историческая
справка
1962 год 15 января
зачислена в списки кораблей ВМФ.
1962 год 28 ноября
заложена на стапеле цеха № 50 ПО «Севмашпредприятие» в гор. Северодвинске
как крейсерская атомная подводная лодка.
1963 год
на ПО «Севмашпредприятие» после обучения прибыл экипаж, временно подчинен
339-й брстрпл БелВМБ.
1963 год 17 августа
выведена из цеха в бассейн.
1963 год с 23 августа по 22 октября
выполнила программу швартовных испытаний.
1963 год с 22 по 26 октября
выполнила программу заводских ходовых испытаний
1963 год с 27 октября по 30 ноября
выполнила программу государственных ходовых испытаний.
1963 год 30 ноября
подписан приемный акт, вступила в строй (командир – кап. 2 ранга Панов И.И.,
председатель комиссии государственной приемки – кап. 1 ранга Душенок А.С.,
ведущий военпред – кап. 3 ранга Шипилов В.Н., ответственный сдатчик – Устинов
А.И., сдаточный механик – Ефремов В.А.).
1963 год 14 декабря
включена в состав 3-й дпл 1-й Флпл СФ с базированием в гб. Лопаткина.
1964 год с 7 сентября по 2 октября
выполнила задачи боевой службы в районе учений ВМС НАТО «Феникс-64» с целью
получения данных по соответствию боевых документов НАТО их фактическим действиям.
1965 год по 1966 год
после подтверждения линейности проводила испытания новой техники,
участвовала в отработке новых приёмов поиска лодок и в противолодочных учениях
надводных кораблей и обеспечивала стажировку вновь сформированных экипажей, за
год прошла в надводном положении – 2200 миль, в подводном – 4200 миль.
1966 год с декабря по декабрь 1967 года
прошла текущий ремонт с заменой парогенератора
1968 год
выполнила курс боевой подготовки и программу подготовки к трансарктическому
переходу, 07.1968 во время контрольного выхода выполнила 2 всплытия в тяжелых
ледовых условиях в Баренцевом море.
1968 год с 20 августа по 5 сентября
выполнила трансарктический межфлотский переход совместно с
К-55 пр.
658 (командир – кап. 1 ранга Перегудов Ю.В., старший на борту – командующий 12-й Эскпл
СФ контр-адм. Кичев В.Г.) с СФ на ТОФ в подводном положении из гб.
Лопаткина в б. Крашенинникова (командир – Заморев В.И., старший на борту – НШ
3-й дпл СФ кап. 1 ранга Михайловский А.П.). Пройдено подо льдом 1749 миль за 137
час. 19 мин. Впервые подводные лодки несли на борту штатное ядерное оружие.
24.08.1968 – с третьей попытки произвела всплытие в полынье размерами 400х200 м,
при этом получила вмятины и пробоину в легком корпусе размером 2х1,5 м.
26.07.1968 – на борту выполнена операция по удалению аппендицита одному из
офицеров, 27.07.1968 – после наведения по гидроакустическому маяку, произвела
всплытие в районе дрейфующей станции СП-16 в полынье размерами 500х400 м.
Делегация подводников посетила дрейфующую станцию и обменялась продуктами и
сувенирами с полярниками. 29.07.1968 подводная лодка после форсирования
Чукотского моря вышла в Тихий океан и всплыла у борта пбпл ПБ-3. Далее
проследовала в надводном положении от Берингова пролива в б. Крашенинникова. За
образцовое выполнение задания, За отличное выполнение поставленной задачи 57
членов экипажа были награждены орденами и медалями.
1968 год 12 сентября
перечислена в состав 10-й дпл 15-й Эскпл ТОФ с базированием в б.
Крашенинникова.
1968 год
перечислена в состав 45-й дпл 15-й Эскпл ТОФ с прежним местом базирования.
1968 год
экипаж принял К-133 пр.
627а, отработал курс боевой подготовки и перевел подводную
лодку в б. Чажма для ремонта на СРЗ-30. Сдав корабль основному экипажу, на
теплоходе «Советский Союз» вернулся на Камчатку.
1968 год с сентября по ноябрь
343-й экипажем (командир – кап. 1 ранга Манаков И.М.) после отработки курса
боевой подготовки передал подводную лодку 120-му экипажу.
