К-181
проект 627а «Кит», заводской номер 287



историческая справка


1954 год, 21 июля

зачислена в списки кораблей ВМФ.

1961 год, 15 ноября
заложена на стапеле ССЗ «Северное машиностроительное предприятие» в гор. Северодвинске в цехе № 42 как крейсерская атомная подводная лодка пр. 627а.

1962 год, 7 сентября
спущена на воду, временно подчинена 339-й брстрпл БелВМБ.

1962 год, с 11 октября по 21 ноября
выполнила программу швартовных испытаний.

1962 год, с 22 по 24 ноября
выполнила программу заводских ходовых испытаний.

1962 год, с 25 ноября по 27 декабря
выполнила программу государственных ходовых испытаний.

1962 год, 27 декабря
подписан приемный акт, принята в состав ВМФ (командир – кап. 2 ранга Сысоев Ю.А.).

1963 год, 11 января
зачислена в состав 3-й дпл 1-й Флпл СФ с базированием в гб. Лопаткина.

1963 год, лето
на ССЗ «Северное машиностроительное предприятие» в гор. Северодвинске прошла дооборудование и подготовку к плаванию в ледовых условиях.

1963 год, сентябрь
выполнила опытное учение по плаванию в ледовых условиях у кромки паковых льдов в районе арх. Земля Франца Иосифа.

1963 год, с 25 сентября по 4 октября
выполнила задачи похода в район Северного полюса (командир – кап. 2 ранга Сысоев Ю.А.. старший на борту – командующий СФ адм. Касатонов В.А.) Расчетная географическая точка Северного полюса достигнута 29.09.1963 в 06:00. В 06:51 всплыла в полынье, обнаруженной в непосредственной близости от расчетной точки, как потом показали теодолитные измерения и данные, полученные от системы дальней радионавигации «Маршрут», в четырех кабельтовых от истинного географического Северного полюса. Экипаж на льду установил мачту и поднял государственный и военно-морской флаги. Во время похода проводились испытания опытного образца всеширотного навигационного комплекса «Сигма». Общая продолжительность похода – 9 суток и 3 часа, пройдено 3464 мили за 219 ходовых часов, из них подо льдом –1800 миль за 107 ходовых часа. В составе походного штаба на борту находились: первый зам. начальника Политуправления СФ контр-адм. Антонов Г.Г., начальник оперативного отдела штаба СФ кап. 1 ранга Шендель Д.И., главный штурман ВМФ кап. 1 ранга Мотрохов А.Н., заместитель командующего 1 Флпл по ЭМЧ инженер-кап. 1 ранга Будаев М.М., представители прессы, НИИ и др., всего 20 прикомандированных, а вместе с экипажем – 124 человека. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.02.1964 командиру – кап. 2 ранга Сысоеву Ю.А. и руководителю похода – адм. Касатонову В.А. присвоено звание Героя Советского Союза. Награждены орденами и медалями и другие участники похода.

1964 год, с 16 марта по 14 апреля
первой из атомных подводных лодок выполнила задачи БС в Северной Атлантике.

1964 год, с 17 июля по 15 августа
приняла участие в учениях «Ограда» в Норвежском море.

1964 год по 1965 год
прошла заводской ремонт.

1965 год
выполнила задачи БС в Саргассовом море (командир – кап.1р. Борисов В.С., старший на борту – кап. 1 ранга Игнатов Н.К.).

1965 год по 1970 год
выполнила задачи 2 БС общей продолжительностью 134 суток.

1966 год, с 28 сентября по 6 ноября
выполнила задачи БС (командир – кап.1 ранга Борисов В.С.) в Атлантическом океане для проверки работы систем и механизмов корабля в условиях высоких температур забортной воды. Осуществила длительное слежение в течении 4-х суток АВУ ВМС США CV-3 «Saratoga» от пролива Гибралтар до побережья США, за время слежения условно выполнила 9 торпедных атак по авианосцу с различных направлений и дистанций, были записаны шумы авианосца и выявлен ряд тактических приемов АУГ на переходе и во время учения. При возвращении в пункт постоянного базирования при проходе Фареро-Исландского рубежа, попала в сеть рыболовного траулера и намотала стальной трос на правый винт. В общей сложности пройдено 13747 мили, из них только 45 миль в надводном положении.

1967 год, с декабря по октябрь 1968 года
выполнила ремонт с перегрузкой активных зон реакторов в гб. Андреева.

1968 год, 20 февраля
первой в послевоенный период награждена орденом Боевого Красного Знамени за большой вклад в дело укрепления обороноспособности СССР, успехи в боевой и политической подготовке, освоение сложной техники и в связи с 50-летием Советской Армии и ВМФ.

