К-42
Ростовский комсомолец
проект 627а «Кит», заводской номер 290


К-42 "Ростовский комсомолец" проекта 627а

фото: К-42 «Ростовский комсомолец» на стапель-палубе плавдока в бухте Чажма
дата: 1982 год, апрель (приблизительно)
автор: неизв.
предоставил: В. Липянский


К-42 "Ростовский комсомолец" проекта 627а

фото: К-42 «Ростовский комсомолец» в порту Камрань (Вьетнам) в период несения боевой службы
дата: 1983 год
автор фото: неизв.
источник: форум Авиабаза http://www.forums.airbase.ru



историческая справка


1962 год 15 января
зачислена в списки кораблей ВМФ.

1962 год 28 ноября
заложена на стапеле цеха № 50 ПО «Севмашпредприятие» в гор. Северодвинске как крейсерская атомная подводная лодка.

1963 год
на ПО «Севмашпредприятие» после обучения прибыл экипаж, временно подчинен 339-й брстрпл БелВМБ.

1963 год 17 августа
выведена из цеха в бассейн.

1963 год с 23 августа по 22 октября
выполнила программу швартовных испытаний.

1963 год с 22 по 26 октября
выполнила программу заводских ходовых испытаний

1963 год с 27 октября по 30 ноября
выполнила программу государственных ходовых испытаний.

1963 год 30 ноября
подписан приемный акт, вступила в строй (командир – кап. 2 ранга Панов И.И., председатель комиссии государственной приемки – кап. 1 ранга Душенок А.С., ведущий военпред – кап. 3 ранга Шипилов В.Н., ответственный сдатчик – Устинов А.И., сдаточный механик – Ефремов В.А.).

1963 год 14 декабря
включена в состав 3-й дпл 1-й Флпл СФ с базированием в гб. Лопаткина.

1964 год с 7 сентября по 2 октября
выполнила задачи боевой службы в районе учений ВМС НАТО «Феникс-64» с целью получения данных по соответствию боевых документов НАТО их фактическим действиям.

1965 год по 1966 год
после подтверждения линейности проводила испытания новой техники, участвовала в отработке новых приёмов поиска лодок и в противолодочных учениях надводных кораблей и обеспечивала стажировку вновь сформированных экипажей, за год прошла в надводном положении – 2200 миль, в подводном – 4200 миль.

1966 год с декабря по декабрь 1967 года
прошла текущий ремонт с заменой парогенератора

1968 год
выполнила курс боевой подготовки и программу подготовки к трансарктическому переходу, 07.1968 во время контрольного выхода выполнила 2 всплытия в тяжелых ледовых условиях в Баренцевом море.

1968 год с 20 августа по 5 сентября
выполнила трансарктический межфлотский переход совместно с К-55 пр. 658 (командир – кап. 1 ранга Перегудов Ю.В., старший на борту – командующий 12-й Эскпл СФ контр-адм. Кичев В.Г.) с СФ на ТОФ в подводном положении из гб. Лопаткина в б. Крашенинникова (командир – Заморев В.И., старший на борту – НШ 3-й дпл СФ кап. 1 ранга Михайловский А.П.). Пройдено подо льдом 1749 миль за 137 час. 19 мин. Впервые подводные лодки несли на борту штатное ядерное оружие. 24.08.1968 – с третьей попытки произвела всплытие в полынье размерами 400х200 м, при этом получила вмятины и пробоину в легком корпусе размером 2х1,5 м. 26.07.1968 – на борту выполнена операция по удалению аппендицита одному из офицеров, 27.07.1968 – после наведения по гидроакустическому маяку, произвела всплытие в районе дрейфующей станции СП-16 в полынье размерами 500х400 м. Делегация подводников посетила дрейфующую станцию и обменялась продуктами и сувенирами с полярниками. 29.07.1968 подводная лодка после форсирования Чукотского моря вышла в Тихий океан и всплыла у борта пбпл ПБ-3. Далее проследовала в надводном положении от Берингова пролива в б. Крашенинникова. За образцовое выполнение задания, За отличное выполнение поставленной задачи 57 членов экипажа были награждены орденами и медалями.

