История проектирования
Разработка проекта переоборудования для испытания
морских баллистических ракет Р-11ФМ комплекса Д-1
осуществлял ЦКБ-16 под руководством главного
конструктора Исанина Н.Н. в соответствии с
постановлением Совета Министров СССР от 26 февраля
1954 года. Технический проект закончен в августе, а
утвержден – в сентябре 1954 года. В соответствии с
проектом предусматривалось переоборудование одной
серийной подводной лодки
611 проекта в ракетную пл с
размещением 2-х ракетных шахт в ограждении рубки. В
связи с этим, одна из групп аккумуляторной батареи
демонтировалась, устанавливался гироазимут горизонта
«Сатурн» для определения параметров качки и
счетно-решающие приборы «Доломит» для выдачи целеуказаний бортовой системе управления ракетным
комплексом. Также демонтажу подлежали запасные
торпедные стеллажи, торпедопогрузочный люк
заваривался, а погрузка торпед осуществлялась через
передние крышки торпедных аппаратов. Для ускорения
работ использовался для пуска ракеты способ,
аналогичный наземному, для чего ракета поднималась
над верхним срезом шахты на специальный пусковой
стол и удерживалась на нем специальным захватом типа
«корсет». пусковой стол с захватом осуществляли
горизонтальное наведение ракеты в диапазоне 180
градусов.
Ракетное вооружение
26 января 1954 года вышло Постановление ЦК КПСС и
Совета Министров СССР «О проведении
проектно-экспериментальных работ по вооружению
подводных лодок баллистическими ракетами дальнего
действия и разработке на базе этих работ
технического проекта большой подводной лодки с
реактивным вооружением». Главным конструктором
назначался Исанин Н.Н., а Главным конструктором
ракетного комплекса – Королев С.П.
В августе 1955 года вышло Постановление Совета
Министров СССР о начале разработки для подводных
лодок проекта
АВ611
баллистических ракет Р-11ФМ.
Первая морская ракета, для сокращения затрат, создавалась на базе
армейской ракеты Р-11 (шифр 8А61), принятой на
вооружение в июле 1955 года. Ее морской вариант
Р-11ФМ (шифр 8А61ФМ) не имел существенных отличий,
за исключением механизмов, воспринимавших нагрузку
от корсетного устройства пусковой установки, и
устройств обеспечения герметичности приборного и
двигательного отсеков.
Параметры движения ракеты при старте с качающегося основания,
должны были обеспечить ее безударный выход из
захватов пусковой установки, раскрывавшихся после
прохождения ракетой начального участка пути.
Ориентация осей бортовых гироприборов относительно плоскости
искусственного горизонта и стабилизируемого азимута,
которые на подводной лодке вырабатывались
корабельным гироазимутгоризонтом «Сатурн», и
дистанционная установка интегратора продольных
ускорений ракеты, производились корабельными
счетнорешающими приборами (КСРП) «Доломит». На самой
ракете Р-11ФМ были установлены: гироскопический
интегратор продольных ускорений Л22-5, гировертикаль
Л00-ЗФ, гирогоризонт Л11-ЗФ. Для обеспечения
безударного выхода ракеты из захватов пускового
устройства и уменьшения начальных возмущений ракеты
от качки подводной лодки, КСРП «Доломит» с
использованием специального прибора-упредителя
старта, определял момент включения двигательной
установки ракеты таким образом, чтобы старт ракеты
происходил при минимальном значении угла отклонения
продольной оси ракеты от вертикали. В полете
головная часть не отделялась от ракеты-носителя.
Система управления ракеты – автономная. Управление
ракетой на начальном участке траектории
осуществлялось с помощью газоструйных рулей,
смонтированных в сопловой части двигателя.
Ракета представляла собой одноступенчатую баллистическую ракету и
оснащалась жидкостным двигателем С2.253А. Двигатель
с вытеснительной подачей компонентов топлива работал
на горючем Т-1 – керосине, и окислителе – АК-20И.
Компоненты топлива под давлением редуцированного
воздуха из специального пневмоблока прорывали
мембраны и, поступая в газогенераторы,
самовоспламенялись. Возрастающее давление прорывало
мембраны газогенераторов и газы поступали в баки
горючего и окислителя, создавая давление,
необходимое для вытеснения компонентов в двигатель.
Ракета управлялась только до момента отключения
двигателя. Погрузка ракет Р-11ФМ на
Б-67
была достаточно сложна по причине малой механизации
процесса. Ракета грузилась с помощью портового крана
у достроечной набережной завода с помощью
специальной траверсы. Крановщик поднимал ракету с
железнодорожной платформы за два гака из открытого
транспортировочного ящика, медленно выбирая трос,
закрепленный за верхний бандаж. После перевода в
вертикальное положение, ракета перемещалась на
поднятый стартовый стол, где ее поджидали
специалисты для точного совмещения рисок «нос-корма»
у ракеты и стартового стола, после чего давалась
команда на сведение стоек удерживающего устройства.
Следующим этапом производилась состыковка отрывных
разъемов и дозаправка ракеты высокоактивным пусковым
горючим ТГ-02 с автозаправщика. При этом топливо
подогревалось до температуры воздуха в шахте.
