Проект 611 и модификации

состав проекта

Завод Заводской
номер
Тактический
номер
Наименование Дата
закладки
Дата
спуска
Вступление
в строй
Примечание
1 196 580 Б-61  

 

10.01.1951      
2 196 631 Б-62, УТС-432  

 

06.09.1951     АВ611, АВ611ц
3 196 632 Б-63, Б-863, УТС-578  

 

06.02.1952      
4 196 633 Б-64, Б-864, УТС-364  

 

15.05.1952     П611
5 196 634 Б-65  

 

24.07.1952      
6 196 635 Б-66, Б-866  

 

15.12.1952      
7 196 636 Б-67, Б-867, УТС-76  

 

26.03.1953     В611, ПВ611, 611ра
8 196 637 Б-68, УТС-299  

 

04.06.1953     611рэ
9 196 638 Б-69, БС-69  

 

14.09.1953     611п
1 402 351 Б-70, УТС-249  

 

14.05.1954      
2 402 402 Б-71, УТС-300  

 

07.06.1954     611ру
3 402 403 Б-72  

 

16.11.1953      
4 402 404 Б-73  

 

16.08.1954     АВ611, АВ611к
5 402 305 Б-74, Б-874, СМ-295  

 

27.09.1954      
6 402 306 Б-75  

 

11.11.1954      
7 402 307 Б-76, РЗС-248  

 

24.01.1955      
8 402 208 Б-77, Б-877, УТС-226  

 

07.05.1955      
9 402 209 Б-78, БС-78 Мурманский комсомолец 16.07.1955     АВ611, АВ611c, АВ611д
10 402 210 Б-79, Б-879  

 

19.12.1955     АВ611
11 402 111 Б-80  

 

01.02.1956      
12 402 112 Б-81, Б-881  

 

10.04.1956      
13 402 113 Б-82, БС-82  

 

15.06.1956     611ре
14 402 514 Б-88, РЗС-253  

 

17.08.1956      
15 402 515 Б-89, БС-89, УТС-352  

 

05.02.1957     АВ611, АВ611е
16 402 516 Б-90, УТС-423  

 

25.10.1956      
17 402 517 Б-91, Б-891, БС-891  

 

25.01.1957     611п
Резервные (номерные) экипажи: 153


История проектирования

   Большая дизель-электрическая подводная лодка 2-го ранга с торпедным вооружением. Является дальнейшим развитием подводных лодок типа «К» XIV серии, типа «Л» II, XI и XIII серий, а также и типа «Д» I серии. В 1943 году в СССР начались работы над созданием новых подводных лодок, в том числе и над большими океанскими, которым предстояло действовать на большом удалении от пункта своего базирования.

   Разработка проекта большой торпедной лодки началось в инициативном порядке в ЦКБ-18 НКСП в 1943 году с разработки нескольких вариантов предэскизного проекта. В январе 1944 года по представлению Главного управления кораблестроения ВМФ ТТЗ на большую подводную лодку было утверждено Главнокомандующим ВМФ. Главным конструктором проекта назначен Егоров С.А.

   Согласно ТТЗ глубина погружения подводной лодки должна достигать 150 метров, скорость в надводном положении – 22 узла, в подводном – 9-10 узлов. Из вооружения предполагалось установить шесть носовых 533-мм торпедных аппарата с 12-ю запасными торпедами, четыре кормовых 533-мм торпедных аппарата с двумя запасными торпедами, одну 100-мм и четыре 25-мм зенитных орудий. В январе 1946 года в проект вносятся изменения, касающиеся артиллерийского вооружения: добавляется еще одна 100-мм орудие, а у зенитных увеличивается калибр до 37-мм. К этому времени в СССР был изучен опыт германских конструкторов, создавших удачные «электролодки» XXI и XXIII серии, и в конструкцию проекта внесли новые коррективы. Ряд механизмов и устройств унифицировались с создававшимися параллельно средними лодками проекта 613, однако проект большой подводной лодки имел существенные отличия по целому ряду конструктивных решений.

   Согласно новой кораблестроительной программы от 16 октября 1946 года, в течении 10 лет намечалось построить боевые корабли по проектам, подготовленным с учетом опыта второй мировой войны и лучшие варианты были представлены Наркому ВМФ Кузнецову Н.Г., который в 1948 году окончательно утвердил задание на проектирование большой торпедной подводной лодки. Наблюдение за эскизным и техническим проектированием осуществлялось Центральным научно-исследовательским институтом военного кораблестроения под руководством старшего наблюдающего Морозова Б.Ф. Эскизный проект был закончен в октябре 1947 года и утвержден постановлением Совета Министров от 2 августа 1948 года, технический проект закончен в декабре 1948 года и утвержден постановлением Совета Министров от 28 января 1949 года, этим же постановлением было санкционировано строительство серии проекта 611.

   В соответствии с приказом ГК ВМС № 95дсп от 12.01.1949 года «О классификации кораблей, судов и базовых плавучих средств ВМС» подклассу больших подводных лодок определялось:
Назначение основное: 1. Нанесение торпедных ударов по боевым кораблям и судам при самостоятельных действиях на удаленных морских коммуникациях и у баз (портов). 2. Нанесение торпедных ударов по боевым кораблям и судам при совместных действиях с силами флота. 3. Оперативная разведка в отдаленных районах.
Назначение дополнительное: 1. Минные постановки на отдаленных коммуникациях и у баз. 2. Высадка диверсионных и разведывательных групп в удаленных районах. Условия использования: Открытое море, при всех условиях видимости и состояния моря.