1968 год 12 сентября
перечислена в состав 10-й дпл 15-й Эскпл ТОФ с базированием в б. Крашенинникова.

1968 год
перечислена в состав 45-й дпл 15-й Эскпл ТОФ с прежним местом базирования.

1968 год
экипаж принял К-133, отработал курс боевой подготовки и перевел подводную лодку в б. Чажма для ремонта на СРЗ-30. Сдав корабль основному экипажу, на теплоходе «Советский Союз» вернулся на Камчатку.

1968 год с сентября по ноябрь
343-й экипажем (командир – кап. 1 ранга Манаков И.М.) после отработки курса боевой подготовки передал подводную лодку 120-му экипажу.

1969 год по 1972 год
выполнила задачи 1 боевой службы продолжительностью 50 суток. На отработку задач боевой подготовки затрачено 100 суток.

1969 год 21 марта
при нахождении на глубине 70 м произошло затопление трюма турбинного отсека, подводная лодка всплыла в надводное положение с дифферентом 5 гр. на корму. В результате перетекания воды в корму произошло засоление питательной воды 2 контура и циркуляционного масла ГТЗА через неплотности в конденсатно-питательной системе.

1970 год с ноября по декабрь
выполнила задачи боевой службы в Филиппинском море. 13.12.1970 около часа ночи на скорости 12 узл. на глубине 160 м. произошло внезапное заклинивание БКГР на погружение, подводная лодка с дифферентом 25 гр. на нос погрузилось почти до предельной глубины, прежде чем принятые меры позволили исправить ситуацию.

1972 год с ноября по май 1975 года
прошла ремонт с модернизацией на ДВЗ «Звезда» в пос. Большой Камень, в ходе которой выполнила операцию по перегрузке активной зоны реакторов, временно подчинена 72-й обрстрпл ТОФ. На подводной лодке были установлены ГАК МГК-400 «Рубикон» с подсистемой ГПБА, система обнаружения кильватерного следа «Снегирь».

1975 год, июнь
после окончания ремонта и проведения заводских ходовых испытаний перешла к постоянному месту базирования в б. Крашенинникова.

1975 год, ноябрь
возвращена на ДВЗ «Звезда» в пос. Большой Камень и временно подчинена 72-й обрстрпл ТОФ для комплексных испытаний ГАК МГК-400 «Рубикон» с привлечением специалистов НИИ «Морфизприбор».

1977 год 25 июля
переклассифицирована в большую атомную подводную лодку.

1978 год 28 июня
при отработке задач боевой подготовки на подходах к Авачинской губе в тумане столкнулась с танкером «Силуэт», получив незначительные повреждения легкого корпуса и обтекателя ГАК. В 02.50. всплыв в надводное положение, сразу же открыла вахту на РЛС. Обнаружены 3 цели. На море туман, видимость не более 1,5 каб., волнение моря – 1 балл. ПЛА следовала курсом 56 гр. со скоростью 9,3 узл. и в 03.00 легла на новый курс 25 гр. для расхождения с целью № 2. Но в 03.01 мин. и цель № 2 выполнила поворот вправо на 50 гр., но ее поворот на подводной лодке не был замечен, так как боевая готовность №1 для плавания в тумане не объявлялась и расчет БИП не разворачивался. Командир подводной лодки, не зная о повороте цели № 2, приказал в 03.05 лечь на курс 350 гр. для увеличения дистанции расхождения. Через минуту штурман определил поворот цели и элементы ее движения. Его доклад на мостик поступил к командиру непосредственно перед визуальным обнаружением цели № 2. Танкер «Силуэт» следовал со скоростью 8,5 узл. курсом 277 гр. повернув вправо, уменьшил скорость на один узел. Его ходовые огни были визуально обнаружены в 03.10. Одновременно их увидели командир, вахтенный офицер и сигнальщик в дистанции менее 300 метров справа по пеленгу 60 гр. Несмотря на дачу реверса турбиной и перекладки руля на левый борт, принятые меры запоздали и через 2 минуты на почти погашенной инерции переднего хода лодка навалилась носовой частью на кормовой подзор танкера «Силуэт».

