Проект П611


 

 

изображение проекта

состав проекта

Завод Заводской
номер
Тактический
номер
Начало
модернизации
Окончание
модернизации
Вступление
в строй
Примечание
1 402 633 Б-64, Б-864, УТС-364 1956 09.1957 07.1957 611


История проектирования

   В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 18 июля 1955 года и ТТЗ ВМФ, выданным 26 августа 1955 года, ЦКБ-18 разработал проект переоборудования пл под комплекс крылатой ракеты П-10. Главным конструктором проекта назначен Пустынцев П.П., его заместителем – Хусаинов Ю.Р. Проект переоборудования утвержден совместным решением Министерства судостроительной промышленности и ВМФ 30 марта 1956 года.

   В состав ракетного вооружения комплекса П-10 входил контейнер на один самолето-снаряд, стартовое устройство, система управления стрельбой, навигационная система и вспомогательное оборудование.

   Установка ракетного комплекса осуществлялось за счет снятия и демонтажа артиллерийского вооружения, стеллажей и запасных торпед, торпедо-погрузочного устройства, а также уменьшения запасов топлива и пресной воды. Для обеспечения точности стрельбы проектом предусматривалось установка навигационного комплекса «Сила-Б», включающий в себя двухгирокомпасную систему «Маяк» с приборами гироазимута и гировертикали, а также комплекс автоматического счисления координат «Сила-В». Для определения поправок к автоматическому счислению места пл первоначально предусматривался астронавигационный перископ «Лира», устанавливаемый вместо командирского перископа, но в последствии из-за трудностей в размещении различного оборудования от установки «Лиры» пришлось отказаться, а задачу обеспечения точности определения своего места возложить на корабли обеспечения испытаний. Вместо лага ГОМ-III устанавливался гидравлический лаг «Бурун». В первом отсеке, взамен стеллажного боезапаса, размещались агрегаты питания, приборы управления стрельбой, предстартовой подготовки, пульты управления, койки личного состава и другое вспомогательное оборудование. Контейнер, рассчитанный на предельную глубину погружения, устанавливался на кормовой надстройке в диаметральной плоскости. Стартовое устройство состояло из промежуточной и стартовой рам, расположенных в корму от контейнера. Подъем и опускание промежуточной рамы производилось гидроприводом. Стартовая рама поднималась на угол 20,5 градусов с помощью двух гидроприводов, а в поднятом положении удерживалась при помощи складывающихся подкосов. Гидроприводы контейнера и стартового устройства приводились в действие от судовой системы гидравлики. Перед стартом самолето-снаряд транспортировался из контейнера на стартовую раму вместе с тележкой с электроприводом по зубчатым рейкам. От стартовой рамы он отделялся только при старте. Питание электродвигателя тележки производилось при помощи кабеля, наматывающегося и сматывающегося с барабана тележки. Консоли крыла самолета-снаряда раскрывались в полетное положение автоматически после выхода снаряда из контейнера. Стартовал самолет-снаряд в сторону носа, поверх ограждения рубки, при этом управление предстартовой подготовкой и стартом производилось дистанционно из прочного корпуса. Все операции предстартовой подготовки производились автоматически при нажатии одной кнопки, старт – при нажатии другой кнопки. Система управления предстартовой подготовкой и стартом разрабатывалась под управлением Фармаковского С.Ф. в КБ Бериева Г.М.

Переоборудование

   Переоборудование Б-64 по проекту П611 выполнялось на судостроительном заводе № 402 в гор. Молотовске с 1956 по 1957 год.

Эксплуатация

   Испытания проводились на полигоне в акватории Белого моря с сентября 1957 года. Помимо проверки возможностей ракетного комплекса и надежности функционирования его оборудования, проверялось воздействие газовых струй маршевого и стартового двигателя на палуби и надстройки, а также шумность внутри прочного корпуса. Испытания показали, что конструкция контейнера обеспечивает надежное хранение самолета-снаряда как в надводном, так и в подводном положении во всем диапазоне глубины погружения., а стартовое устройство надежно обеспечивает подготовку и выполнение старта. Старт не оказывал вредного влияния на корпусные конструкции и личный состав, находящийся в отсеках.

   Программа комплексных испытаний выполнена в полигоне Белого моря с 23 сентября по 31 октября, в ходе которых выполнено 4 пуска самолета-снаряда, из которых 2 первых оказались неудачными, стартовавшие самолеты-снаряды упали в воду. Но по заключению комиссии, эти падения не были связаны с конструкцией самолета-снаряда или стартового устройства. Запланированные государственные испытания были отменены, а работы по проекту П611 были прекращены. Основной причиной прекращения работ по комплексу П-10 явилось успешное проведение к тому времени комплексных испытаний комплекса П-5 на пл проекта П613. В последующем Б-64 восстановлена в первоначальное состояние по проекту 611.


Дополнительная информация:

•  Фотоальбом проекта 611 и модификаций

•  Список принятых сокращений

Источники:

•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Бережной С.С., Спирихин С.А. «Надводные корабли и подводные лодки постройки завода № 402 - СМП. 1942 - 2001 гг.», справочник, изд. «Правда Севера», Архангельск, 2004 г.;
•   Буров В.Н. «История отечественного кораблестроения», изд. Судостроение, СПб, 1995 г.;
•   Жарков В.И. «Экспериментальные подводные лодки для отработки средств радиоэлектронного вооружения», журнал «Судостроение» № 1-1998 г. (716), СПб;
•   Платонов А.В. «Советские боевые корабли 1941-1945 гг.» ч.3, изд. «Цитадель», СПб, 1998 г.;
•   Титушкин С.И. «Подводные лодки 613 проекта», изд. «АНТ-Принт», СПб, 2002 г.;
•   Колосовский П.З. «Очерки по истории ЛПМБ «Рубин», т. 2, ЛПМБ «Рубин», Ленинград, 1979 г.;
•   Кулиниченко В.Т. «Стала субмарина полигоном», использованы страницы сайта газеты «НВО»: http://nvo.ng.ru;•   Широкорад А.Б. «Огненный меч российского флота», изд. «Эксмо», изд. «Яуза», Москва, 2004 г.;
•   Широкорад А.Б. «Советские подводные лодки послевоенной постройки», изд. «Арсенал пресс», Москва, 1997 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.

Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


© 2008 - 2023 Составитель Илья Курганов. Все права защищены.
© 2008 - 2023 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved.

© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru


Рейтинг@Mail.ru