Корпус

   Архитектурный тип – классический двухкорпусный с бескингстонными ЦГБ и остроконечными обводами оконечностей. Прочный корпус из новой высоколегированной стали длиной 67,5 метра и толщиной от 18 до 22 мм выполнялся полностью сварным, за исключением съемных листов для погрузки аккумуляторных батарей и механизмов, которые соединялись с прочным корпусом на заклепках или шпильках. Габариты корпуса позволяли проводить подводную лодку по Беломорско-Балтийскому каналу в специальном доке. Концевые переборки прочного корпуса выполнялись сварными литыми, диаметр носовой концевой переборки составлял 3,4 метра, кормовой – 2,9 метра. Острые оконечности обеспечивали хорошую мореходность в надводном положении и удобство размещения винторулевого комплекса. Легкий корпус имел толщину 3 мм., а на протяжении всей ватерлинии был усилен до 8 мм. в расчете на ледовые условия. Ограждение рубки закрытого типа со специальными волноотбойниками предохраняло от заливания мостик при состоянии моря до 5-6 баллов.

Компоновка отсеков:
1-й отсек – торпедный (жилой); 6 торпедных аппарата калибра 533 мм, койки личного состава;
2-й отсек – жилой, офицерская кают-компания, аппаратура ГАС, душевая, в нижнем ярусе 1-я группа аккумуляторной батареи;
3-й отсек – центральный пост; рубки РТВ, штурманская рубка, приборы управления торпедной стрельбой, выдвижные устройства;
4-й отсек – жилой, кают-компания старшин, радиорубка, провизионные камеры, камбуз, в нижнем ярусе 2-я группа аккумуляторной батареи;
5-й отсек – дизельный; 3 дизеля типа 37Д и 2 дизель-компрессора типа ДК-2;
6-й отсек – электромоторный; 2 бортовых ГГЭД типа ПГ-101 и 1 средний ГГЭД типа ПГ-102;
7-й отсек – торпедный; койки личного состава, под настилом 1-й палубы - электродвигатель экономхода ПГ-104, 4 торпедных аппарата без запасных торпед.

   Шпангоуты расположены снаружи прочного корпуса, ранее такое расположение не применялось на отечественных пл. Данная мера позволило существенно увеличить полезный объем внутренних помещений. Из-за отсутствия в промышленном производстве необходимого профиля полособульба они изготавливались из стандартных двутавровых балок № 55 путем разрезки их стенок по высоте на две части.
 

Спасательные устройства

   Одноотсечный стандарт обеспечивал непотопляемость при затоплении любого отсека и двух прилегающих к нему ЦГБ.
Отсеки-убежища пл позволяли эвакуировать личный состав с глубин до 100 метров самостоятельно и до 120 метров при обеспечении силами аварийно-спасательных служб. Шахта люка в центральном посту и люк в 7-м отсеке снабжались тубусом, который позволял осуществлять выход путем затопления отсека. Для выхода из затонувшей пл могли использоваться носовые и кормовые торпедные аппараты. Первый выходящий подводник толкал перед собой буй-вьюшку, которая карабином крепилась к специальной скобе в нише торпедного аппарата. Далее выходящие держались буйрепа, на котором мусинги обозначали места остановки для выдержки времени на декомпрессию. На глубинах менее 12 метров можно было обходиться без декомпрессии.

   Два аварийно-спасательных буя (АСБ) устанавливались в специальных нишах на носовой и кормовой надстройке, привод стопора находился в 1-м и 7-м отсеках. Аварийно-спасательные буи имели фонарь и телефон, через который могла осуществляться связь с отсеком затонувшей пл. Буйреп кормового АСБ использоваться как направляющий проводник спасательного колокола, который самостоятельно пристыковывался к комингс-площадке над спасательным люком 6-го отсека.

   В надстройке и ограждении рубки имелись эпроновские выгородки, в которых размещались штуцера и клапана, позволявшие водолазам подавать воздух в отсеки и на продувание ЦГБ, а также самостоятельно продувать ЦГБ.

   На легком корпусе вдоль всей длины пл вырезались в виде полукруга усиленные шпигаты и предусматривалась возможность крепления за них спасательных понтонов. В районе боевой рубки под корпусом пропускались 2 металлических судоподъемных полотенца, крепившиеся на легком корпусе выше ватерлинии.

Энергетическая установка

   Дизельная установка, расположенная в 5-м отсеке, состояла из 3-х двухтактных шестицилиндровых нереверсивных дизелей с прямоточно-клапанной продувкой и ротативной воздуходувкой типа 37Д производства Коломенского завода мощностью 2000 л.с. при 500 об./мин.