1980 год
прошла текущий ремонт с модернизацией.

1981 год
перечислена в состав 26-й дпл 4-й Флпл ТОФ с базированием в б. Павловского.

1981 год
выполнила задачи боевой службы в Охотском море продолжительностью 40 сут. (командир – кап. 1 ранг Лукьянцев В.В., старший на борту – НШ 26-й дпл кап. 1 ранга Колесников В.В.).

1981 год 8 мая
присвоено почетное наименование «Ростовский комсомолец».

1982 год сентябрь
выполнила задачи перехвата АУГ ВМС США на рубеже в Сангарском проливе (командир – кап. 2 ранга Травин Е.И.), выйдя в море по тревоге.

1983 год с марта по 6 декабря
выполнила задачи боевой службы (командир – кап. 1 ранга Травин Е.И.) продолжительностью 270 сут. в зоне ответственности 17-й и 8-й ОпЭск ВМФ в Тихом и Индийском океанах с пополнением запасов в пунктах маневренного базирования, из которых ок. 140 сут. были ходовыми, пройдено в надводном положении 4096 миль, в подводном – 21131 мили. 23.03.1983 произошло аварийное происшествие: забортная вода, вырвав пальчиковый протектор в 4-м контуре, затопила помещение преобразователей частоты, через которые осуществляется управление частотой вращения ГЦНПК обоих реакторов. Личный состав ЭТД поочередно разобрал и промыл преобразователи смесью 50/50 спирта и ацетона, восстановил сопротивление изоляции и ввел в строй оборудование. Вскоре произошел другой инцидент: в реакторном отсеке вахтенный разбил 20-литровую стеклянную бутыль с аммиаком, который используется для поддержание водно-химическго режима первого контура. В 4-й, 5-й и 6-й отсеках ПДК паров превысил допустимые концентрации. Поскольку всплытие для вентиляции грозило потерей скрытности, была использована схема вентиляции: через РКП на перископной глубине атмосферный воздух поступал в отсеки, а из отсеков компрессором ВВД забивался в баллоны ВВД. Первая часть боевой служьы проходила в районе ВМБ Субик-Бэй, пополнение запасов производилось в ПМТО Камрань (Вьетнам), сама подводная лодка в оперативное управление 38-й дпл 17-й ОпЭск ВМФ. 07.1983 К-42 возвратилась в ПМТО Камрань (Вьетнам), а 08.1983 передана в оперативное управление 8-й ОпЭск в Индийском океане. На переходе из Тихого в Индийский океан на К-42 вышли из строя холодильные машины Э-250 в 4-м и Э-320 в 8-м отсеке. На глубине температура забортной воды составляла ок. плюс 20 гр.С, а в отсеках температура доходила до плюс 60 гр.С. Несколько человек получили тепловой удар. Весь экипаж сосредоточили в 1-м и 2-м отсеках. Только через 11 часов удалось ввести в строй Э-250. Через несколько дней К-42 прибыла на рейд о. Сокотра (Йемен) и борта пбпл «Волга» выполнила текущий ремонт. 11.9183 перешла в ПМТО Камрань (Вьетнам). 06.12.1983 возвратилась в пункт базирования в б. Павловского.

1983 год декабрь
передана 120-му экипажу.

1984 год январь
при выгрузке шихты фильтров очистки воды выведен из строя ГЦНПК левого борта.

1984 год по 1985 год
прошла ремонт на СРЗ-30 в б. Чажма, экипаж временно подчинен 52-му однремп 4-й Флпл ТОФ.

