Проект АВ611

 

 

состав проекта

Завод Заводской
номер
Тактический
номер
Начало
модернизации
Окончание
модернизации
Вступление
в строй
Примечание
1 402 404 Б-73 1956 1957 30.11.1957 АВ611к
2 402 209 Б-78 1956 1957 30.11.1957 АВ611c, АВ611д
3 402 210 Б-79 1956 1957 03.12.1957  
4 402 515 Б-89 1956 1957 13.12.1957 АВ611е
5 202 631 Б-62 01.1957 10.1958 25.10.1958 АВ611ц

 


История проектирования

   По результатам испытаний и опытной эксплуатации Б-67, в ЦКБ-16 к концу 1955 года разработан серийный проект АВ611 по переоборудованию подводных лодок проекта 611 под комплекс Д-1 с двумя баллистическими ракетами Р-11ФМ надводного старта.

   Стрельба ракетами могла осуществляться при волнении моря до 4-5 баллов на скорости хода 8-10 уз. Подготовка к старту проводилась в подводном положении и занимала около 2-х часов. Старт первой ракеты выполнялся через 5 мин. после всплытия на поверхность, старт второй – через 5 мин. после старта первой. При переоборудовании водоизмещение пл увеличивалось на 60 тонн, снижалась скорость полного подводного и надводного хода на 2,5 и 4,5 узла соответственно, уменьшалась автономность на 15 суток.

Переоборудование

   Совместным постановлением ВМФ и Министерства судостроительной промышленности к переоборудованию по проекту АВ611 были выделены 4 строившиеся на ССЗ № 402 подводных лодки: Б-73, Б-78, Б-79 и Б-89 достроили по проекту АВ611, и еще одну, находящуюся в составе ТОФ – Б-62, переоборудовали из проекта 611 на ССЗ № 202. В ходе переоборудования срезалась кормовая часть ограждения боевой рубки и надстройка в этом районе, затем в прочном корпусе вырезались два отверстия диаметром 2,5 м для вварки стаканов ракетных шахт. Демонтировалась третья группа АБ, после чего в нижней части прочного корпуса вырезались еще два отверстия аналогичного диаметра для сквозного прохода ракетных шахт за борт. Это делалось, исходя из требований к остойчивости, поскольку высота ракетной шахты составляла 14 м. ЦГБ в районе ракетных шахт с правого и левого борта частично срезались, а вместо них устанавливались цистерны замещения ракетного оружия. После переоборудования водоизмещение лодок увеличивалось на 60 тонн, снижалась скорость полного подводного и надводного хода на 2,5 и 4,5 узла соответственно, а автономность уменьшалась на 15 суток.

Эксплуатация

   Проект эксплуатировался на СФ и ТОФ. В последующем морально устаревший ракетный комплекс на всех пл был демонтирован, а сами пл переоборудованы по проектам: АВ611к, АВ611е, АВ611с и АВ611ц для испытания различных образцов новой техники.

тактико-технические характеристики проекта В611

4230

наименование характеристики

головной заказ

водоизмещение

надводное нормальное (тонн):

1890

подводное полное (тонн):

2415

кораблестроительные элементы

осадка наибольшая (м.):

5,14

запас плавучести от нормального водоизмещения (%):

27

скорость хода

надводная полная (узл.):

16,5

подводная полная (узл.):

12,5

подводная под ГЭД экономхода (узл.):

2

подводная под РДП максимальная (узл.):

6,5

дальность плавания

надводная при 16,5 узл. (мили):

4230

подводная полным ходом (мили):

13

подводная при 2 узл. (мили):

290

подводная в режиме РДП (мили):

6300

обитаемость

автономность по запасам (сут.):

58

экипаж, общая численность (чел.):

72

экипаж, в т.ч. офицеров (чел.):

9

вооружение

533-мм носовые торпедные аппараты (шт.):

6

533-мм кормовые торпедные аппараты (шт.):

4

общий запас торпед (ед.):

10

энергоустановка

дизели 37Д (шт. х л.с.):

3 х 2000

бортовой электродвигатель ПГ-101 (ед. х л.с.):

3 х 1350

средний электродвигатель ПГ-102 (ед. х л.с.):

1 х 2700

электродвигатель экономхода ПГ-104 (ед. х л.с.):

1 х 140

количество гребных валов (ед.):

3

количество групп АБ типа 46СУ и число элементов (ед.):

4 по 112

 

Дополнительная информация:

•  Фотоальбом проекта 611 и модификаций

•  Список принятых сокращений

Источники:

•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Бережной С.С., Спирихин С.А. «Надводные корабли и подводные лодки постройки завода № 402 - СМП. 1942 - 2001 гг.», справочник, изд. «Правда Севера», Архангельск, 2004 г.;
•   Буров В.Н. «История отечественного кораблестроения», изд. Судостроение, СПб, 1995 г.;
•   Жарков В.И. «Экспериментальные подводные лодки для отработки средств радиоэлектронного вооружения», журнал «Судостроение» № 1-1998 г. (716), СПб;
•   Платонов А.В. «Советские боевые корабли 1941-1945 гг.» ч.3, изд. «Цитадель», СПб, 1998 г.;
•   Титушкин С.И. «Подводные лодки 613 проекта», изд. «АНТ-Принт», СПб, 2002 г.;
•   Колосовский П.З. «Очерки по истории ЛПМБ «Рубин», т. 2, ЛПМБ «Рубин», Ленинград, 1979 г.;
•   Кулиниченко В.Т. «Стала субмарина полигоном», использованы страницы сайта газеты «НВО»: http://nvo.ng.ru;•   Широкорад А.Б. «Огненный меч российского флота», изд. «Эксмо», изд. «Яуза», Москва, 2004 г.;
•   Широкорад А.Б. «Советские подводные лодки послевоенной постройки», изд. «Арсенал пресс», Москва, 1997 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.

Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


© 2008 - 2024 Составитель Илья Курганов. Все права защищены.
© 2008 - 2024 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved.

© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru


Рейтинг@Mail.ru