Процесс погрузки длился не один час и зависел от
таких факторов, как квалификация крановщика,
погодных условий и т.п. По требованиям режима
секретности погрузка осуществлялась, как правило,
ночью. Ракеты, погруженные на подводную лодку,
проходили окончательную подготовку: заправлялись
воздухом, проводилась калибровка блоков системы
телеметрического контроля и генеральные испытания,
устанавливались и подключались пиропатроны и
импульсная батарея. Для производства калибровки
системы телеметрического контроля внутри шахты
имелась откидная площадка для доступа к лючку в
головной части ракеты. Калибровка производилась
одновременно на три станции телеметрии,
расположенные на стартовой, технической и финишной
позиции. Телеметрическая информация передавалась по
41 параметру, разбитые на четыре группы: измеряемые
перед стартом; при старте и на начальном участке
траектории; на всей траектории полета: на активном и
пассивном участках полета. Время, затрачиваемое на
выполнение отдельных операций подготовки и
проведение старта было следующим:
– погрузка ракеты от момента доставки ракеты на пирс
до момента закрепления на пусковом столе – от 3,5 до
6,5 час.;
– автономные испытания и калибровка телеметрии – от
18 до 45 мин.;
– генеральные испытания системы управления в море –
от 1 до 2 час.;
– время, необходимое на производство старта от
момента начала открывания крышки шахты доя закрытия
ее после выпуска ракеты составляло от 6 до 7 мин.
Техническое задание определяло максимальное
отклонение точки падения по дальности ± 6 км, по
направлению ± 4 км.
Стрельба ракетами производилась во время плавания в надводном или
позиционном положении при волнении моря до 4-5
баллов и скорости хода до 8-12 узлов. За 15 минут до
старта стол со стоящей на нем ракетой поднимался
специальным тросовым подъемником до верхнего среза
шахты и разворачивался на заданный полетным заданием
угол поворота. Дополнительно при наведении ракеты на
цель в систему управления ракеты вручную вводили
поправки на ветер и вращение Земли. Старт первой
ракеты производился через 5 минут после всплытия
подводной лодки, старт второй ракеты – через 5 минут
после старта первой ракеты. Подготовка к старту
осуществлялась в подводном положении, на нее
затрачивалось порядка двух часов.
В некоторых источниках эту ракету называют ракетой
«оперативно-тактического назначения», что верно по
отношению к сухопутной ракете Р-11, но лодочная
Р-11ФМ являлась первой в мире стратегической ракетой
морского базирования, способной из нейтральных вод
нанести ядерный удар по большинству городов и
военных объектов стран НАТО, расположенных вдоль
побережья. Ее боевая головка была оснащена ядерным
зарядом «РДС-4» мощностью 10 килотонн. Расчетные
отклонения ракеты по дальности и боковое составили
±3000 м. Летные испытания Р-11ФМ начались в начале
1955 года на Государственном центральном полигоне
Капустин Яр. Первоначально ракеты запускались с
неподвижной пусковой установки, а затем с
качающегося стенда СМ-49, имитировавшего качку.
Стенд был смонтирован на базе стабилизированной
платформы 130-мм артустановки БЛ-109А.
С 1958 по 1967 год было произведено 77 опытных пусков ракет Р-11ФМ,
из которых 59 были успешными. 3 пуска были
неудачными из-за отказа систем ракет, 7 – из-за
ошибок личного состава или неточного определения
места лодки, причины восьми установить не удалось.
Ракетный комплекс Д-1 был снят с вооружения в 1967
году.
Переоборудование
Для переоборудования выделялась недостроенная подводная лодка
Б-67, находящаяся на
ССЗ
№ 196
«Судомех». Для достройки она была переведена по Беломор-Балтийскому каналу на
ССЗ № 402 в гор. Молотовск в 1954 году. В конце августа
1955 года основные монтажные работы на были
закончены и подводная лодка была предъявлена к испытаниям 11
сентября 1955 года. Первая погрузка ракеты на пл
состоялась в ночь с 14 на 15 сентября 1955 года.
Эксплуатация
Подводная лодка проходила испытания в акватории
Белого моря, где 16 сентября 1955 года в 17.32
осуществила первый в истории запуск баллистической
ракеты из надводного положения с борта подводной
лодки. Вступила в строй 11 ноября 1956 года в
качестве опытной пл. Руководил летными испытаниями
академик Королев С.П., главный наблюдающий от ВМФ –
Васильев Б.В. После окончания летных испытаний
комплекса Д-1, в 1958 году переоборудована по
проекту для испытаний баллистических ракет с
подводным стартом.
Подводная лодка проходила испытания в акватории Белого моря и была
предъявлена на испытания 11.09.1955 г. В обстановке
глубочайшей секретности, в 4 часа 30 мин. 15-го
сентября 1955 года первая ракета была погружена на
борт Б-67.
16 сентября в 17 часов 32 минуты в Белом море
впервые в мире с подводной лодки была запущена
баллистическая ракета. Руководил летными испытаниями
академик Королев С.П., главный наблюдающий от ВМФ –
Васильев Б.В.
При практических пусках получено круговое отклонение ± 1050 м при
65% пусков. Всего в 1955 году с борта
Б-67
было произведено 8 пусков, а в 1956 году
Б-67
отправилась в первый дальний поход под командованием
кап. 2 ранга Гуляева И.И. с целью транспортных
испытаний ракетного комплекса.
Б-67 вступила в
строй 11.11.1956 г. в качестве опытной подводной
лодки. После окончания летных испытаний комплекса
Д-1, в 1958 году,
Б-67
передана для переоборудования по проекту
ПВ611
для испытаний баллистических ракет с подводным
стартом, а в феврале 1959 г. ракетный комплекс Д-1 с
баллистической ракетой Р-11ФМ был официально принят
на вооружение.
|