1984 год
приняла участие в специальных учениях флота, по плану которых предусматривался вывод подводной лодки из ремонта с вводом ГЭУ и выходом при повышенном радиационном фоне из-за неисправности ГЭУ одного из бортов.

1985 год 10 августа
при перезарядке реактора на стоящей рядом К-431 пр. 675 произошел тепловой взрыв реактора. В результате ядерной аварии корпус К-42 подвергся сильному радиоактивному загрязнению.

1988 год
принято решение о нецелесообразности продолжения ремонта и подано предложение о выводе К-42 из состава ВМФ.

1989 год
произведена операция по выгрузке активных зон реакторов.

1989 год 14 марта
выведена из боевого состава ВМФ и в дальнейшем поставлена на отстой в б. Чажма.

1992 год 28 апреля
присвоен новый номер Б-42.

1992 год
упразднено наименование «Ростовский комсомолец».

2004 год по 2007 год
находилась на отстое в б. Чажма.

2008 год по 2009 год
частично разделана на ФГУП «30 СРЗ» в б. Чажма. Ввиду радиоактивной загрязненности, корпус оставлен в виде десятиотсечного блока и передан в пункт временного хранения в б. Разбойник. В дальнейшем разделан до одноотсечной секции и установлен на стапельное основание в пункте длительного хранения радиоактивных отходов «Устричное».


Всего с момента постройки подводная лодка прошла 144481 миль за 17486 ходовых часов.


Бортовые номера: 309 (..1968..).


экипаж подводной лодки

историческая справка экипажа


1962 год 15 января
сформирован экипаж.

2007 год (приблизительно)
расформирован экипаж


командиры:

войсковая часть 36061

•   Панов И.И. (1962–1968);
•   Заморев Вячеслав Иванович (06.05.1968–20.08.1969);
•   Мокиенко Александр Федорович (23.10.1969–20.08.1971);
•   Алексаньян Лев Михайлович (20.08.1971–26.03.1973);
•   Перепеч Владимир Иванович (16.04.1973–09.08.1975);
•   Бажов Владимир Васильевич (09.08.1975–03.12.1980);
•   Харин Николай Максимович
•   Лукьянцев Валерий Григорьевич
•   Травин Евгений Иванович (07.07.1982–16.02.1984);
•   Рыжук Александр Лукич (1984–1989).


дополнительно

 

•   Описание проекта 627 и 627а

•   Фотоальбом проекта 627

•   Список принятых сокращений


источники:

 

•   Бережной С.С. «Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России», морской исторический альманах «Наваль коллекция» вып. №7, Москва, 2001 г.;
•   Костев Г.Г. «Военно-морской флот страны. 1945-1995. Взлеты и падения», 2-е издание, изд. «Глобус». Москва, 2000 г.;
•   Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991», изд. ИМО, СПб, 1996 г.;
•   Демьяновский В.А., Котолобовский А.В. «Подводный щит СССР» часть 1, изд. «Майор», Москва, 2003 г.;
•   Ильин В.Е., Колесников А.И. «Подводные лодки России», иллюстрированный справочник, изд. АСТ, Москва, 2001 г.;
•   Справочник «Подводные лодки России», т. 4, ч. 1, изд. ЦКБ МТ «Рубин», СПб, 1996 г.;
•   Страницы сайта Владивостокского Морского собрания» http://www.vlms.ru;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий;
•   Справочник «Подводные лодки России», т. 4, ч. 1, изд. ЦКБ МТ «Рубин», СПб, 1996 г.


Благодарим С. Бондаренко, В. Липянского и С. Шлимонова, предоставивших фотографии и дополнения.
Если Вы можете что-либо добавить к приведенным данным, внести уточнения или предоставить фотографии, свяжитесь с автором по e-mail: admin@ruspodplav.ru


Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гостевая
main | directory | the guest book


© 2009 - 2021 Составитель Илья Курганов Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2009 - 2021 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru

Рейтинг@Mail.ru