Б-146, К-113, БС-113, РЗС-97, ПЗС-65
проект 629, заводской номер 809

К-113 проекта 629

фото: К-113 на входе в б. Провидения в период межфлотского перехода
дата: 1974 год, сентябрь
автор: неизв.
предоставил: В. Селин


К-113 проекта 629

фото: К-113 в зал. Владимира после межфлотского перехода с СФ на ТОФ
дата: 1974 год, сентябрь
автор: неизв.
предоставил: Н. Прохоров



историческая справка


1959 год 10 июля
заложена на судостроительном заводе № 402 в цехе № 50 в гор. Северодвинске как большая подводная лодка с баллистическими ракетами.

1960 год 13 января
зачислена в списки кораблей ВМФ.

1960 год 16 июня
переклассифицирована в в крейсерскую подводную лодку, присвоен номер К-113.

1960 год 17 сентября
спущена на воду, экипаж временно подчинен 339-й обрстремпл БелВМБ.

1960 год 30 ноября
подписан приемный акт, вступила в строй. Командир – кап. 2 ранга Скороходов В.Г., председатель комиссии – кап. 1 ранга Васильев Г.М., ведущий военпред – кап. л-т Дубовиченко И.В., ответственный сдатчик – Жданов Ю.В., сдаточный механик – Кузьмин Ю.И.

1960 год 16 декабря
включена в состав 140-й обрпл ПС СФ с базированием в гб. Оленья.

1961 год 9 июля
перечислена в состав сформированной 18-й дпл 12-й Эскпл СФ.

1961 год с 14 июля по 11 августа
совместно с К-118 и К-88 проекта 629 выполнила надводный межфлотский переход из гб. Оленья в Кронштадт для участия в параде в честь Дня ВМФ на Неве под общим руководством контр-адм. Хомчик С.С. Однако, подводные лодки в Неву не вошли, оставаясь стоять у пирса в Кронштадте, впоследствии все три корабля вернулись тем же путем в гб. Оленью.

1961 год сентябрь
перебазирована из гб. Оленья в б. Ягельную гб. Сайда.

1961 год сентябрь
совместно с К-118 и К-107 под общим руководством контр-адм. Хомчик С.С. успешно выполнила выполнила одновременную ракетную стрельбу.

1962 год с 12 по 16 июня
выполнила поход совместно с К-93 проекта 629, в ходе которого более 30 часов находилась подо льдом, а после выхода из-под кромки льда, выполнила условную ракетную стрельбу.

1962 год 8 августа
в составе 18-й дпл перечислена в состав 20-й Эскпл СФ, специально созданную для обеспечения присутствия на Кубе в период Карибского кризиса, с 25.09.1962 планировался переход в п. Мариэль (Куба), но в связи с разрешением кризиса, 07.10.1962 переход был отменен и лодки с пбпл «Дмитрий Галкин» рассредоточены в Мотовском заливе.

1963 год 5 февраля
в составе 18-й дпл вновь включена в состав 12-й Эскпл СФ с прежним местом базирования.

1965 год с 5 ноября по март 1966 года
на СРЗ № 35 в п. Роста в г. Мурманске прошла ремонт, временно включена в состав 48-й обрремпл СФ.

1966 год с 4 по 7 мая
совместно с К-153 проекта 629 приняла участие в КШУ СФ, получила положительную оценку.

1966 год 20 мая
переклассифицирована в большую подводную лодку.

1966 год
выполнила БС в северной Атлантике.

1966 год май
приняла участие в учениях СФ, выполнив прорыв глубокоэшелонированного противолодочного рубежа, после чего совместно с К-153 проекта 629 10.05.1966 выполнила инспекторскую ракетную стрельбу с необорудованной позиции.

1967 год 10 марта
в полигоне боевой подготовки создалась предпосылка к тяжелому навигационному происшествию, когда К-47 проекта 675, грубо нарушив правила использования полигонов, всплыла на дистанции менее 0,5 кбт прямо по курсу К-113, идущей со скоростью 12 узлов.

1968 год
выполнила БС в северной Атлантике.

1968 год 10 марта
перечислена в состав 16-й дпл 12-й Эскпл СФ с базированием в гб. Оленья.

1969 год 30 января
в составе 16 дипл включена в сформированную 3 Флпл СФ.

1970 год с 28 февраля по 4 августа
на СРЗ-35 в пос. Роста прошла средний ремонт, временно подчинена 48 обрремпл СФ.

1973 весна
приняла участие в учениях СФ с выполнением ракетной стрельбы. При прорыве рубежа ПЛО подверглась преследованию кораблями НАТО, при этом произошел провал до глубины 330 м, вследствие чего забортным давлением выгнуло съемный лист во 2 отсеке, выдавило сальники выдвижных устройств в ЦП, вода поступила во 2 и 3 отсеки. Стрельба тремя ракетами была выполнена, но боевого поля они не достигли, упав в 35 км от расчетной точки по причине затекания разъема ввода данных в БР.

