Проект 971 «Щука-Б» и модификации

изображение проекта

проект 971

 

Боковой вид К-335 «Гепард» проекта 971. 2001 год.

проект 971

 

1 - щит мостика, 2 - командирский перископ, 3 - выдвижная штанга проблескового огня, 4 - ПМУ МРКП-58, 5 - ПМУ «Кора», 6 - ПМУ «Анис», 7 - ПМУ «Синтез», 8 - РКП, 9 - ПМУ «Зона».

 

состав проекта

Завод Заводской
номер
Тактический
номер
Наименование Дата
закладки
Дата
спуска
Вступление
в строй
Примечание
1 К-н-А 501 К-284 Акула 11.11.1983      
2 К-н-А 502 К-263 Дельфин, Барнаул 09.05.1985      
3 К-н-А 513 К-322 Кашалот 05.09.1986      
4 К-н-А 514 К-391 Кит, Братск 23.02.1988     971м
5 К-н-А 515 К-331 Нарвал, Магадан 28.12.1989      
6 К-н-А 516 К-419 Морж, Кузбасс 28.07.1991      
7 К-н-А 517 К-295 Дракон, Самара 07.11.1993     ГВ, 971м
8 К-н-А 518 К-152, S-71 Нерпа, Chakra 1993     ГВ, 971и
9 К-н-А 519     1994     не достроена
10 К-н-А 520           не достроена
11 К-н-А 521           не достроена
1 СМП 821 К-480 Барс, Акбарс 22.05.1985      
2 СМП 822 К-317 Пантера 16.12.1986      
3 СМП 831 К-461 Волк 14.11.1987     971м
4 СМП 832 К-328 Леопард 26.10.1988     КЗ, 971м
5 СМП 833 К-154 Тигр 10.05.1989      
6 СМП 834 К-157 Вепрь 13.07.1990      
7 СМП 835 К-335 Гепард 23.09.1991      
8 СМП 836 К-337 Кугуар 18.08.1992     не достроена
9 СМП 837 К-333 Рысь 31.08.1993     не достроена
Резервные (номерные) экипажи: 2, 78, 266, 281, 282, 588, 608, 615, 622, 633


История проектирования

    Для расширения фронта строительства многоцелевых подводных лодок третьего поколения, в июле 1976 года было принято решение создать на базе проекта 645 с титановым корпусом, более дешевую модификацию с корпусом из стали. Поэтому разработка подводной лодки, получившей проектный номер 971 и шифр «Щука-Б», велась в ленинградском СКБ-143 «Малахит» на основании прежнего тактико-технического задания, минуя стадию эскизного проектирования. Главный конструктор проекта с августа 1976 года – Чернышов Г.Н., после 1997 года – Фарафонтов Ю.И., главный наблюдающий от ВМФ – кап. 2 ранга Богаченко И.П. Группа главного конструктора сформирована в августе 1976 года.
    Технический проект, работа над которым начата по совместному решению Министерства судостроительной промышленности и ВМФ от 27 июля 1976 года, был утвержден 13 сентября 1977 года, но в последующем неоднократно корректировался в связи с необходимостью приблизить технологический уровень гидроакустического комплекса к уровню американского ГАК AN/BQQ-5 с цифровой обработкой сигнала, а также необходимостью размещения на подводной лодке нового оперативно-тактического комплекса крылатых ракет 3М-10 «Гранат». При этом одна из основных задач, которая стояла перед разработчиками – удержание проекта в рамках водоизмещения заявленного в эскизном проекте была успешно решена.
    В ходе доработки проекта, завершившейся в 1988 году, новая лодка получила цифровой гидроакустический комплекс МГК-540 «Скат-3» с протяженной буксируемой антенной и систему управления вооружением, предусматривающей использование крылатых ракет из штатных 533-мм торпедных аппаратов, установки запуска приборов гидроакустического противодействия.
    Кроме того, в конструкции подводных лодок 971 проекта были использованы такие новаторские решения, как комплексная автоматизация с «разумным уровнем», сосредоточение управление кораблем и оружием в пределах главного командного пункта, применение всплывающей спасательной камеры на весь экипаж, применение аварийной системы порохового продувания ЦГБ, размещение жилых помещений, камбузного, медицинского блока, а также зоны отдыха в одном отсеке, что позволило существенно улучшить условия обитаемости по сравнению с подводными лодками 2-го поколения без увеличения занимаемых объемов. Проектирование окончено в 1980 году.
    Особенностью нового проекта стало существенное, по сравнению с лучшими показателями лодок 2-го поколения, примерно в пять раз, снижение уровня шумности, который предполагалось достичь за счет реализации более ранних наработок и заделов по другим проектам как конструкторского коллектива СКБ-143, так и и специалистов ЦНИИ им. академика Крылова А.Н.
    Как и корабли проекта 945, новая лодка предназначалась для ведения борьбы с подводными лодками и корабельными группировками противника на морских и океанских ТВД, осуществления минных постановок, ведения разведки и участия в проведении операций специального назначения.

