М-351
проект А615, заводской номер 801

историческая справка


1954 год 24 марта
заложена на эллинге ССЗ № 194 им. А. Марти в гор. Ленинграде как малая торпедная подводная лодка.

1954 год 3 июня
зачислена в списки кораблей ВМФ.

1955 год 4 июля
спущена на воду. Экипаж находился в оперативном подчинении 39-й бригады строящихся и ремонтирующихся подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота с базированием в гор. Ленинграде.

1955 год с 16 ноября по 4 июня 1956 года
выполнила программу заводских ходовых испытаний. В декабре произошла незначительная авария энергетической установки.

1956 год с 6 июня по 3 августа
выполнила программу государственных испытаний.

1956 год 3 августа
вступила в строй. Включена в состав Краснознаменного Балтийского флота.

1956 год 12 октября
утвержден приемный акт ГК ВМФ. Включена в состав 340-го отдельного дивизиона строящихся подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота с базированием в гор. Таллин.

1956 год с лета по осень
переведена в транспортном доке по внутренним водным системам из Балтийского в Азовское море.

1956 год 30 декабря
перечислена в состав 27-й отдельной бригады подводных лодок Черноморского флота с базированием в Балаклавской бухте.

1957 год 22 августа
во время отработки элемента «срочное погружение» в районе внешнего рейда Балаклавы затонула со всем экипажем из 7 офицеров и 35 старшин и матросов в результате попадания забортной воды через неплотно закрытую шахту подачи воздуха. При уходе под воду из-за неисправности сигнализации верхняя захлопка подачи воздуха к дизелям была не закрыта, через нее в 6-ой отсек поступило значительное количество забортной воды. Подводная лодка с большим дифферентом на корму провалилась на глубину, экстренное продувание цистерн главного балласта результатов не дало. На глубине 83 метра корпус лодки вошел в илистый грунт с дифферентом 62 градуса на корму. В шестой отсек поступило около 40 тонн воды, затопив его на две трети объёма, вода через переборку стала проникать в 7-ой отсек. В нём из-за замыкания в электрощите возник пожар, который удалось быстро ликвидировать. Откачать воду из-за большой высоты гидравлического столба к трюмной помпе не удалось. Личный состав по команде из 6-го и 7-го вывели отсеков в носовые отсеки. Первым в район аварии из южной бухты Севастополя вышло спасательное судно «Бештау», обнаружившее выпущенный аварийный буй. Вскоре на катере прибыл командующий флотом адм. Касатонов В.А., командующий подводными силами Черноморского флота кап. 1 ранга Смирнов Н., командир 27-й бригады подводных лодок кап. 1 ранга Куприянов В., в Севастополь вылетел ГК ВМФ, чтобы лично возглавить спасательные работы. Об аварии было доложено Министру обороны СССР маршалу Советского Союза Жукову Г.К., который в этот момент отдыхал в Крыму. Министр приказал бросить на спасение лодки все имеющиеся в ВМФ силы. Из Балаклавы подошла к месту аварии подводная лодка аналогичного проекта для помощи водолазам в ориентировке в спасательных устройствах данного проекта. Операция по спасению началась с серьёзной неудачи. При попытке опустить к корпусу лодки спасательный колокол был оборван буй и потеряна связь с пл. Лишь вторая водолазная пара обнаружила затонувшую лодку и закрепила трос за лодку, а при подъёме на поверхность им удалось  захватить с грунта оборванный кабель сигнального буя. Следующие водолазы смогли провести и закрепить рядом с эпроновской выгородкой направляющий трос, а затем подвести шланги подачи и отсоса воздуха. В лодке за это время температура медленно снизилась с 30 градусов перед погружением до 7 градусов, а личный состав был собран в 1-м отсеке. По вине помощника командира на берегу было оставлено не только шерстяное водолазное белье, но и гидрокомбинезоны спасательных комплектов. Экипажем было принято решение для выравнивания дифферента подручными средствами переносить воду из 6-го отсека в 1-й, сливать её в трюм, а оттуда откачивать за борт штатным способом. Экипаж выстроился цепочкой, и банками из-под галет начали поднимать воду в нос. Импровизированный конвейер с небольшими перерывами работал 28 часов подряд. За это время экипаж перенёс из кормы на высоту 35-48 метров и откачал за борт около 10 тонн воды, но положение лодки не менялось. Чтобы психологически поддержать личный состав, было проведено комсомольское собрание, на котором приняли в комсомол моториста м-са Деринчука Н.

1957 год 24 августа
из гор. Севастополя в район аварии прибыл крейсер «Красный Крым» и стал на якорь таким образом, чтобы прикрывать от волн и ветра спасательное судно.