1968 год, с декабря по 3 января 1969 года
выполнила задачи БС (командир – кап. 1 ранга Соколов Н.В., старший на борту – КД 3-й дпл кап. 1 ранга Михайловский А.П.) в Средиземном море, в ходе которой, осуществляя боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, с 27.12.1968 по 03.01.1969 выполнила первый в истории ВМФ заход атомной подводной лодки в иностранный порт Александрия (Египет), создав прецедент пребывания советской атомной подводной лодки ВМФ СССР в иностранном порту.

1969 год
выполнила задачи БС.

1969 год
по итогам года объявлена лучшим кораблем соединения (командир – кап. 2 ранга Болотов Р.П.).

1969 год
перечислена в состав 17-й дпл Йоканьгской ВМБ с базированием в Святоносском зал.

1971 год, с февраля по март
выполнила задачи БС в Атлантическом океане, в ходе которой, с 09.02.1971 по 28.02.1971, действовала в составе отряда кораблей: ркр «Вице-адмирал Дрозд», пбпл «Тобол», тн «Лиепая», с 14.02.1971 по 28.02.1971 совместно с пбпл «Тобол» совершила официальный визит в порт Сьен-фуэгос (Куба).

1971 год по 1974 год
прошла средний ремонт на СРЗ-10 в гб. Пала.

1974 год
в составе 17-й дпл перечислена в 11-й Флпл СФ с прежним местом базирования.

1976 год по 1981 год
выполнила задачи 4 БС общей продолжительностью 150 суток. В ходе одной из них, 18.10.1976, обнаружено поступление забортной воды через свищ в прокладки съемного листа 5 отсек, лодка всплыла в надводное положение для обжатия листа.

1977 год, 25 июля
переклассифицирована в большую атомную подводную лодку.

1984 год
выполнила задачи БД и последний выход в море в полигоны боевой подготовки.

1984 год, октябрь
перешла на СРЗ-10 в гб. Пала для проведения заводского ремонта.

1987 год, 16 сентября
в связи с сокращением финансирования прекращены ремонтные работы, выведена из боевого состава ВМФ.

1987 год по 1997 год
находилась на плаву в ожидании утилизации.

1991 год, 29 апреля
для продолжения боевых традиций Краснознаменный флаг К-181 передан К-328 «Леопард» пр. 971.

1998 год по 1999 год
утилизирована на СРЗ-10 в гб. Пала. Сформирован многоотсечный блок с реакторным отсеком и доставлен в пункт временного хранения в гб. Сайда.

2002 год, январь
многоотсечный блок из в гб. Сайда доставлен в б. Кут гб. Оленья в акваторию ФГУП «СРЗ «Нерпа» для подготовки к разделке до одноотсечного блока.

2003 год
на ФГУП «СРЗ «Нерпа» блок разделан до одноотсечной секции.

2006 год
одноотсечный блок установлен на сухое стапельное основание в пункте длительного хранения радиоактивных отходов «Сайда».
  


С момента постройки подводная лодка прошла 185641 милю за 20773 ходовых часа.


Бортовые номера: 147 (..1963..).


экипаж подводной лодки


историческая справка экипажа


1954 год, 21 июля
сформирован экипаж.

1989 год, (приблизительно)
расформирован экипаж.
  
 


командиры:

войсковая часть 27131

•   Сысоев Юрий Александрович (1962–1964);
•   Борисов Владимир Степанович (11.1964–07.1967);
•   Соколов Николай Васильевич (07.1967–1969);
•   Болотов Р.П. (1969–..?..);
•   Дуб Эдуард Павлович (..1976–1980);
•   Петухов Альберт Степанович (1980–1986..).


дополнительно


•   Описание проекта 627 и 627а

•   Фотоальбом проекта 627 и 627а

•   Список принятых сокращений


источники:

 

•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Ковалев Э.А., Саксеев А.А. «Возвращённые бездной», альманах «Подводный флот» № 7;
•   Костев Г.Г. «Военно-морской флот страны. 1945-1995. Взлеты и падения», 2-е издание, изд. «Глобус». Москва, 2000 г.;
•   Костев Г.Г., Костев И.Г. «Неизвестный флот. Люди, факты, проблемы», Москва, 2004 г.;
•   Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991 гг.», Историческое морское общество, Санкт-Петербург, 1996 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий;
•   Справочник «Подводные лодки России», т. 4, ч. 1, изд. ЦКБ МТ «Рубин», СПб, 1996 г.;


Благодарим С. Шлимонова и В. Шумакова предоставивших фотографии и дополнения.
Если Вы можете что-либо добавить к приведенным данным, внести уточнения или предоставить фотографии, свяжитесь с автором по e-mail: admin@ruspodplav.ru


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


 

 


© 2009 - 2022 Составитель Илья Курганов. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2009 - 2022 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru

Рейтинг@Mail.ru