История проектирования
Для расширения фронта строительства многоцелевых
подводных лодок третьего поколения, в июле 1976 года
было принято решение создать на базе проекта 645 с
титановым корпусом, более дешевую модификацию с
корпусом из стали. Поэтому разработка подводной
лодки, получившей проектный номер 971 и шифр «Щука-Б»,
велась в ленинградском СКБ-143 «Малахит» на
основании прежнего тактико-технического задания,
минуя стадию эскизного проектирования. Главный
конструктор проекта с августа 1976 года – Чернышов
Г.Н., после 1997 года – Фарафонтов Ю.И., главный
наблюдающий от ВМФ – кап. 2 ранга Богаченко И.П.
Группа главного конструктора сформирована в августе
1976 года.
Технический проект, работа над которым начата по совместному
решению Министерства судостроительной промышленности
и ВМФ от 27 июля 1976 года, был утвержден 13
сентября 1977 года, но в последующем неоднократно
корректировался в связи с необходимостью приблизить
технологический уровень гидроакустического комплекса
к уровню американского ГАК AN/BQQ-5 с цифровой
обработкой сигнала, а также необходимостью
размещения на подводной лодке нового
оперативно-тактического комплекса крылатых ракет
3М-10 «Гранат». При этом одна из основных задач,
которая стояла перед разработчиками – удержание
проекта в рамках водоизмещения заявленного в
эскизном проекте была успешно решена.
В ходе доработки проекта, завершившейся в 1988 году, новая
лодка получила цифровой гидроакустический комплекс
МГК-540 «Скат-3» с протяженной буксируемой антенной
и систему управления вооружением, предусматривающей
использование крылатых ракет из штатных 533-мм
торпедных аппаратов, установки запуска приборов
гидроакустического противодействия.
Кроме того, в конструкции подводных лодок 971 проекта
были использованы такие новаторские решения, как
комплексная автоматизация с «разумным уровнем»,
сосредоточение управление кораблем и оружием в
пределах главного командного пункта, применение
всплывающей спасательной камеры на весь экипаж,
применение аварийной системы порохового продувания ЦГБ, размещение жилых помещений, камбузного, медицинского блока, а также зоны отдыха в одном
отсеке, что позволило существенно улучшить условия
обитаемости по сравнению с подводными лодками 2-го
поколения без увеличения занимаемых объемов.
Проектирование окончено в 1980 году.
Особенностью нового проекта стало существенное, по сравнению с
лучшими показателями лодок 2-го поколения, примерно в пять раз, снижение уровня
шумности, который предполагалось достичь за счет реализации
более ранних наработок и заделов по другим проектам как конструкторского
коллектива СКБ-143, так и и специалистов ЦНИИ им. академика Крылова А.Н.
Как и корабли проекта 945, новая лодка предназначалась для
ведения борьбы с подводными лодками и корабельными
группировками противника на морских и океанских ТВД,
осуществления минных постановок, ведения разведки и
участия в проведении операций специального
назначения.
Корпус
Конструкция подводной лодки – классическая
двухкорпусная, по своей концепции продолжает традиционный двухкорпусный архитектурный тип с "лимузинным"
ограждением выдвижных устройств и развитым кормовым
оперением, на котором размещена гондола буксируемой
антенны УПВ-1-3. Прочный корпус выполнен из
высокопрочной стали с пределом текучести 100 кгс/см2
и разделен водонепроницаемыми переборками на 6
обитаемых отсеков с румпельным отделением. Легкий
корпус покрыт композитным противорадиолокационным
покрытием. При строительстве лодок широко
использовался блочный метод. Основное оборудование
смонтировано на амортизированных блоках, которые
после гидравлических испытаний прочного корпуса
устанавливались внутрь прочного корпуса на специальные
резинокордные пневматические амортизированные
фундаменты и ограничители. При монтаже систем
использовалась развитая система двухкаскадной
амортизации: механизмы и щумоизлучающее оборудование
смонтировано на местных амортизаторах, соединение
трубопроводов имеют резинокордные проставки, а
амортизированные фундаменты блока образуют второй
каскад амортизации.