   2 бортовых главных гребных электродвигателя (ГГЭД) типа ПГ-101 – двухъякорные с поворотными станинами и воздушным охлаждением, мощностью 1350 л.с. при 420 об./мин., вместе со станциями управления располагались в 6-м отсеке. Воздух, охлаждавший ГГЭД, поступал на воздухоохладители, и затем сбрасывался в отсек. Средний ГГЭД типа ПГ-102 мощностью 2700 л.с. при 540 об./мин. ГЭД экономического хода типа ПГ-104 мощностью 140 л.с. при 175 об./мин размещался в 7-м отсеке под настилом палубы. Впервые в подводном судостроении для питания среднего ГГЭД в моторном режиме было применено повышенное напряжение 400 В, что позволяло значительно уменьшить габариты как самого двигателя, так и почти вдвое габариты аппаратуры управления.

   Лодки оснащались устройством РДП с поплавковым клапаном и системой обогрева от обмерзания, рефрижераторной установкой, кондиционером воздуха и опреснителем. Удаление выхлопных газов производилось через стационарную шахту, размещенную в кормовой части ограждения рубки.
Аккумуляторная батарея из двух групп по 112 элементов свинцово-кислотных аккумуляторов типа 46СУ в каждой размещалась в герметичных аккумуляторных ямах во 2-м и 4-м отсеках в два яруса. Каждая аккумуляторная яма оснащалась системой механического перемешивания электролита. Дистиллированная вода для доливки АБ хранилась в четырех резиновых мешках в специальной цистерне. Перегонка воды из мешков в расходные бачки производилась путем подачи в спеццистерну забортной воды из цистерны кольцевого зазора. Как показала эксплуатация, резиновые мешки из-за быстро старения теряли герметичность и в аккумуляторы попадала забортная вода. Поэтому уже в ходе эксплуатации спеццистерну дистиллированной воды разделили на две части, в одной хранилась дистиллированная вода, а другая использовалась для замещения расходуемой воды.

   Бортовые линии вала оснащались 3-х лопастным винтом, средняя линия вала – 4-х лопастным винтом.

   Линии вала, в зависимости от режима использования средств движения, разделялись разобщительными шинно-пневматическими муфтами (ШПМ) между дизелями и ГГЭД, ГГЭД и упорными подшипниками. При работе дизеля на винт подключались ШПМ, а ротор ГГЭД или вращался вхолостую, или работал в генераторном режиме. По сравнению с ранее применявшимися на подводных лодках муфтами типа БАМАГ, ШПМ имели явные преимущества, поскольку допускали значительно большие изломы и смещения сопрягаемых частей валов, были значительно проще в монтаже, поскольку допускали сборку на плаву, были достаточно просты в обслуживании и надежно обеспечивали звукоизоляцию работающих дизелей. На средней линии вала находился ГЭД экономического хода ПГ-104, через полый якорь которого проходил гребной вал, соединенный с ним при помощи звукоизолирующей муфты напрямую, без каких-либо передаточных устройств, что обеспечивало простоту конструкции и бесшумность работы вала в режиме экономического хода.

   Все шумящие механизмы устанавливались на звукоизолирующих амортизаторах.

   Запас топлива размещался в 6-ти внутренних топливных цистернах, одна из которых была предназначена для хранения топлива марки ДС для дизель-компрессоров ДК-2, и 7-ми цистернах, расположенных вне прочного корпуса. Для приема усиленного запаса топлива использовалась уравнительная цистерна № 2, хотя эта мера и приводила к неудобствам при управлении подводной лодкой. Нормальный запас топлива составлял 283 тонны, усиленный – 353 тонны.

Общекорабельные системы

   Запас ВВД давлением 200 кг/см.кв. хранился в 36-ти баллонах, общим объемом ок. 14900 литров, расположенных в надстройке и внутри прочного корпуса. Пополнение ВВД осуществлялось двумя дизель-компрессорами типа ДК-2 (копия дизель-компрессоров немецкой фирмы Junkers), расположенными в кормовой части 5-го отсека и одним электрокомпрессором ЭК-15 в 6-м отсеке. Время пополнения всего запаса сжатого воздуха – 7 час. 32 мин. Для экономии запасов воздуха предусматривалась продувка части цистерн главного балласта отработанными газами дизелей или воздухом низкого давления при работе дизеля в режиме компрессора с приводом от ГЭД.

   Система погружения-всплытия размещалась в межбортном пространстве и состояла из 10 цистерн главного балласта. Концевые ЦГБ № 1 и № 7 и средняя группа ЦГБ № 5 и № 6 заполнялись и осушались через кингстоны, а цистерны № 2, 3, 4, 8, 9 и 10 – через шпигаты. Вентиляция ЦГБ осуществлялась через клапаны вентиляции, размещенные на палубных стрингерах цистерн. На всех балластных цистернах, кроме цистерн № 1, 9, 10, перед клапанами вентиляции устанавливались аварийные захлопки с ручным приводом.

   Для приведения в действие выдвижных устройств, приводов рулей, захлопок РДП, клапанов вентиляции, кингстонов ЦГБ и ряда других механизмов, на пл устанавливалась система гидравлики из четырех насосных станций с рабочим давлением 100кг/с.см.кв., рабочее тело – веретенное масло. На случай выхода из строя электронасосов предусматривались ручные насосы в 1-м, 3-м и 4-м отсеках.

