История проектирования
В составе комплекса Д-5, кроме варианта
стратегической баллистической ракеты Р-27 (индекс
4К10), предназначенной для поражения стационарных
наземных целей, впервые в мире был разработан и
противокорабельный вариант баллистической ракеты –
Р-27К (индекс 4К18). Он оснащался пассивной
радиолокационной системой самонаведения и
предназначался для поражения крупных надводных
целей: авианосных ударных групп и отрядов боевых
кораблей. Поскольку разработка ракеты Р-27К
сопровождалась с решением большого количества
технических и организационных проблем, комплекс Д-5
был испытан и принят на вооружение ракетных
подводных крейсеров проекта 667а без ракеты Р-27К, а
в 1967 году стала очевидной необходимость создания
опытно-боевой подводной лодки для проведения
летно-конструкторских испытаний ракеты Р-27К.
31.12.1967 г. ЦКБ № 16 получило
указание от заместителя министра судостроительной
промышленности Деревянко Ю.Г. на проработку проекта
605, вооруженного ракетным комплексом Д-5 с ракетами
Р-27К, предназначенными для поражения морских
движущихся целей. Предписывалось в течение трех
месяцев определить объем работ и участников, состав
необходимого оборудования, стоимость и возможные
сроки переоборудования. Главным конструктором
проекта назначен Борисов В.В., его заместителями –
Чернопятов Л.В. и Ошеров Д.Ф. В марте 1968 года предэскизный проект был представлен в Москву, в нем
обоснована целесообразность установки только четырех
шахт для ракет Р-27К, а не шести, как предписывалось
ранее, поскольку разработчик комплекса, СКБ-385,
проектировал аппаратуру КСППО блоком на четыре
ракеты. 11.04.1968 г. Военно-промышленная комиссия
своим решением № 79 обязала ВМФ выдать ТТЗ на
проектирование корабля, а ЦКБ-16 – представить
технический проект в 3-м квартале 1968 года.
Минсудпром поддержал такие сжатые сроки и приказом
от 12.05.1968 года дал указание ЦКБ-16 параллельно
с разработкой технического проекта начать выпуск
рабочих чертежей. 29 июня Главное управление
кораблестроения предоставило на утверждение ТТЗ,
которое соответствовало предварительным проработкам
проекта.
Для размещения ракетного комплекса,
счетно-решающей аппаратуры «Рекорд-2», аппаратуры
приема и обработки информации целеуказания
«Касатка-Б-605» с двумя антенными постами и ПМУ «Касатка-Б»,
ВБАУ «Параван», установки навигационного комплекса
«Сигма-605», но без астро-навигационного перископа
«Сегмент», перископа «Лира-1» и ПЗН-9,
дополнительных средств кондиционирования и т.д.,
потребовалось удлинение прочного корпуса на 12,5 м.
Для этого по проекту была увеличена длина 3-го
отсека, а вместо 4-го ракетного отсека в корпус
подводной лодки были вставлены вновь сформированы
отсеки 3-бис и 4-й ракетный. Сам прочный корпус
обрезался по кормовой переборке 3-го отсека и по
носовой переборке 5-го отсека для упрощения создания
герметичного блока, который легко можно будет
доковать и буксировать. Новый блок состоял из
кормовой части 3-го отсека с переборкой, новых 3-бис
и 4-го ракетного отсеков в сечении «восьмерочной»
формы и части 5-го отсека с носовой переборкой.
Общая длина нового блока составила 25,5 м.
В остальном состав торпедного,
гидроакустического и радиолокационного вооружения,
средств связи и энергоустановки соответствовал
проекту 629а
Ракетное вооружение
В ходе работ по проектированию
противокорабельных ракет Р-27К возникли
принципиальные трудности. Во-первых, с технологией
создания головных обтекателей с требуемыми
радиотехническими характеристиками, позволявшими
работать антенной системе наведения с нужной
точностью. Во-вторых, с ростом массы и объемов
аппаратуры системы управления и самонаведения
недопустимо увеличивалась длина головной части,
более 40% от длины ракеты. В-третьих, с учетом
возможностей систем разведки и целеуказания и с
учетом «устаревания» данных целеуказания требовалось
разработка принципиально новых алгоритмов управления
наведения головной части. Так, например, алгоритмы
спутникового, авиационного целеуказания и алгоритмы
обработки этих сведений на флотском командном
пункте, а затем и в корабельной аппаратуре разведки,
позволяли определить координаты центра группы
кораблей с точностью около плюс-минус 25 км. За
время предстартовой подготовки и полета положение
цели могло измениться до 50 км. В этом случае
требуется высокое качество управления и наведения
головной части, но массо-габаритные характеристики
аппаратуры самонаведения затрудняли реализацию.
При эскизном проектировании был принят
вариант ракеты Р-27К с пассивным приемом
радиолокационного сигнала, излучаемого корабельным
соединением противника и с баллистической коррекцией
траектории путем двукратного включения двигателя
второй ступени на внеатмосферном участке полета. Для
уменьшения массо-габаритов боевого блока пришлось
отказаться от атмосферной коррекции, что заметно
ухудшило точность, поэтому для обеспечения нужной
вероятности поражения цели применили неуправляемый
боевой блок с зарядом повышенного класса мощности.