К-419 «Кузбасс»
на стенде размагничивания в б. Крашенинникова. (06.2004 г.,
источник:
www.forums.airbase.ru)

К-419 «Кузбасс»
на замере физических полей в б. Жировая. (2008 г.,
автор фото: Бондаренко С.Н.)

К-154 «Вепрь»
на замере физических полей в Мотовском заливе. (12.04.2004 г.,
предоставил: В. Костриченко)

К-331 «Магадан» (06.2009 г., источник:
www.forums.airbase.ru)
Энергетическая установка
Атомная энергетическая установка,
унифицированная для лодок 3-го поколения, состоит из
парогенерирующего блока типа ОК-650Б с водо-водяным
ядерным реактором на тепловых нейтронах с тепловой
мощностью 190 МВт и титановыми парогенераторами, и
одновальной блочной паротурбинной установки ОК-9ВМ
«Сапфир» мощностью на валу 50000 л.с. На линии вала,
ступица которого вынесенна далеко за кормовое
оперение, размещен малошумный семилопастной винт
постоянного шага с серповидными лопастями.
Электроэнергетическая установка состоит из двух
турбогенераторов типа ТМ-3200, дизель-генератора
АСДГ-1000, двух групп аккумуляторных батарей,
размещенных в 1-м отсеке, а также резервного
движительного комплекса в откидных колонках ГАП-300,
позволяющего маневрировать в стесненной акватории и
развивать скорость хода до 5 узлов.
Двубортная электроэнергетическая сеть с обратимыми и
высокочастотными преобразователями, размещенными в
3-м и 4-м отсеке, обеспечивает корабельные
потребители силовым питанием частотой 50 Гц и 400
Гц.
Торпедное и ракетное вооружение
Атомная подводная лодка 971
проекта получила мощное ударное ракето-торпедное
вооружение, значительно превосходящее потенциал всех
существующих в ВМФ многоцелевых подводных лодок
других проектов. В первом отсеке размещаются четыре
533-мм и четыре 650-мм торпедных аппарата, с
традиционным для отечественных подводных лодок
носовым двухрядным расположением в верхней части
носовой оконечности. Под трубами торпедных аппаратов
в межкорпусном пространстве размещена герметичная
капсула и выгородка с антенной ГАК, закрытая
стеклопластиковым обтекателем. Для погрузки оружия
используется торпедопогрузочное устройство,
расположенное в носовой нише между торпедными
аппаратами и торпедопогрузочный люк большого
диаметра.
Торпедо-ракетный комплекс
позволяет применять все виды современных торпед,
ракето-торпед и мин, стоящих на вооружении ВМФ:
торпеды ВА-111 «Шквал», УСЭТ-80, «Физик-1», 65-76А,
ракето-торпеды 81р, 83р, 84р, 86р, 88р,
минно-торпедные комплексы МРПК-1, МТПК-2, ПМР-2 и
др. Через торпедные 533-мм аппараты осуществляется
запуск крылатых ракет комплекса 3М-10 «Гранат» под
управлением корабельной системы управления стрельбой
«Акация». Постановка мин также осуществляется через
торпедные аппараты. Управление процессом подготовки
к стрельбе и перегрузкой боезапаса осуществляет
система централизованного автоматического управления
торпедными аппаратами, устройствами быстрого
заряжания «Гринда».