Корпус

    Конструкция подводной лодки – классическая двухкорпусная, по своей концепции продолжает традиционный двухкорпусный архитектурный тип с "лимузинным" ограждением выдвижных устройств и развитым кормовым оперением, на котором размещена гондола буксируемой антенны УПВ-1-3. Прочный корпус выполнен из высокопрочной стали с пределом текучести 100 кгс/см2 и разделен водонепроницаемыми переборками на 6 обитаемых отсеков с румпельным отделением. Легкий корпус покрыт композитным противорадиолокационным покрытием. При строительстве лодок широко использовался блочный метод. Основное оборудование смонтировано на амортизированных блоках, которые после гидравлических испытаний прочного корпуса устанавливались внутрь прочного корпуса на специальные резинокордные пневматические амортизированные фундаменты и ограничители. При монтаже систем использовалась развитая система двухкаскадной амортизации: механизмы и щумоизлучающее оборудование смонтировано на местных амортизаторах, соединение трубопроводов имеют резинокордные проставки, а амортизированные фундаменты блока образуют второй каскад амортизации.

проект 971

«К-419» «Кузбасс» на замере физических полей в б. Жировая. (2008 г., источник: www.forums.airbase.ru)

проект 971

«К-154» «Вепрь» на замере физических полей в Мотовском заливе. (12.04.2004 г., предоставил: В. Костриченко)

Энергетическая установка

    Атомная энергетическая установка, унифицированная для лодок 3-го поколения, состоит из парогенерирующего блока типа ОК-650Б с водо-водяным ядерным реактором на тепловых нейтронах с тепловой мощностью 190 МВт и титановыми парогенераторами, и одновальной блочной паротурбинной установки ОК-9ВМ «Сапфир» мощностью на валу 50000 л.с. На линии вала, ступица которого вынесенна далеко за кормовое оперение, размещен малошумный семилопастной винт постоянного шага с серповидными лопастями. Электроэнергетическая установка состоит из двух турбогенераторов типа ТМ-3200, дизель-генератора АСДГ-1000, двух групп аккумуляторных батарей, размещенных в 1-м отсеке, а также резервного движительного комплекса в откидных колонках ГАП-300, позволяющего маневрировать в стесненной акватории и развивать скорость хода до 5 узлов. Двубортная электроэнергетическая сеть с обратимыми и высокочастотными преобразователями, размещенными в 3-м и 4-м отсеке, обеспечивает корабельные потребители силовым питанием частотой 50 Гц и 400 Гц.

Торпедное и ракетное вооружение

     Атомная подводная лодка 971 проекта получила мощное ударное ракето-торпедное вооружение, значительно превосходящее потенциал всех существующих в ВМФ многоцелевых подводных лодок других проектов. В первом отсеке размещаются четыре 533-мм и четыре 650-мм торпедных аппарата, с традиционным для отечественных подводных лодок носовым двухрядным расположением в верхней части носовой оконечности. Под трубами торпедных аппаратов в межкорпусном пространстве размещена герметичная капсула и выгородка с антенной ГАК, закрытая стеклопластиковым обтекателем. Для погрузки оружия используется торпедопогрузочное устройство, расположенное в носовой нише между торпедными аппаратами и торпедопогрузочный люк большого диаметра.
    Торпедо-ракетный комплекс позволяет применять все виды современных торпед, ракето-торпед и мин, стоящих на вооружении ВМФ: торпеды ВА-111 «Шквал», УСЭТ-80, «Физик-1», 65-76А, ракето-торпеды 81р, 83р, 84р, 86р, 88р, минно-торпедные комплексы МРПК-1, МТПК-2, ПМР-2 и др. Через торпедные 533-мм аппараты осуществляется запуск крылатых ракет комплекса 3М-10 «Гранат» под управлением корабельной системы управления стрельбой «Акация». Постановка мин также осуществляется через торпедные аппараты. Управление процессом подготовки к стрельбе и перегрузкой боезапаса осуществляет система централизованного автоматического управления торпедными аппаратами, устройствами быстрого заряжания «Гринда».