   Дифферентная система использовала бесшумный способ перекачки воды путем наддува дифферентных цистерн.

   На подводной лодке устанавливалась система стабилизации глубины без хода типа «Спрут», но при эксплуатации системы выявилась ее неэффективность и в дальнейшем система не использовалась.

   Запас пресной воды на первых пл серии обеспечивал всего 40% автономности. Его пополнение осуществлялось двумя электроопреснительными установками с последующим обогащением дистиллированной воды солями жесткости в фильтре-обогатителе. В дальнейшем запас пресной воды был увеличен на 2,9 м.куб. за счет использования размещенной в ограждении рубки прочной шахты стабилизатора глубины без хода «Спрут».

   Для охлаждения воздуха в отсеках и уменьшения его влажности, на пл устанавливались фреоновые холодильные машины типа К-4бис, которые представляли из себя спаренные установки К-4, применявшиеся на проекте 613.

   В основном общесудовые системы и механизмы по конструкции существенных отличий от таковых на 613 проекте не имели, за исключением брашпиля оригинальной конструкции, предложенный конструктором Кузнецовым Н.Т.

Торпедное вооружение

   Лодки 611 проекта имели 6 носовых и 4 кормовых торпедных аппарата воздушного, 12 запасных 533-мм торпед располагалась на стеллажах, для подготовки данных при выходе в торпедную атаку использовался комплект приборов управления торпедной стрельбой типа ПУТС-Л6-4. Торпедные аппараты обеспечивали стрельбу на глубине до 30 метров. Вместо 16 торпед на борт можно было принять 32 донные мины типа АМД-1000.

Артиллерийское вооружение

   На исходном проекте на верхней палубе перед рубкой разместили спаренную 57-мм универсальную установку СМ-24-3 3ИФ, а в кормовой части рубки - спаренные 25-мм зенитные автоматы 2М-8. В 1956 году по решению Совета Министров СССР с лодок было демонтировано артиллерийское вооружение, а все строящиеся заказы сдавались флоту без него.

Штурманское вооружение

   Комплект навигационного оборудования включал в себя: гирокомпас «Курс-3» (аналог германского «Anschutz»), лаг ГОМ-III (упрощенный), эхолот НЭЛ-4. На некоторых пл поздней постройки устанавливался лаг ГОМ-23М и эхолот НЭЛ-4УГ. Подлодки проекта оборудовались зенитными перископами С-8 с датчиком курсового угла ДКУ-7 и командирскими перископами немецкого производства типа С-2 с ДКУ-5, но одна из пл была оборудована аналогичным перископом ПАНО-1 отечественного производства. Конструкция перископа позволяло изменять высоту его подъема, оставляя положение окуляра постоянным по высоте, и производить круговой обзор, находясь на специальной площадке, вращавшейся вместе с перископом при помощи гидропривода.

Гидроакустическое вооружение

   Гидролокационное оборудование включало в себя гидролокационную станцию «Тамир-5ЛС» и шумопеленгаторную станцию «Феникс», и только на головной Б-61 была установлена станция «Марс-24КИГ».

Радиотехническое вооружение и связь

   Радиолокационное оборудование: радиопеленгатор РНП-47-03, РЛС общего назначения «Флаг», радиолокационный ответчик опознавания «Факел-МО-1», РЛС обнаружения радиолокационных сигналов «Накат» устанавливалась после сдачи головной пл, при этом гидроподъемник у нее был общий с РДП. Связь обеспечивалась: коротковолновыми передатчиками Р-641, Р-647, Р-670, всеволновым радиопередатчиком Р-673 и ультракоротковолновым приемопередатчиком «Рейд-И», радиотрансляционная установка МКТУ-Ш. Одна из пл – Б-61 при модернизации в 1962 году получила радиостанцию дальней связи «Ива» с подъемной внешней антенной.

Обитаемость

   По первоначальному проекту с артиллерийским вооружением экипаж состоял из 72-х человек, из них 12 офицеров, после демонтажа артиллерийского вооружения экипаж уменьшился до 65-ти человек, из них 10 офицеров и 55 старшин и матросов. Личный состав размещался в более комфортных условиях, чем на лодках предыдущих серий, но в то же время не был решен вопрос кондиционирования воздуха в тропических условиях. Регенерация воздуха осуществлялась химическими регенеративными установками РДУ-2, запас регенеративных пластин позволял находиться в подводном положении до 200 часов. Автономность по запасам провизии и топлива у проекта 611 директивно ограничивалась 75 сутками, но фактически имелась возможность и более длительного нахождения в море.

Строительство проекта

   Первоначально для ускорения строительства серии была разработана технология постройки, предусматривавшая возможность монтажа внутри блок-секций всех видов оборудования с последующим формированием из блок-секций прочного корпуса. Но так как при этом исключалась возможность гидравлических испытаний прочного корпуса в сборе, представители ВМФ посчитали такую технологию неприемлемой и все пл проекта строились без насыщения блок-секций оборудованием, которое устанавливалось уже после гидравлических испытаний собранного прочного корпуса.

