История проектирования
В соответствии с Постановлением Совета Министров
СССР от 18 июля 1955 года и ТТЗ ВМФ, выданным 26
августа 1955 года, ЦКБ-18 разработал проект
переоборудования пл под комплекс крылатой ракеты
П-10. Главным конструктором проекта назначен
Пустынцев П.П., его заместителем – Хусаинов Ю.Р.
Проект переоборудования утвержден совместным
решением Министерства судостроительной
промышленности и ВМФ 30 марта 1956 года.
В состав ракетного вооружения комплекса П-10 входил контейнер на
один самолето-снаряд, стартовое устройство, система
управления стрельбой, навигационная система и
вспомогательное оборудование.
Установка ракетного комплекса осуществлялось за счет снятия и
демонтажа артиллерийского вооружения, стеллажей и
запасных торпед, торпедо-погрузочного устройства, а
также уменьшения запасов топлива и пресной воды. Для
обеспечения точности стрельбы проектом
предусматривалось установка навигационного комплекса
«Сила-Б», включающий в себя двухгирокомпасную
систему «Маяк» с приборами гироазимута и
гировертикали, а также комплекс автоматического
счисления координат «Сила-В». Для определения
поправок к автоматическому счислению места пл
первоначально предусматривался астронавигационный
перископ «Лира», устанавливаемый вместо
командирского перископа, но в последствии из-за
трудностей в размещении различного оборудования от
установки «Лиры» пришлось отказаться, а задачу
обеспечения точности определения своего места
возложить на корабли обеспечения испытаний. Вместо
лага ГОМ-III устанавливался гидравлический лаг «Бурун».
В первом отсеке, взамен стеллажного боезапаса,
размещались агрегаты питания, приборы управления
стрельбой, предстартовой подготовки, пульты
управления, койки личного состава и другое
вспомогательное оборудование. Контейнер,
рассчитанный на предельную глубину погружения,
устанавливался на кормовой надстройке в
диаметральной плоскости. Стартовое устройство
состояло из промежуточной и стартовой рам,
расположенных в корму от контейнера. Подъем и
опускание промежуточной рамы производилось
гидроприводом. Стартовая рама поднималась на угол
20,5 градусов с помощью двух гидроприводов, а в
поднятом положении удерживалась при помощи
складывающихся подкосов. Гидроприводы контейнера и
стартового устройства приводились в действие от
судовой системы гидравлики. Перед стартом
самолето-снаряд транспортировался из контейнера на
стартовую раму вместе с тележкой с электроприводом
по зубчатым рейкам. От стартовой рамы он отделялся
только при старте. Питание электродвигателя тележки
производилось при помощи кабеля, наматывающегося и
сматывающегося с барабана тележки. Консоли крыла
самолета-снаряда раскрывались в полетное положение
автоматически после выхода снаряда из контейнера.
Стартовал самолет-снаряд в сторону носа, поверх
ограждения рубки, при этом управление предстартовой
подготовкой и стартом производилось дистанционно из
прочного корпуса. Все операции предстартовой
подготовки производились автоматически при нажатии
одной кнопки, старт – при нажатии другой кнопки.
Система управления предстартовой подготовкой и
стартом разрабатывалась под управлением
Фармаковского С.Ф. в КБ Бериева Г.М.
Переоборудование
Переоборудование
Б-64 по проекту П611
выполнялось на судостроительном заводе № 402 в гор. Молотовске с 1956 по 1957 год.
Эксплуатация
Испытания проводились на полигоне в акватории Белого
моря с сентября 1957 года. Помимо проверки
возможностей ракетного комплекса и надежности
функционирования его оборудования, проверялось
воздействие газовых струй маршевого и стартового
двигателя на палуби и надстройки, а также шумность
внутри прочного корпуса. Испытания показали, что
конструкция контейнера обеспечивает надежное
хранение самолета-снаряда как в надводном, так и в
подводном положении во всем диапазоне глубины
погружения., а стартовое устройство надежно
обеспечивает подготовку и выполнение старта. Старт
не оказывал вредного влияния на корпусные
конструкции и личный состав, находящийся в отсеках.
Программа комплексных испытаний выполнена в полигоне Белого моря с
23 сентября по 31 октября, в ходе которых выполнено
4 пуска самолета-снаряда, из которых 2 первых
оказались неудачными, стартовавшие самолеты-снаряды
упали в воду. Но по заключению комиссии, эти падения
не были связаны с конструкцией самолета-снаряда или
стартового устройства. Запланированные
государственные испытания были отменены, а работы по
проекту П611 были прекращены. Основной причиной
прекращения работ по комплексу П-10 явилось успешное
проведение к тому времени комплексных испытаний
комплекса П-5 на пл проекта П613. В последующем
Б-64 восстановлена в первоначальное состояние по
проекту 611. |