проект 971

Запуск крылатой ракеты комплекса «Гранат» из подводного положения подводной лодкой ТОФ. (2011 г., источник: www.forums.airbase.ru)

Радиоэлектронное вооружение

    РЭВ включает в себя ГАК МГК-540 «Скат-3» с цифровой системой обработки информации, в состав которого входят носовая и бортовые антенны большой площади, а также буксируемая протяженная антенна, размещенная в гондоле на кормовом стабилизаторе. За счет малого уровня собственных помех, дальность обнаружения целей посредством нового комплекса возросла по сравнению с ГАС, установленных на лодках второго поколения, в три раза. Значительно сократилось и время определения параметров движения цели. Кроме ГАК, подводные лодки проекта 971 снабжены высокоэффективной, не имеющей мировых аналогов системой обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по кильватерному следу МНК «Тукан-2». Установленная на лодке аппаратура позволяет фиксировать такой след спустя многие часы после прохождения подводной лодки противника. В комплексе с МГК-540 работают другие станции: ГАС миноискания МГ-519 «Арфа-М», ГАС измерения скорости звука в воде «Жгут-М», ГАС определения начала кавитации гребных винтов МГ-512 «Винт-М», эхоледомер МГ-518 «Север-М», навигационный обнаружитель разводий во льдах НОР-1, навигационный обнаружитель круговой НОК-1.
    Сопряжение РЭВ, решение различного рода задач по навигации, целеуказанию и применению оружия возложено на БИУС «Омнибус». Решение задач освещения надводной и воздушной обстановки возложено на радиолокационный комплекс МРКП-58 «Радиан».
    Комплекс радиосвязи «Молния-МЦ» с системой космической связи «Цунами-БМ» и буксируемой антенной типа К-659 «Залом», позволяет осуществлять связь по всем радиосетям и принимать сигналы боевого управления, находясь в подводном положении.

Штурманское вооружение

    На корабле установлены навигационный комплекс «Симфония-У» с комплексом электропитания «Старт» и приборы измерения глубины под килем, лаг «Самшит-М», а также средства спутниковой навигации типа АДК-4М, «Бриз-ПЛ».

Обитаемость

    Весь личный состав размещен в комфортабельных каютах, имеющих внутреннюю телефонную сеть и кабельное телевизионное вещание через ТВ-систему МТК-110. Для приема пищи и других мероприятий используется офицерская кают-компания и кают-компания старшин. Медицинский блок состоит из амбулатории и изолятора с отдельным гальюном. Всего на подводной лодке имеется 5 гальюнов, один из которых расположен в 3-м, остальные – в жилом 2-м отсеке. Умывальники установлены во всех каютах. Помывка личного состава проводится в душевых кабинах опресненной водой, имеется сауна, комната отдыха и спортивный зал с тренажерами. Все жилые помещения расположены во 2-м отсеке. Автономность по запасам – 100 суток. Поддержание параметров воздуха обеспечивается системой регенерации воздуха «Астра-3».

Строительство серии

    Головная лодка подводная лодка проекта К-284 была заложена на заводе в гор. Комсомольск-на-Амуре в ноябре 1983 года. Уже в процессе ее испытаний было выявлено достижение качественно более высокого уровня акустической скрытности. Уровень шумности К-284 на 12-15 дБ (т.е. в 4–4,5 раза) оказался ниже шумности самой малошумной на то время отечественной лодки предшествующего поколения – 671ртм.
    Вторым заводом, продолжившим строительство серии, стало Севмашпредприятие в гор. Северодвинске, где в мае 1985 года была заложена «К-480.
    Одновременно с постройкой кораблей данного типа осуществлялась программа их модернизации, направленная на совершенствование акустических характеристик и расширение боевых возможностей. Так, начиная с зак. 514 для ТОФ и с зак. 822 для СФ, на подводных лодках были установлены в межбортном пространстве в носовой оконечности решетчатые торпедные аппараты для запуска средств комплекса гидроакустического противодействия, заметно улучшены акустические характеристики. Тем самым, фактически была реализована 2-я серия лодок 971 проекта, получившая по классификации НАТО обозначение «Improved Akula».
    Последняя подводная лодка, предназначенная для отечественного ВМФ, вступила в состав флота в ноябре 2001 года.