   Серия из 26 единиц принята в строительство на судостроительных заводах № 196 «Судомех» в гор. Ленинграде и № 402 в гор. Молотовске. Официальной датой закладки головной Б-61 считается 10 января 1951 года, когда на стапеле была установлена третья секция прочного корпуса – центральный пост. Последняя лодка серии, Б-91, вступила в строй 15 июля 1958 года. На заводе № 196 в гор. Ленинграде были достроены не все заложенные там подлодки. Так, головная Б-61 после спуска на воду из-за неудовлетворительной организации работ, для достройки и испытаний была передана заводу № 890 в гор. Таллинне, куда перешла своим ходом. Седьмой корпус серии, Б-67, с полупустыми отсеками был переведен по Беломорско-Балтийскому каналу в гор. Молотовск для переоборудования под экспериментальную ракетную пл по проекту В611 и стал головным заказом серии на заводе № 402.

   Уже в ходе строительства головной пл был выявлен целый ряд конструктивных недостатков, потребовавших изменения схемы аварийного продувания главного балласта, усиления набора кормовой оконечности из-за повышенной вибрации при работе всех трех винтов и некоторых других усовершенствований. В мае 1952 года при прострелке носовых торпедных аппаратов водой из-за разряжения, вызванного выходом воздушного пузыря в пространство, ограниченное платформой волнорезных ниш, возникали поперечные колебания волнорезных щитов и всей носовой оконечности. Одновременно наблюдалось увеличение усилий на тягах привода открывания крышек торпедных аппаратов, что приводило к потере устойчивости тяг и появлению остаточных деформаций. Для устранения этих дефектов в платформах волнорезных ниш принято решение сделать дополнительные вырезы, а тяги приводов заменить на более прочные, изготовленные из нержавеющей стали. Замер физических полей корабля показал, что в районе 4-го отсека при работе среднего электродвигателя наблюдаются повышенные значения магнитного поля до 180 миллиэрстед. Превышение значений магнитного поля обнаружено и в районе расположения аккумуляторных батарей. Для снижения магнитного поля потребовалась изменение прокладки кабелей и направление тока в двух группах АБ № 2 и № 3 путем разворота всех элементов на 180 градусов. Проведенные на мерной линии в январе 1953 года скоростные испытания показали недобор скорости в надводном положении. Для увеличения скорости за счет повышения эффективности винтов было решено обрезать кромки лопастей. Но эта мера привела к появлению эффекта «пения» винта. После обработки краев винтов эффект «пения» прекратился, тем не менее, недобор наибольшей надводной скорости составил 1 уз. В процессе замеров подводной скорости хода была замечена вибрация носовой оконечности, так называемый «рёв». В дальнейшем выяснилось, что вибрация наблюдается только на головной Б-61, носовая оконечность которой отличалась от последующих из-за размещения обтекателя шумопеленгаторной станции «Марс-24КИГ», приемники которой размещались в бульбообразном обтекателе в нижней части форштевня. На серийных лодках устанавливалась станция «Феникс» с иным расположением обтекателей и потому вибрация корпуса не возникала. После установки специальных антивибрационных подкреплений в районе носовой балластной цистерны и в проницаемой части оконечности, вибрация на Б-61 и связанный с ней «рёв» прекратились.

   Комиссия Государственной приемки под председательством Героя Советского Союза кап. 1 ранга Лунина Н.А. дала высокую оценку головной пл проекта 611, отметив, что пл этого проекта обладают высокими тактико-техническими элементами, отвечают современным требованиям и способны успешно решать все поставленные перед ними задачи на океанских путях и у отдаленных баз противника. Комиссией также был внесен ряд предложений, направленных на дальнейшее совершенствование тактико-технических элементов пл и более эффективное использование их вооружения, механизмов и систем.

   За создание океанских подводных лодок звание лауреатов Ленинской премии было присвоено главному конструктору проекта Егорову С.А., заместителям главного конструктора Альтшулеру Г.Я. и Угрюмову А.В., главному конструктору гидроакустической станции «Феникс» Штемту М.А. и главному строителю завода № 196 Корсаку Е.П.

Эксплуатация проекта

   Подводные лодки 611 проекта эксплуатировались на всех флотах, выполняли дальние океанские походы и боевые службы на всех океанах планеты. Часть лодок проекта после исключения из боевого состава подверглась переоборудованию в УТС и РЗС. Последняя лодка проекта, БС-69, была исключена из состава ВМФ в апреле 1994 года.

Музеи и экспонаты

   В качестве музея в настоящее время используется только Б-80, принадлежащая частной голландской фирме.

тактико-технические характеристики проекта 611

наименование характеристики

головной заказ

водоизмещение

нормальное надводное (тонн):

1831

полное подводное (тонн):

2350

кораблестроительные элементы

длина наибольшая (м.):

90,5

высота (м.):

9,54

ширина корпуса наибольшая (м.):

7,5

ширина по стабилизаторам (м.):

9,54

осадка средняя для нормального водоизмещения (м.):

5,01

запас плавучести от нормального водоизмещения (%):

28,3

начальная метацентрическая высота в надводном положении (м.):

0,46

начальная метацентрическая высота в подводном положении (м.):

0,26

время срочного погружения (сек.):

40

глубина погружения

рабочая (м.):

170

предельная (м.):

200

скорость хода

надводная при нормальном запасе топлива (узл.):

