Проект В611

 

 

состав проекта

Завод Заводской
номер
Тактический
номер
Начало
модернизации
Окончание
модернизации
Вступление
в строй
Примечание
1 402 636 Б-67, Б-867, УТС-76 1954 09.1955 11.11.1956 ПВ611 611ра

 


История проектирования

   Разработка проекта переоборудования для испытания морских баллистических ракет Р-11ФМ комплекса Д-1 осуществлял ЦКБ-16 под руководством главного конструктора Исанина Н.Н. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 26 февраля 1954 года. Технический проект закончен в августе, а утвержден – в сентябре 1954 года. В соответствии с проектом предусматривалось переоборудование одной серийной подводной лодки 611 проекта в ракетную пл с размещением 2-х ракетных шахт в ограждении рубки. В связи с этим, одна из групп аккумуляторной батареи демонтировалась, устанавливался гироазимут горизонта «Сатурн» для определения параметров качки и счетно-решающие приборы «Доломит» для выдачи целеуказаний бортовой системе управления ракетным комплексом. Также демонтажу подлежали запасные торпедные стеллажи, торпедопогрузочный люк заваривался, а погрузка торпед осуществлялась через передние крышки торпедных аппаратов. Для ускорения работ использовался для пуска ракеты способ, аналогичный наземному, для чего ракета поднималась над верхним срезом шахты на специальный пусковой стол и удерживалась на нем специальным захватом типа «корсет». пусковой стол с захватом осуществляли горизонтальное наведение ракеты в диапазоне 180 градусов.