1969 год по 1972 год
выполнила задачи 1 боевой службы продолжительностью 50 суток. На отработку
задач боевой подготовки затрачено 100 суток.
1969 год 21 марта
при нахождении на глубине 70 м произошло затопление трюма турбинного отсека,
подводная лодка всплыла в надводное положение с дифферентом 5 гр. на корму. В
результате перетекания воды в корму произошло засоление питательной воды 2
контура и циркуляционного масла ГТЗА через неплотности в конденсатно-питательной
системе.
1970 год с ноября по декабрь
выполнила задачи боевой службы в Филиппинском море. 13.12.1970 около часа
ночи на скорости 12 узл. на глубине 160 м. произошло внезапное заклинивание БКГР
на погружение, подводная лодка с дифферентом 25 гр. на нос погрузилось почти до
предельной глубины, прежде чем принятые меры позволили исправить ситуацию.
1972 год с ноября по май 1975 года
прошла ремонт с модернизацией на ДВЗ «Звезда» в пос. Большой Камень, в ходе
которой выполнила операцию по перегрузке активной зоны реакторов, временно
подчинена 72-й обрстрпл ТОФ. На подводной лодке были установлены ГАК МГК-400 «Рубикон»
с подсистемой ГПБА, система обнаружения кильватерного следа «Снегирь».
1975 год, июнь
после окончания ремонта и проведения заводских ходовых испытаний перешла к
постоянному месту базирования в б. Крашенинникова.
1975 год, ноябрь
возвращена на ДВЗ «Звезда» в пос. Большой Камень и временно подчинена 72-й обрстрпл
ТОФ для комплексных испытаний ГАК МГК-400 «Рубикон» с привлечением
специалистов НИИ «Морфизприбор».
1977 год 25 июля
переклассифицирована в большую атомную подводную лодку.
1978 год 28 июня
при отработке задач боевой подготовки на подходах к Авачинской губе в тумане
столкнулась с танкером «Силуэт», получив незначительные повреждения легкого
корпуса и обтекателя ГАК. В 02.50. всплыв в надводное положение, сразу же
открыла вахту на РЛС. Обнаружены 3 цели. На море туман, видимость не более 1,5
каб., волнение моря – 1 балл. ПЛА следовала курсом 56 гр. со скоростью 9,3 узл.
и в 03.00 легла на новый курс 25 гр. для расхождения с целью № 2. Но в 03.01 мин.
и цель № 2 выполнила поворот вправо на 50 гр., но ее поворот на подводной лодке
не был замечен, так как боевая готовность №1 для плавания в тумане не
объявлялась и расчет БИП не разворачивался. Командир подводной лодки, не зная о
повороте цели № 2, приказал в 03.05 лечь на курс 350 гр. для увеличения
дистанции расхождения. Через минуту штурман определил поворот цели и элементы ее
движения. Его доклад на мостик поступил к командиру непосредственно перед
визуальным обнаружением цели № 2. Танкер «Силуэт» следовал со скоростью 8,5 узл.
курсом 277 гр. повернув вправо, уменьшил скорость на один узел. Его ходовые огни
были визуально обнаружены в 03.10. Одновременно их увидели командир, вахтенный
офицер и сигнальщик в дистанции менее 300 метров справа по пеленгу 60 гр.
Несмотря на дачу реверса турбиной и перекладки руля на левый борт, принятые меры
запоздали и через 2 минуты на почти погашенной инерции переднего хода лодка
навалилась носовой частью на кормовой подзор танкера «Силуэт».
1980 год
прошла текущий ремонт с модернизацией.
1981 год
перечислена в состав 26-й дпл 4-й Флпл ТОФ с базированием в б. Павловского.
1981 год
выполнила задачи боевой службы в Охотском море продолжительностью 40 сут. (командир
– кап. 1 ранг Лукьянцев В.В., старший на борту – НШ 26-й дпл кап. 1 ранга
Колесников В.В.).
1981 год 8 мая
присвоено почетное наименование «Ростовский комсомолец».
1982 год сентябрь
выполнила задачи перехвата АУГ ВМС США на рубеже в Сангарском проливе (командир
– кап. 2 ранга Травин Е.И.), выйдя в море по тревоге.
1983 год с марта по 6 декабря
выполнила задачи боевой службы (командир – кап. 1 ранга Травин Е.И.)