По сравнению с ракетой Р-27,
двухступенчатые ракеты Р-27К имели уменьшенную
дальность стрельбы до 900 км. Головная часть –
моноблочная ядерная мощностью 0,65 Мт., система
управления – инерциальная с гиростабилизированной
платформой и пассивная радиолокационная. Стартовый
вес ракеты составлял 13,25 тонн, а длина корпуса
ракеты – 8,97 м.
Модернизация
Решением ГШ ВМФ для переоборудования из
состава СФ была выделена
К-102 проекта
629, которая
прибыла на СРЗ «Звездочка» в ноябре 1968 года. Новый
блок прочного корпуса был изготовлен на Севмашпредприятии и состыкован с
К-102 на СРЗ
«Звездочка». В течении 1969 года были полностью
завершены выпуски рабочих чертежей и согласованы
программы швартовных, заводских и ходовых испытаний.
Техническая готовность подводной лодки на 01.01.1970
г. составляло ок. 45 %.
Испытания ракетного комплекса с ракетой Р-27К
начались 09.12.1970 г. Предварительный цикл наземных
испытаний на полигоне Капустин Яр включал в себя 20
пусков, из них 16 были признаны успешными. Во второй
половине 1970 года приступили к проведению
швартовных испытаний подводной лодки. Одновременно с
испытанием ракетного комплекса начаты
Государственные испытания по общекорабельной
программе. За 9 ходовых суток комиссия Госприемки
под председательством кап. 1 ранга Мизрахи Ю.А.
выполнила план испытаний за исключением испытаний
комплекса ракетного оружия. 18.12.1970 г. испытания
были прерваны из за недопоставки смежными
предприятиями комплектующих
информационно-управляющей системы «Рекорд-2». В
последующем, весь 1971, 1972 и 1973 год прошли в
работах по монтажу постепенно прибывающей аппаратуры
управления ракетным оружием, его отладки, устранения
возникших проблем в системе «Рекорд-2», различных
доработках с привлечением смежных предприятий и
специалистов. Только 11.09.1973 г., наконец,
начались летно-конструкторские испытания ракет
Р-27К, которые с перерывами на многочисленные
доработки продолжались весь 1974 и первую половину
1975 года. В период с 11.09.1973 по 04.12.1973 г.
был проведен первый этап с отстрелом первых ракет с
работающим комплексом «Рекорд-2». С 26.07.1974 по
08.10.1974 г. проведена проверка возможностью
стрельбы не только ракетами Р-27К, но и Р-27 путем
отстрела 4-х ракет Р-27.
Затянувшиеся испытания закончились лишь
15 августа 1975 года, когда Комиссия по совместным
летным испытаниям и комиссия Государственной приемки
корабля под председательством контр-адмирала
Борисеева Н.С. записала в Акте об окончании
испытаний комплекса Д-5 с ракетами Р-27 и Р-27К и
корабельного комплекса целеуказания «Касатка-Б-605»,
что ракетный комплекс отвечает заданным в ТТЗ
требованиям. Всего с подводной лодки было пущено 11
ракет, в том числе 10 пусков были признаны
успешными, а на последнем пуске обеспечено прямое
попадание наводимого блока в судно-мишень.
Постановлением Правительства от 02.09.1975 г. №
765-240, подводная лодка проекта 605 и ракеты Р-27К
принималась в опытную эксплуатацию до 1982 года.
В КБ Машиностроения был разработан
проект ракеты Р-27К с активной головкой
самонаведения, который планировалось испытывать на
К-102, но из-за разногласий с заказчиком проект
реализован не был, а материалы, связанные с
разработкой ракеты Р-27К были тщательно засекречены,
в том числе были изъяты документы, ранее выданные в
секретные части корабля и соединения.
БС-102 проекта 605 в акватории Белого моря в
период ходовых испытаний.
(1975 г., источник:
www.forums.airbase.ru)
Эксплуатация проекта
Прибывший к постоянному месту
базирования в состав 16-й дпл 3-й Флпл СФ в гб. Оленья,
корабль в дальнейшем применения в мероприятиях по
плану флота не нашел и к боевым службам не
привлекался. В 1978 году лодку перебазировали на
Йоканьгский рейд Святоносского залива, включив в
состав 18-й дпл 11-й Флпл СФ. В 1980 году после пожара в
электротехническом отсеке поставлена в завод для
проведения аварийного ремонта, но в виду
нецелесообразности дальнейшей эксплуатации, корабль
был выведен из состава ВМФ. Корпус лодки после
демонтажа шахт и ограждения рубки был отбуксирован
на корабельное кладбище в б. Незаметную гб. Оленья.
В сентябре 2016 года корпус лодки был поднят силами
частной фирмы и отбуксирован на судоразделочную базу
на м. Зеленый в гор. Мурманске.
|