17

подводная (узл.):

15,01

подводная со снятым артиллерийским вооружением (узл.):

16

дальность плавания

надводная полным ходом (мили):

 

надводная экономическая под двумя бортовыми дизелями (мили):

 

надводная полным ходом с усиленным запасом топлива (мили):

 

надводная экономическая под двумя бортовыми дизелями с усиленным запасом топлива (мили):

 

подводная полным ходом (мили):

 

под РДП экономическим ходом со скоростью 7 узл. при усиленном запасе топлива (мили):

 

подводная под ГЭД экономхода со скоростью 2 узл. (мили):

 

обитаемость

автономность по запасам (сут.):

 

время непрерывного пребывания под водой с использованием регенерации (час.):

 

запас питьевой воды (тонн):

 

экипаж, общая численность (чел.):

 

экипаж, в т.ч. офицеров (чел.):

 

вооружение

533-мм носовые торпедные аппараты (шт.):

6

533-мм кормовые торпедные аппараты (шт.):

4

общий запас торпед (ед.):

 

наибольшая глубина стрельбы (м.):

 

энергоустановка

дизели 37Д (шт. х л.с.):

3 х 2000

бортовой электродвигатель ПГ-101 (ед. х л.с.):

2 х 1350

средний электродвигатель ПГ-102 (ед. х л.с.):

1 х 2700

электродвигатель экономхода ПГ-104 (ед. х л.с.):

1 х 140

количество гребных валов (ед.):

3

количество групп АБ типа 46СУ и число элементов (ед.):

4 по 112

Модернизации серии без изменения номера проекта (краткое описание).

Б-879 использовалась для испытаний систем неакустического обнаружения и семилопастных саблевидных винтов.

4 лодки использовались с научными целями в составе океанографических экспедиции «Вега» (Б-66), «Лира» (Б-866 и Б-73), «Орион» (Б-886) и «Марс» (Б-90) без существенных переоборудований.

Модернизации серии с изменением номера проекта (краткое описание).

В процессе эксплуатации лодки 611 проекта неоднократно подвергались разного рода модернизациям и переоборудованиям, причем некоторые из них - не единожды. В разное время были реализованы следующие модификации проекта (по хронологии переоборудования):
В611 - для испытания и отработки баллистических ракет с надводным стартом;
П611 - для испытания комплекса крылатой ракеты П-10;
АВ611 - серийная модификация проекта с ракетным комплексом Д-1;
ПВ611 - для испытания и отработки баллистических ракет с подводным стартом;
АВ611ра - для испытания станции «Радиан-1» тракта миноискания ГАК «Рубин»;
АВ611ре - для поиска подводных кабелей;
АВ611рэ - для испытания ГАК «Керчь» с буксируемой антенной «Рассвет»;
АВ611е - для испытания ГАК «Енисей»;
АВ611с - для испытания опытного образца астрокорректора «Символ»;
611п - носитель привязных глубоководных обитаемых аппаратов комплекса «Селигер»;
611ру - для испытания ГАК «Рубин»;
611рэ - для испытания ГАК «Керчь» и буксируемой антенны «Рассвет»;
АВ611к - для испытания навигационной космической системы «Штырь-М»;
АВ611ц - для испытания комплекса аппаратуры космической связи «Цунами-Б»;
АВ611д - для испытания аппаратуры измерения физических полей.

Нереализованные модернизации серии (краткое описание).

611бис – в 1950 году в ЦКБ-18 разработала предискизный проект с ПГТУ, но в виду реализации проекта 617, в дальнейшем проект не разрабатывался.

АВ611Д7 – в 1962 году в ЦКБ-16 разрабатывалась модернизация проекта  под ракетный комплекс Д-7, но дальнейшего развития модификация не получила.

 

проект В611

состав проекта

Завод Заводской
номер
Тактический
номер
Начало
модернизации
Окончание
модернизации
Вступление
в строй
Примечание
               


История проектирования

   Разработка проекта переоборудования для испытания морских баллистических ракет Р-11ФМ комплекса Д-1 осуществлял ЦКБ-16 под руководством главного конструктора Исанина Н.Н. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 26 февраля 1954 года. Технический проект закончен в августе, а утвержден – в сентябре 1954 года. В соответствии с проектом предусматривалось переоборудование одной серийной подводной лодки 611 проекта в ракетную пл с размещением 2-х ракетных шахт в ограждении рубки. В связи с этим, одна из групп аккумуляторной батареи демонтировалась, устанавливался гироазимут горизонта «Сатурн» для определения параметров качки и счетно-решающие приборы «Доломит» для выдачи целеуказаний бортовой системе управления ракетным комплексом. Также демонтажу подлежали запасные торпедные стеллажи, торпедопогрузочный люк заваривался, а погрузка торпед осуществлялась через передние крышки торпедных аппаратов. Для ускорения работ использовался для пуска ракеты способ, аналогичный наземному, для чего ракета поднималась над верхним срезом шахты на специальный пусковой стол и удерживалась на нем специальным захватом типа «корсет». пусковой стол с захватом осуществляли горизонтальное наведение ракеты в диапазоне 180 градусов.