Ракетное вооружение

   26 января 1954 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки с реактивным вооружением». Главным конструктором назначался Исанин Н.Н., а Главным конструктором ракетного комплекса – Королев С.П.
В августе 1955 года вышло Постановление Совета Министров СССР о начале разработки для подводных лодок проекта АВ611 баллистических ракет Р-11ФМ.
   Первая морская ракета, для сокращения затрат, создавалась на базе армейской ракеты Р-11 (шифр 8А61), принятой на вооружение в июле 1955 года. Ее морской вариант Р-11ФМ (шифр 8А61ФМ) не имел существенных отличий, за исключением механизмов, воспринимавших нагрузку от корсетного устройства пусковой установки, и устройств обеспечения герметичности приборного и двигательного отсеков.
   Параметры движения ракеты при старте с качающегося основания, должны были обеспечить ее безударный выход из захватов пусковой установки, раскрывавшихся после прохождения ракетой начального участка пути.
   Ориентация осей бортовых гироприборов относительно плоскости искусственного горизонта и стабилизируемого азимута, которые на подводной лодке вырабатывались корабельным гироазимутгоризонтом «Сатурн», и дистанционная установка интегратора продольных ускорений ракеты, производились корабельными счетнорешающими приборами (КСРП) «Доломит». На самой ракете Р-11ФМ были установлены: гироскопический интегратор продольных ускорений Л22-5, гировертикаль Л00-ЗФ, гирогоризонт Л11-ЗФ. Для обеспечения безударного выхода ракеты из захватов пускового устройства и уменьшения начальных возмущений ракеты от качки подводной лодки, КСРП «Доломит» с использованием специального прибора-упредителя старта, определял момент включения двигательной установки ракеты таким образом, чтобы старт ракеты происходил при минимальном значении угла отклонения продольной оси ракеты от вертикали. В полете головная часть не отделялась от ракеты-носителя. Система управления ракеты – автономная. Управление ракетой на начальном участке траектории осуществлялось с помощью газоструйных рулей, смонтированных в сопловой части двигателя.
   Ракета представляла собой одноступенчатую баллистическую ракету и оснащалась жидкостным двигателем С2.253А. Двигатель с вытеснительной подачей компонентов топлива работал на горючем Т-1 – керосине, и окислителе – АК-20И. Компоненты топлива под давлением редуцированного воздуха из специального пневмоблока прорывали мембраны и, поступая в газогенераторы, самовоспламенялись. Возрастающее давление прорывало мембраны газогенераторов и газы поступали в баки горючего и окислителя, создавая давление, необходимое для вытеснения компонентов в двигатель. Ракета управлялась только до момента отключения двигателя. Погрузка ракет Р-11ФМ на Б-67 была достаточно сложна по причине малой механизации процесса. Ракета грузилась с помощью портового крана у достроечной набережной завода с помощью специальной траверсы. Крановщик поднимал ракету с железнодорожной платформы за два гака из открытого транспортировочного ящика, медленно выбирая трос, закрепленный за верхний бандаж. После перевода в вертикальное положение, ракета перемещалась на поднятый стартовый стол, где ее поджидали специалисты для точного совмещения рисок «нос-корма» у ракеты и стартового стола, после чего давалась команда на сведение стоек удерживающего устройства. Следующим этапом производилась состыковка отрывных разъемов и дозаправка ракеты высокоактивным пусковым горючим ТГ-02 с автозаправщика. При этом топливо подогревалось до температуры воздуха в шахте. Процесс погрузки длился не один час и зависел от таких факторов, как квалификация крановщика, погодных условий и т.п. По требованиям режима секретности погрузка осуществлялась, как правило, ночью. Ракеты, погруженные на подводную лодку, проходили окончательную подготовку: заправлялись воздухом, проводилась калибровка блоков системы телеметрического контроля и генеральные испытания, устанавливались и подключались пиропатроны и импульсная батарея. Для производства калибровки системы телеметрического контроля внутри шахты имелась откидная площадка для доступа к лючку в головной части ракеты. Калибровка производилась одновременно на три станции телеметрии, расположенные на стартовой, технической и финишной позиции. Телеметрическая информация передавалась по 41 параметру, разбитые на четыре группы: измеряемые перед стартом; при старте и на начальном участке траектории; на всей траектории полета: на активном и пассивном участках полета. Время, затрачиваемое на выполнение отдельных операций подготовки и проведение старта было следующим:
– погрузка ракеты от момента доставки ракеты на пирс до момента закрепления на пусковом столе – от 3,5 до 6,5 час.;
– автономные испытания и калибровка телеметрии – от 18 до 45 мин.;
– генеральные испытания системы управления в море – от 1 до 2 час.;
– время, необходимое на производство старта от момента начала открывания крышки шахты доя закрытия ее после выпуска ракеты составляло от 6 до 7 мин.
Техническое задание определяло максимальное отклонение точки падения по дальности ± 6 км, по направлению ± 4 км.
   Стрельба ракетами производилась во время плавания в надводном или позиционном положении при волнении моря до 4-5 баллов и скорости хода до 8-12 узлов. За 15 минут до старта стол со стоящей на нем ракетой поднимался специальным тросовым подъемником до верхнего среза шахты и разворачивался на заданный полетным заданием угол поворота. Дополнительно при наведении ракеты на цель в систему управления ракеты вручную вводили поправки на ветер и вращение Земли. Старт первой ракеты производился через 5 минут после всплытия подводной лодки, старт второй ракеты – через 5 минут после старта первой ракеты. Подготовка к старту осуществлялась в подводном положении, на нее затрачивалось порядка двух часов.
   В некоторых источниках эту ракету называют ракетой «оперативно-тактического назначения», что верно по отношению к сухопутной ракете Р-11, но лодочная Р-11ФМ являлась первой в мире стратегической ракетой морского базирования, способной из нейтральных вод нанести ядерный удар по большинству городов и военных объектов стран НАТО, расположенных вдоль побережья. Ее боевая головка была оснащена ядерным зарядом «РДС-4» мощностью 10 килотонн. Расчетные отклонения ракеты по дальности и боковое составили ±3000 м. Летные испытания Р-11ФМ начались в начале 1955 года на Государственном центральном полигоне Капустин Яр. Первоначально ракеты запускались с неподвижной пусковой установки, а затем с качающегося стенда СМ-49, имитировавшего качку. Стенд был смонтирован на базе стабилизированной платформы 130-мм артустановки БЛ-109А.
   С 1958 по 1967 год было произведено 77 опытных пусков ракет Р-11ФМ, из которых 59 были успешными. 3 пуска были неудачными из-за отказа систем ракет, 7 – из-за ошибок личного состава или неточного определения места лодки, причины восьми установить не удалось. Ракетный комплекс Д-1 был снят с вооружения в 1967 году.

Переоборудование

   Для переоборудования выделялась недостроенная подводная лодка Б-67, находящаяся на ССЗ № 196 «Судомех». Для достройки она была переведена по Беломор-Балтийскому каналу на ССЗ № 402 в гор. Молотовск в 1954 году. В конце августа 1955 года основные монтажные работы на были закончены и подводная лодка была предъявлена к испытаниям 11 сентября 1955 года. Первая погрузка ракеты на пл состоялась в ночь с 14 на 15 сентября 1955 года.

Эксплуатация

   Подводная лодка проходила испытания в акватории Белого моря, где 16 сентября 1955 года в 17.32 осуществила первый в истории запуск баллистической ракеты из надводного положения с борта подводной лодки. Вступила в строй 11 ноября 1956 года в качестве опытной пл. Руководил летными испытаниями академик Королев С.П., главный наблюдающий от ВМФ – Васильев Б.В. После окончания летных испытаний комплекса Д-1, в 1958 году переоборудована по проекту  для испытаний баллистических ракет с подводным стартом.