продолжительностью 270 сут. в зоне ответственности 17-й и 8-й ОпЭск в Тихом
и Индийском океанах с пополнением запасов в пунктах маневренного базирования, из
которых ок. 140 сут. были ходовыми, пройдено в надводном положении 4096 миль, в
подводном – 21131 мили. 23.03.1983 произошло аварийное происшествие: забортная
вода, вырвав пальчиковый протектор в 4-м контуре, затопила помещение
преобразователей частоты, через которые осуществляется управление частотой
вращения ГЦНПК обоих реакторов. Личный состав ЭТД поочередно разобрал и промыл
преобразователи смесью 50/50 спирта и ацетона, восстановил сопротивление
изоляции и ввел в строй оборудование. Вскоре произошел другой инцидент: в
реакторном отсеке вахтенный разбил 20-литровую стеклянную бутыль с аммиаком,
который используется для поддержание водно-химическго режима первого контура. В
4-й, 5-й и 6-й отсеках ПДК паров превысил допустимые концентрации. Поскольку
всплытие для вентиляции грозило потерей скрытности, была использована схема
вентиляции: через РКП на перископной глубине атмосферный воздух поступал в
отсеки, а из отсеков компрессором ВВД забивался в баллоны ВВД. Первая часть
боевой служьы проходила в районе ВМБ Субик-Бэй, пополнение запасов производилось
в ПМТО Камрань (Вьетнам), сама подводная лодка в оперативное управление 38-й дпл
17-й ОпЭск ВМФ. 07.1983 К-42 возвратилась в ПМТО Камрань (Вьетнам), а
08.1983 передана в оперативное управление 8-й ОпЭск в Индийском океане. На
переходе из Тихого в Индийский океан на К-42 вышли из строя холодильные
машины Э-250 в 4-м и Э-320 в 8-м отсеке. На глубине температура забортной воды
составляла ок. плюс 20 гр.С, а в отсеках температура доходила до плюс 60 гр.С.
Несколько человек получили тепловой удар. Весь экипаж сосредоточили в 1-м и 2-м
отсеках. Только через 11 часов удалось ввести в строй Э-250. Через несколько
дней К-42 прибыла на рейд о. Сокотра (Йемен) и борта пбпл «Волга»
выполнила текущий ремонт. 11.9183 перешла в ПМТО Камрань (Вьетнам). 06.12.1983
возвратилась в пункт базирования в б. Павловского.
1983 год декабрь
передана 120-му экипажу.
1984 год январь
при выгрузке шихты фильтров очистки воды выведен из строя ГЦНПК левого борта.
1984 год по 1985 год
прошла ремонт на СРЗ-30 в б. Чажма, экипаж временно подчинен 52-му
однремп 4-й Флпл ТОФ.
1984 год
приняла участие в специальных учениях флота, по плану которых
предусматривался вывод подводной лодки из ремонта с вводом ГЭУ и выходом при
повышенном радиационном фоне из-за неисправности ГЭУ одного из бортов.
1985 год 10 августа
при перезарядке реактора на стоящей рядом К-431 пр. 675 произошел
тепловой взрыв реактора. В результате ядерной аварии корпус К-42
подвергся сильному радиоактивному загрязнению.
1988 год
принято решение о нецелесообразности продолжения ремонта и подано
предложение о выводе К-42 из состава ВМФ.
1989 год
произведена операция по выгрузке активных зон реакторов.
1989 год 14 марта
выведена из боевого состава ВМФ и в дальнейшем поставлена на отстой в б.
Чажма.
1992 год 28 апреля
присвоен новый номер Б-42.
1992 год
упразднено наименование «Ростовский комсомолец».
2004 год по 2007 год
находилась на отстое в б. Чажма.
2008 год по 2009 год
частично разделана на ФГУП «30 СРЗ» в б. Чажма. Ввиду радиоактивной
загрязненности, корпус оставлен в виде десятиотсечного блока и передан в пункт
временного хранения в б. Разбойник. В дальнейшем разделан до одноотсечной секции
и установлен на стапельное основание в пункте длительного хранения радиоактивных
отходов «Устричное».
Всего с момента постройки
подводная лодка прошла 144481 миль за 17486 ходовых часов.
Бортовые
номера: 309 (..1968..).
|