1973 год 28 декабря
переклассифицирована в специальную пл-ретранслятор.

1974 год с июля по сентябрь
в составе ЭОН-84 под командованием кап. 1 ранга Логвинович Э.Д. выполнила межфлотский переход по Севморпути с СФ из гб. Оленья на ТОФ в б. Северная зал. Владимир, включена в состав 29-й дпл 6-й Эскпл ТОФ. В дальнейшем планировалась к переоборудованию в пл проекта 629р, но в итоге переоборудование не было осуществлено.

1975 год
планировалась к переоборудованию по проекту 629р, но переоборудование было отменено и К-113 поставлена на отстой с последующим разукомплектованием механизмов и систем, т.к. использовалась в качестве источника запчастей для кораблей 29 дипл. Также с носовой части корпуса так и не была демонтирована защитная конструкция, использовавшаяся при межфлотском переходе по трассе Севморпути.

1975 год
при проведении учения по маскировке под руководством первого заместителя Командующего ТОФ вице-адм. Спиридонова Э.Н., К-113 была замаскирована сетями, под которыми так и осталась стоять у пирса на длительное время.

1976 год октябрь
во время тайфуна на К-113 навалило ПКЗ и повредило легкий корпус.

1977 год 3 августа
присвоен номер БС-113

1978 год 19 апреля
выведена из боевого состава, переформирована в РЗС, сокращена штатная численность экипажа.

1978 год 30 мая
присвоен номер РЗС-97, поставлена в б. Северная зал. Владимир на прикол у пирса № 1, но в качестве РЗС фактически не использовалась.

1980 год июль
во время тайфуна получила частичное затопление отсеков у пирса, но вскоре осушена, при попытке буксировки снова начала тонуть и была выброшена на отмель.

1992 год 28 апреля
переформирована в ПЗС, присвоен номер ПЗС-65, но фактически на тот момент лодка и ее основные механизмы были полностью неисправны, а сама она находилась в полузатопленном состоянии.

1999 год (приблизительно)
расформирован экипаж.

2000 год
находилась на прежнем месте, но впоследствии корпус по подводному склону сполз в более глубокое место.


Бортовые номера: 442 (..1972..).


В ряде источников применительно к данной подводной лодке ошибочно указывается проект 629н, которого в действительности не существовало.


экипаж подводной лодки

экипаж К-113 проекта 629

фото: командир отделения мотористов К-113 ст. 1 ст. Виктор Костров запускает правый дизель
дата: 1974 год, сентябрь
предоставил: В.Костров



историческая справка экипажа


1960 год январь
сформирован экипаж.

1999 год (приблизительно)
расформирован экипаж.


командиры:

войсковая часть 31162

•   Скороходов В.Г. (1959 – 01.1964);
•   Попов Н.Д. (09.01.1964 – 21.11.1968);
•   Гуськов В.М. (11.1968 – 1974);
•   Алексеев В.П. (1973);
•   Логвинович Э.Д. (1974 – 1977).
 


дополнительно

 

К-113 проекта 629

фото: корпус К-113 в полузатопленном состоянии у пирса в б. Северная зал. Стрелок
дата: 1980 год (приблизительно)
автор: неизв.
предоставил: В. Костриченко


место затопления корпуса К-113 проекта 629

фото: место затопления корпуса Б-113 проекта 629
данные на 2018 год


•   Фотоальбом Б-146, К-113, РЗС-97, ПЗС-65

•   Описание проекта 629

•   Фотоальбом проекта 629

•   Список принятых сокращений


источники:

 

•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Бережной С.С., Спирихин С.А. «Надводные корабли и подводные лодки постройки завода № 402 - СМП - в ВМФ СССР. 1944 - 1966 гг.», справочник, изд. СМП, Северодвинск, 2000 г.;
•   Жарков В.И. «Подводная лодка проекта 629», альманах «Тайфун», выпуск № 3, СПб, 2002 г.;
•   Запольский А.А. «Стратегическим ракетоносцам – быть!», вестник «Подводное кораблестроение. Прошлое, настоящее, будущее», выпуск № 11, изд. СПМБМ «Малахит», СПб, 1998 г.;
•   Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991 г.», Историческое морское общество, СПб, 1996 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.


Благодарим В. Костриченко, В. Кострова, Н. Прохорова и В. Селина за предоставленные дополнения и фотографии.
Если Вы можете что-либо добавить к приведенным данным, внести уточнения или предоставить фотографии, свяжитесь с автором по e-mail: admin@ruspodplav.ru


Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


© 2009 - 2018 Составитель Илья Курганов Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2009 - 2018 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru

Рейтинг@Mail.ru