тактико-технические характеристики (1-я и 2-я серия)

наименование характеристики

головной заказ

водоизмещение

надводное (тонн):

8140

подводное (тонн):

10500

кораблестроительные элементы

длина наибольшая (м.):

110,3

ширина корпуса наибольшая (м.):

13,6

осадка средняя для нормального водоизмещения (м.):

9,68

запас плавучести от нормального водоизмещения (%):

28,5

глубина погружения

рабочая (м.):

480

предельная (м.):

600

скорость хода

надводная полная (узл.):

10

подводная полная (узл.):

34,4

под РДК (узл.):

4,5

обитаемость

автономность по запасам (сут.):

100

экипаж, общая численность (чел.):

73

экипаж, в т.ч. офицеров (чел.):

33

вооружение

533-мм носовые торпедные аппараты (шт.):

4

650-мм носовые торпедные аппараты (шт.):

4

общий запас боекомплекта (ед.):

40


Модернизация серии

    Cеверное машиностроительное предприятие, опередив по технологическому заделу завод в Комсомольске-на-Амуре, в 1990 году приступило к строительству 3-й серии лодок 971 проекта (в различных источниках ошибочно обозначаются как проект 971у и 971м). Но из-за нарушения системы контрагентских поставок и сокращения объемов финансирования, успело построить только плак К-154 «Вепрь» и К-335 «Геперд», получивших по классификации НАТО обозначение «Akula-II» и «Akula-III» соответственно. Эти две подводные лодки между собой имеют, главным образом, только внешние различия, поскольку для достройки зак. 834 были использованы конструкции, уже имевшиеся на заводе. Но в остальном, по составу нового оборудования, изменений в конструкциях корпуса и т.п., они идентичны. Заложенные зак. 836 и зак. 837 (К-337 «Кугуар» и К-333 «Рысь») были разобраны на стапелях, а их корпусные конструкции переданы для строительства лодок 955 проекта. Заложенные на Амурском судостроительном заводе зак. 520 и зак. 521 сняты со строительства в готовности 24% и 12% соответственно и в последующем разделаны на металл.
    Впоследующем, при глубокой модернизации были реализованы:
971и - модернизация серийной пл для передачи в аренду ВМС Индии;
971м - глубокая модернизация с использованием технологического задела для лодок 4-го поколения.
   
В январе 2004 года заключен контракт с ВМС Индии на достройку с глубокой модернизацией по проекту 971и с последующей сдачей в аренду индийским ВМС зак. 518 – К-152 «Нерпа». В индийском флоте подводная лодка получила наименование INS S-71 «Chakra».

INS S-72 «Chakra» в Индийском океане. (04.2012 г., источник Indian Navy)

тактико-технические характеристики (3-я серия)

наименование характеристики

головной заказ

водоизмещение

надводное (тонн):

8500

подводное (тонн):

12700

кораблестроительные элементы

длина наибольшая (м.):

112

ширина корпуса наибольшая (м.):

13,6

скорость хода

надводная полная (узл.):

10,5

подводная полная (узл.):

33,5

обитаемость

экипаж, общая численность (чел.):

76

Дополнительная информация:

•  Фотоальбом 971 «Щука-Б» и модификации

•  Список принятых сокращений

Источники:

•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Бережной С.С. Спирихин С.А. «Надводные корабли и подводные лодки постройки завода № 402 - СМП - в ВМФ СССР. 1944 - 1966 гг.», справочник, изд. СМП, Северодвинск, 2000 г.;
•   Саркисов А.А. (под общей редакцией). «Роль российской науки в создании отечественного подводного флота», изд. «Наука», Москва, 2008 г;
•   Семенов В.Н. «История Подводных сил России на Дальнем Востоке», том 2, Владивосток, 2012 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.


Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


© 2010 - 2019 Составитель Илья Курганов. Все права защищены.
© 2010 - 2019 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved.

© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru


Рейтинг@Mail.ru