1957 год 25 августа
через торпедный аппарат удалось передать на лодку водолазное бельё, медикаменты, 12 аппаратов ИДА-51, 10 патронов регенерации воздуха, 30 литров спирта в резиновом мешке, 30 литров крымского вина, 30 литров горячего какао и письмо командиру от его жены. Передавали всё в специально изготовленных на Балаклавском судоремонтном заводе цилиндрических, герметично закрывающихся стальных контейнерах-пеналах, свободно входящих в 533-мм торпедный аппарат. Командир разрешил членам экипажа выпить вина, считая, что это подбодрит людей и снимет перенапряжение и позволит согреться. Но многие подводники, выпив по кружке вина, начали терять сознание. Вскоре спасателями была предпринята попытка связкой канатов буксирами выдернуть лодку из грунта, но в результате разрыва тросов дифферент уменьшился лишь до 37 градусов. Самочувствие личного состава ухудшалось, воздух из лодки не отсасывался, поскольку где-то были передавлены шланги. Водолазы вновь стали заводить уже стальной трос. В это время на пл, чувствуя безнадёжность положения, пошли на рискованный шаг. Командир собрал в центральном посту личный состав кормовых отсеков и обратился к ним с предложением: «Товарищи! Вам известно, что буксировочный трос лопнул. Сейчас его заводят повторно, но у меня есть сомнения, что спасатели сумеют это сделать достаточно быстро. Обстановка в лодке вам известна. Я предложил командованию послать трёх человек в кормовые отсеки и надуть их воздухом, чтобы попытаться выдавить воду, а затем самим откачать ее. Работа эта сопряжена с известным вам риском, поэтому нам её выполнять запретили. Однако я считаю, что у нас выбора нет. Воздуха для дыхания хватит только на несколько часов, и мы можем не дождаться завершения спасательной операции...». Были отобраны трое - ст. 1 ст. Кучеров, ст. 2 ст. Антоников и Козлов. Они ушли в кормовые отсеки, начали надувать воздухом отсеки из баллонов ВВД, начиная с четвёртого и заканчивая седьмым. Давление в кормовых отсеках стало повышаться с 2 до 3,2 атмосферы. Антоников несколько раз нырял в воду, чтобы приготовить насос к работе. И вскоре насос включился и начал забирать воду, уровень воды стал уменьшался на глазах. Но в это время сверху поступила команда прекратить работы, так как стальной трос заведён и буксиры готовы снова к рывку. Насос остановили, но у спасателей произошла заминка. Снова попытались запустить насос, но он не запускался. Только после повышения давление в отсеках, насос забрал воду и откачивать её за борт. Пока наверху готовились к очередному рывку, внутри лодки удалось откачать всю воду из 6-го и частично из 7-го отсека, где осталось примерно 10 тонн. В результате этих действий лодка получила положительную плавучесть, так как ряд балластных цистерн был частично продут ещё в самом начале провала на глубину.

1957 год 26 августа
в 00 часов 42 минуты спасатели произвели вторую попытку выдернуть из грунта уже значительно облегчённую лодку. В 02.28 экипаж лодки ощутил мощный рывок и резкое увеличение дифферента на корму. Стрелка глубиномера показала, что лодка начала всплытие. В лодке дали пузырь в кормовые балластные цистерны, дифферент начал отходить, и в 02.30 минут она всплыла. К лодке подошёл торпедный катер, командир которого передал командиру пл записку, написанную карандашом: «Командиру тов. Белозорову. Поздравляю вас и весь личный состав лодки с проявленным мужеством, смелыми и умелыми действиями при выводу лодки из аварийного положения. Главком. 02.50». Жертв среди подводников и водолазов не было.

1957 год
прошла аварийный ремонт на СРЗ № 13 в Килен-бухте.

1958 год 7 января
подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении орденами и медалями личного состава ВМФ». За образцовое выполнение задания командования и проявленные при этом самоотверженность, мужество и инициативу были награждены водолазы: орденом Красной Звезды - 5 офицеров и мичманов, медалью «За боевые заслуги» - 5 мичманов и старшин. Особенно отличившихся подводников М-351, мужественно и самоотверженно боровшихся за живучесть лодки в течение 3,5 суток, не наградили, посчитав их виновниками аварийного происшествия.

1961 год 1 апреля
перечислена в состав 60-го дивизиона 155-й бригады подводных лодок Черноморского флота.

1965 год 10 ноября
выведена из боевого состава и переклассифицирована в учебную подводную лодку.

1967 год 30 марта
в составе бригады включена в состав 14-ой дивизии подводных лодок Краснознаменного Черноморского флота. Использовалась в качестве учебной пл.

1970 год
перечислена в состав 381-го дивизиона 155-й бригады 14-й дивизии Краснознаменного Черноморского флота.

1973 год 15 февраля
расформирован экипаж в связи со сдачей пл в ОФИ для демонтажа и реализации.

1974 год 18 сентября
исключена из состава ВМФ и впоследствии на Севастопольской базе «Главвторчермета» в пос. Инкерман разделана на металл.


экипаж подводной лодки

историческая справка экипажа


1954 год
сформирован экипаж;

1973 год 15 февраля
расформирован экипаж, переформирован в экипаж консервации.
 


командиры:

войсковая часть ..?..

•   Белозоров Р.А. (..1957..);
•   ..?..


дополнительно

 

•   Описание проекта 615

•   Фотоальбом проекта 615

•   Список принятых сокращений


источники:

 

•   Баданин В.А. «Подводные лодки с единым двигателем», Гангут, СПб, 1998 г.;
•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Власов В.П. «Малые торпедные подводные лодки пр. 615 и А615», использованы страницы сайта «Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В.Г. Белинского» http://book.uraic.ru;
•   Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991 г.», Историческое морское общество, СПб, 1996 г.;


Если Вы можете что-либо добавить к приведенным данным, внести уточнения или предоставить фотографии, свяжитесь с автором по e-mail: admin@ruspodplav.ru


Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


© 2009 - 2018 Составитель Илья Курганов. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2009 - 2018 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru

Рейтинг@Mail.ru