   Подводная лодка проходила испытания в акватории Белого моря и была предъявлена на испытания 11.09.1955 г. В обстановке глубочайшей секретности, в 4 часа 30 мин. 15-го сентября 1955 года первая ракета была погружена на борт Б-67. 16 сентября в 17 часов 32 минуты в Белом море впервые в мире с подводной лодки была запущена баллистическая ракета. Руководил летными испытаниями академик Королев С.П., главный наблюдающий от ВМФ – Васильев Б.В.
   При практических пусках получено круговое отклонение ± 1050 м при 65% пусков. Всего в 1955 году с борта Б-67 было произведено 8 пусков, а в 1956 году Б-67 отправилась в первый дальний поход под командованием кап. 2 ранга Гуляева И.И. с целью транспортных испытаний ракетного комплекса.
   Б-67 вступила в строй 11.11.1956 г. в качестве опытной подводной лодки. После окончания летных испытаний комплекса Д-1, в 1958 году, Б-67 передана для переоборудования по проекту ПВ611 для испытаний баллистических ракет с подводным стартом, а в феврале 1959 г. ракетный комплекс Д-1 с баллистической ракетой Р-11ФМ был официально принят на вооружение.

тактико-технические характеристики проекта В611

4230

наименование характеристики

головной заказ

водоизмещение

надводное нормальное (тонн):

1875

подводное полное (тонн):

2387

кораблестроительные элементы

осадка наибольшая (м.):

5,14

запас плавучести от нормального водоизмещения (%):

27

скорость хода

надводная полная (узл.):

16,5

подводная полная (узл.):

13

подводная под ГЭД экономхода (узл.):

2

подводная под РДП максимальная (узл.):

6,5

дальность плавания

надводная при 16,5 узл. (мили):

4230

подводная полным ходом (мили):

13

подводная при 2 узл. (мили):

290

подводная в режиме РДП (мили):

6300

обитаемость

автономность по запасам (сут.):

58

экипаж, общая численность (чел.):

72

экипаж, в т.ч. офицеров (чел.):

9

вооружение

533-мм носовые торпедные аппараты (шт.):

6

533-мм кормовые торпедные аппараты (шт.):

4

общий запас торпед (ед.):

10

энергоустановка

дизели 37Д (шт. х л.с.):

3 х 2000

бортовой электродвигатель ПГ-101 (ед. х л.с.):

3 х 1350

средний электродвигатель ПГ-102 (ед. х л.с.):

1 х 2700

электродвигатель экономхода ПГ-104 (ед. х л.с.):

1 х 140

количество гребных валов (ед.):

3

количество групп АБ типа 46СУ и число элементов (ед.):

4 по 112

 

Дополнительная информация:

•  Фотоальбом проекта 611 и модификаций

•  Список принятых сокращений

Источники:

•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Бережной С.С., Спирихин С.А. «Надводные корабли и подводные лодки постройки завода № 402 - СМП. 1942 - 2001 гг.», справочник, изд. «Правда Севера», Архангельск, 2004 г.;
•   Буров В.Н. «История отечественного кораблестроения», изд. Судостроение, СПб, 1995 г.;
•   Жарков В.И. «Экспериментальные подводные лодки для отработки средств радиоэлектронного вооружения», журнал «Судостроение» № 1-1998 г. (716), СПб;
•   Платонов А.В. «Советские боевые корабли 1941-1945 гг.» ч.3, изд. «Цитадель», СПб, 1998 г.;
•   Титушкин С.И. «Подводные лодки 613 проекта», изд. «АНТ-Принт», СПб, 2002 г.;
•   Колосовский П.З. «Очерки по истории ЛПМБ «Рубин», т. 2, ЛПМБ «Рубин», Ленинград, 1979 г.;
•   Кулиниченко В.Т. «Стала субмарина полигоном», использованы страницы сайта газеты «НВО»: http://nvo.ng.ru;•   Широкорад А.Б. «Огненный меч российского флота», изд. «Эксмо», изд. «Яуза», Москва, 2004 г.;
•   Широкорад А.Б. «Советские подводные лодки послевоенной постройки», изд. «Арсенал пресс», Москва, 1997 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.

Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


© 2008 - 2024 Составитель Илья Курганов. Все права защищены.
© 2008 - 2024 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved.

© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru


Рейтинг@Mail.ru