Переоборудование

   Для переоборудования выделялась недостроенная подводная лодка Б-67, находящаяся на судостроительном заводе № 196 «Судомех». Для достройки она была переведена по Беломор-Балтийскому каналу на судостроительный завод № 402 в гор. Молотовск в 1954 году. В конце августа 1955 года основные монтажные работы на пл были закончены и пл была предъявлена к испытаниям 11 сентября 1955 года. Первая погрузка ракеты на пл состоялась в ночь с 14 на 15 сентября 1955 года.

Эксплуатация

   Подводная лодка проходила испытания в акватории Белого моря, где 16 сентября 1955 года в 17.32 осуществила первый в истории запуск баллистической ракеты из надводного положения с борта подводной лодки. Вступила в строй 11 ноября 1956 года в качестве опытной пл. Руководил летными испытаниями академик Королев С.П., главный наблюдающий от ВМФ – Васильев Б.В. После окончания летных испытаний комплекса Д-1, в 1958 году переоборудована по проекту ПВ611 для испытаний баллистических ракет с подводным стартом.

тактико-технические характеристики проекта В611

наименование характеристики

головной заказ

водоизмещение

надводное нормальное (тонн):

1875

подводное полное (тонн):

2387

кораблестроительные элементы

осадка наибольшая (м.):

5,14

запас плавучести от нормального водоизмещения (%):

27

скорость хода

надводная полная (узл.):

16,5

подводная полная (узл.):

13

подводная под РДП максимальная (узл.):

6,5

дальность плавания

надводная при 16,5 узл. (мили):

4230

подводная при 2 узл. (мили):

290

подводная в режиме РДП (мили):

6300

обитаемость

автономность по запасам (сут.):

58

экипаж, общая численность (чел.):

72

экипаж, в т.ч. офицеров (чел.):

9

вооружение

533-мм носовые торпедные аппараты (шт.):

6

533-мм кормовые торпедные аппараты (шт.):

4

общий запас торпед (ед.):

10

энергоустановка

дизели 37Д (шт. х л.с.):

3 х 2000

бортовой электродвигатель ПГ-101 (ед. х л.с.):

3 х 1350

средний электродвигатель ПГ-102 (ед. х л.с.):

 

электродвигатель экономхода ПГ-104 (ед. х л.с.):

 

количество гребных валов (ед.):

3

количество групп АБ типа 46СУ и число элементов (ед.):

4 по 112

 

проект П611

состав проекта

Завод Заводской
номер
Тактический
номер
Начало
модернизации
Окончание
модернизации
Вступление
в строй
Примечание
1 402 633 Б-64, Б-864, УТС-364 1956 09.1957 07.1957 611


История проектирования

   В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 18 июля 1955 года и ТТЗ ВМФ, выданным 26 августа 1955 года, ЦКБ-18 разработал проект переоборудования пл под комплекс крылатой ракеты П-10. Главным конструктором проекта назначен Пустынцев П.П., его заместителем – Хусаинов Ю.Р. Проект переоборудования утвержден совместным решением Министерства судостроительной промышленности и ВМФ 30 марта 1956 года.

   В состав ракетного вооружения комплекса П-10 входил контейнер на один самолето-снаряд, стартовое устройство, система управления стрельбой, навигационная система и вспомогательное оборудование.

   Установка ракетного комплекса осуществлялось за счет снятия и демонтажа артиллерийского вооружения, стеллажей и запасных торпед, торпедо-погрузочного устройства, а также уменьшения запасов топлива и пресной воды. Для обеспечения точности стрельбы проектом предусматривалось установка навигационного комплекса «Сила-Б», включающий в себя двухгирокомпасную систему «Маяк» с приборами гироазимута и гировертикали, а также комплекс автоматического счисления координат «Сила-В». Для определения поправок к автоматическому счислению места пл первоначально предусматривался астронавигационный перископ «Лира», устанавливаемый вместо командирского перископа, но в последствии из-за трудностей в размещении различного оборудования от установки «Лиры» пришлось отказаться, а задачу обеспечения точности определения своего места возложить на корабли обеспечения испытаний. Вместо лага ГОМ-III устанавливался гидравлический лаг «Бурун». В первом отсеке, взамен стеллажного боезапаса, размещались агрегаты питания, приборы управления стрельбой, предстартовой подготовки, пульты управления, койки личного состава и другое вспомогательное оборудование. Контейнер, рассчитанный на предельную глубину погружения, устанавливался на кормовой надстройке в диаметральной плоскости. Стартовое устройство состояло из промежуточной и стартовой рам, расположенных в корму от контейнера. Подъем и опускание промежуточной рамы производилось гидроприводом. Стартовая рама поднималась на угол 20,5 градусов с помощью двух гидроприводов, а в поднятом положении удерживалась при помощи складывающихся подкосов. Гидроприводы контейнера и стартового устройства приводились в действие от судовой системы гидравлики. Перед стартом самолето-снаряд транспортировался из контейнера на стартовую раму вместе с тележкой с электроприводом по зубчатым рейкам. От стартовой рамы он отделялся только при старте. Питание электродвигателя тележки производилось при помощи кабеля, наматывающегося и сматывающегося с барабана тележки. Консоли крыла самолета-снаряда раскрывались в полетное положение автоматически после выхода снаряда из контейнера. Стартовал самолет-снаряд в сторону носа, поверх ограждения рубки, при этом управление предстартовой подготовкой и стартом производилось дистанционно из прочного корпуса. Все операции предстартовой подготовки производились автоматически при нажатии одной кнопки, старт – при нажатии другой кнопки. Система управления предстартовой подготовкой и стартом разрабатывалась под управлением Фармаковского С.Ф. в КБ Бериева Г.М.