Запуск крылатой ракеты комплекса «Гранат»
из подводного положения подводной лодкой ТОФ. (2011
г., источник:
www.forums.airbase.ru)
Радиоэлектронное вооружение
РЭВ включает в себя ГАК МГК-540 «Скат-3» с цифровой
системой обработки информации, в состав которого
входят носовая и бортовые антенны большой площади, а
также буксируемая протяженная антенна, размещенная в
гондоле на кормовом стабилизаторе. За счет малого
уровня собственных помех, дальность обнаружения
целей посредством нового комплекса возросла по
сравнению с ГАС, установленных на лодках второго
поколения, в три раза. Значительно сократилось и
время определения параметров движения цели. Кроме
ГАК, подводные лодки проекта 971 снабжены
высокоэффективной, не имеющей мировых аналогов
системой обнаружения подводных лодок и надводных
кораблей противника по кильватерному следу МНК
«Тукан-2». Установленная на лодке аппаратура
позволяет фиксировать такой след спустя многие часы
после прохождения подводной лодки противника. В
комплексе с МГК-540 работают другие станции: ГАС
миноискания МГ-519 «Арфа-М», ГАС измерения скорости
звука в воде «Жгут-М», ГАС определения начала
кавитации гребных винтов МГ-512 «Винт-М», эхоледомер
МГ-518 «Север-М», навигационный обнаружитель
разводий во льдах НОР-1, навигационный обнаружитель
круговой НОК-1.
Сопряжение РЭВ, решение
различного рода задач по навигации, целеуказанию и
применению оружия возложено на БИУС «Омнибус».
Решение задач освещения надводной и воздушной
обстановки возложено на радиолокационный комплекс
МРКП-58 «Радиан».
Комплекс радиосвязи «Молния-МЦ» с
системой космической связи «Цунами-БМ» и буксируемой
антенной типа К-659 «Залом», позволяет осуществлять
связь по всем радиосетям и принимать сигналы боевого
управления, находясь в подводном положении.
Штурманское вооружение
На корабле установлены навигационный комплекс «Симфония-У»
с комплексом электропитания «Старт» и приборы
измерения глубины под килем, лаг «Самшит-М», а также
средства спутниковой навигации типа АДК-4М, «Бриз-ПЛ».
Обитаемость
Весь личный состав размещен в комфортабельных
каютах, имеющих внутреннюю телефонную сеть и
кабельное телевизионное вещание через ТВ-систему
МТК-110. Для приема пищи и других мероприятий
используется офицерская кают-компания и
кают-компания старшин. Медицинский блок состоит из
амбулатории и изолятора с отдельным гальюном. Всего
на подводной лодке имеется 5 гальюнов, один из
которых расположен в 3-м, остальные – в жилом 2-м
отсеке. Умывальники установлены во всех каютах.
Помывка личного состава проводится в душевых кабинах
опресненной водой, имеется сауна, комната отдыха и
спортивный зал с тренажерами. Все жилые помещения
расположены во 2-м отсеке. Автономность по запасам –
100 суток. Поддержание параметров воздуха
обеспечивается системой регенерации воздуха
«Астра-3».
Строительство серии
Головная лодка подводная лодка проекта К-284 была
заложена на заводе в гор. Комсомольск-на-Амуре в
ноябре 1983 года. Уже в процессе ее испытаний было
выявлено достижение качественно более высокого
уровня акустической скрытности. Уровень шумности
К-284 на 12-15 дБ (т.е. в 4–4,5 раза) оказался
ниже шумности самой малошумной на то время
отечественной лодки предшествующего поколения –
671ртм.
Вторым заводом, продолжившим
строительство серии, стало Севмашпредприятие в гор.
Северодвинске, где в мае 1985 года была заложена
«К-480».
Одновременно с постройкой
кораблей данного типа осуществлялась программа их
модернизации, направленная на совершенствование
акустических характеристик и расширение боевых
возможностей. Так, начиная с зак. 514 для ТОФ и с
зак. 822 для СФ, на подводных лодках были
установлены в межбортном пространстве в носовой
оконечности решетчатые торпедные аппараты для
запуска средств комплекса гидроакустического
противодействия, заметно улучшены акустические
характеристики. Тем самым, фактически была
реализована 2-я серия лодок 971 проекта, получившая
по классификации НАТО обозначение «Improved Akula».
Последняя подводная лодка, предназначенная
для отечественного ВМФ, вступила в состав флота в
ноябре 2001 года.
|