: admin@ruspodplav.ru


Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


 

 

 


© 2009 - 2021 Составитель Илья Курганов. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
 © 2009 - 2021 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru

Рейтинг@Mail.ru