Переоборудование

   Переоборудование Б-64 по проекту П611 выполнялось на судостроительном заводе № 402 в гор. Молотовске с 1956 по 1957 год.

Эксплуатация

   Испытания проводились на полигоне в акватории Белого моря с сентября 1957 года. Помимо проверки возможностей ракетного комплекса и надежности функционирования его оборудования, проверялось воздействие газовых струй маршевого и стартового двигателя на палуби и надстройки, а также шумность внутри прочного корпуса. Испытания показали, что конструкция контейнера обеспечивает надежное хранение самолета-снаряда как в надводном, так и в подводном положении во всем диапазоне глубины погружения., а стартовое устройство надежно обеспечивает подготовку и выполнение старта. Старт не оказывал вредного влияния на корпусные конструкции и личный состав, находящийся в отсеках.

   Программа комплексных испытаний выполнена в полигоне Белого моря с 23 сентября по 31 октября, в ходе которых выполнено 4 пуска самолета-снаряда, из которых 2 первых оказались неудачными, стартовавшие самолеты-снаряды упали в воду. Но по заключению комиссии, эти падения не были связаны с конструкцией самолета-снаряда или стартового устройства. Запланированные государственные испытания были отменены, а работы по проекту П611 были прекращены. Основной причиной прекращения работ по комплексу П-10 явилось успешное проведение к тому времени комплексных испытаний комплекса П-5 на пл проекта П-613. В последующем Б-64 восстановлена в первоначальное состояние по проекту 611.

 

проект АВ611

состав проекта

Завод Заводской
номер
Тактический
номер
Начало
модернизации
Окончание
модернизации
Вступление
в строй
Примечание
               


История проектирования

   По результатам испытаний и опытной эксплуатации «Б-67», в ЦКБ-16 к концу 1955 года разработан серийный проект АВ611 по переоборудованию подводных лодок проекта 611 под комплекс Д-1 с двумя баллистическими ракетами Р-11ФМ надводного старта.

Стрельба ракетами могла осуществляться при волнении моря до 4-5 баллов на скорости хода 8-10 уз. Подготовка к старту проводилась в подводном положении и занимала около 2-х часов. Старт первой ракеты выполнялся через 5 мин. после всплытия на поверхность, старт второй – через 5 мин. после старта первой. При переоборудовании водоизмещение пл увеличивалось на 60 тонн, снижалась скорость полного подводного и надводного хода на 2,5 и 4,5 узла соответственно, уменьшалась автономность на 15 суток.

Переоборудование

   Совместным постановлением ВМФ и Министерства судостроительной промышленности к переоборудованию по назначены 4строившиеся пл. Б-73, Б-78, Б-79 и Б-89 достроили по проекту АВ611, и еще одну, находящуюся в составе ТОФ – Б-62, переоборудовали.

Эксплуатация

   Проект эксплуатировался на СФ и ТОФ. В последующем морально устаревший ракетный комплекс на всех пл был демонтирован, а сами пл переоборудованы по проектам: АВ611к, АВ611е, АВ611с и АВ611ц для испытания различных образцов новой техники.


Дополнительная информация:

•  Фотоальбом проекта 629 и модификаций

•  Список принятых сокращений

Источники:

•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Бережной С.С., Спирихин С.А. «Надводные корабли и подводные лодки постройки завода № 402 - СМП. 1942 - 2001 гг.», справочник, изд. «Правда Севера», Архангельск, 2004 г.;
•   Буров В.Н. «История отечественного кораблестроения», изд. Судостроение, СПб, 1995 г.;
•   Жарков В.И. «Экспериментальные подводные лодки для отработки средств радиоэлектронного вооружения», журнал «Судостроение» № 1-1998 г. (716), СПб;
•   Платонов А.В. «Советские боевые корабли 1941-1945 гг.» ч.3, изд. «Цитадель», СПб, 1998 г.;
•   Титушкин С.И. «Подводные лодки 613 проекта», изд. «АНТ-Принт», СПб, 2002 г.;
•   Колосовский П.З. «Очерки по истории ЛПМБ «Рубин», т. 2, ЛПМБ «Рубин», Ленинград, 1979 г.;
•   Кулиниченко В.Т. «Стала субмарина полигоном», использованы страницы сайта газеты «НВО»: http://nvo.ng.ru;•   Широкорад А.Б. «Огненный меч российского флота», изд. «Эксмо», изд. «Яуза», Москва, 2004 г.;
•   Широкорад А.Б. «Советские подводные лодки послевоенной постройки», изд. «Арсенал пресс», Москва, 1997 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.


Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


© 2008 - 2018 Составитель Илья Курганов. Все права защищены.
© 2008 - 2018 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved.

© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru


Рейтинг@Mail.ru