Проект 605


 

 

изображение проекта

проект 605

Боковой вид К-102 проекта 605. 1975 год.

проект 629а

Продольный разрез проекта 605 (1031 КБ)

состав проекта

Завод Заводской
номер
Тактический
номер
Начало
модернизации
Окончание
модернизации
Вступление
в строй
Примечание
1 СМП 805 Б-121, К-102 05.11.1968 09.12.1970 15.08.1975  

 


История проектирования

   В составе комплекса Д-5, кроме варианта стратегической баллистической ракеты Р-27 (индекс 4К10), предназначенной для поражения стационарных наземных целей, впервые в мире был разработан и противокорабельный вариант баллистической ракеты – Р-27К (индекс 4К18). Он оснащался пассивной радиолокационной системой самонаведения и предназначался для поражения крупных надводных целей: авианосных ударных групп и отрядов боевых кораблей. Поскольку разработка ракеты Р-27К сопровождалась с решением большого количества технических и организационных проблем, комплекс Д-5 был испытан и принят на вооружение ракетных подводных крейсеров проекта 667а без ракеты Р-27К, а в 1967 году стала очевидной необходимость создания опытно-боевой подводной лодки для проведения летно-конструкторских испытаний ракеты Р-27К.

   31.12.1967 г. ЦКБ № 16 получило указание от заместителя министра судостроительной промышленности Деревянко Ю.Г. на проработку проекта 605, вооруженного ракетным комплексом Д-5 с ракетами Р-27К, предназначенными для поражения морских движущихся целей. Предписывалось в течение трех месяцев определить объем работ и участников, состав необходимого оборудования, стоимость и возможные сроки переоборудования. Главным конструктором проекта назначен Борисов В.В., его заместителями – Чернопятов Л.В. и Ошеров Д.Ф. В марте 1968 года предэскизный проект был представлен в Москву, в нем обоснована целесообразность установки только четырех шахт для ракет Р-27К, а не шести, как предписывалось ранее, поскольку разработчик комплекса, СКБ-385, проектировал аппаратуру КСППО блоком на четыре ракеты. 11.04.1968 г. Военно-промышленная комиссия своим решением № 79 обязала ВМФ выдать ТТЗ на проектирование корабля, а ЦКБ-16 – представить технический проект в 3-м квартале 1968 года. Минсудпром поддержал такие сжатые сроки и приказом от 12.05.1968 года дал указание ЦКБ-16 параллельно с разработкой технического проекта начать выпуск рабочих чертежей. 29 июня Главное управление кораблестроения предоставило на утверждение ТТЗ, которое соответствовало предварительным проработкам проекта.

   Для размещения ракетного комплекса, счетно-решающей аппаратуры «Рекорд-2», аппаратуры приема и обработки информации целеуказания «Касатка-Б-605» с двумя антенными постами и ПМУ «Касатка-Б», ВБАУ «Параван», установки навигационного комплекса «Сигма-605», но без астро-навигационного перископа «Сегмент», перископа «Лира-1» и ПЗН-9, дополнительных средств кондиционирования и т.д., потребовалось удлинение прочного корпуса на 12,5 м. Для этого по проекту была увеличена длина 3-го отсека, а вместо 4-го ракетного отсека в корпус подводной лодки были вставлены вновь сформированы отсеки 3-бис и 4-й ракетный. Сам прочный корпус обрезался по кормовой переборке 3-го отсека и по носовой переборке 5-го отсека для упрощения создания герметичного блока, который легко можно будет доковать и буксировать. Новый блок состоял из кормовой части 3-го отсека с переборкой, новых 3-бис и 4-го ракетного отсеков в сечении «восьмерочной» формы и части 5-го отсека с носовой переборкой. Общая длина нового блока составила 25,5 м.
   В остальном состав торпедного, гидроакустического и радиолокационного вооружения, средств связи и энергоустановки соответствовал проекту 629а

Ракетное вооружение

   В ходе работ по проектированию противокорабельных ракет Р-27К возникли принципиальные трудности. Во-первых, с технологией создания головных обтекателей с требуемыми радиотехническими характеристиками, позволявшими работать антенной системе наведения с нужной точностью. Во-вторых, с ростом массы и объемов аппаратуры системы управления и самонаведения недопустимо увеличивалась длина головной части, более 40% от длины ракеты. В-третьих, с учетом возможностей систем разведки и целеуказания и с учетом «устаревания» данных целеуказания требовалось разработка принципиально новых алгоритмов управления наведения головной части. Так, например, алгоритмы спутникового, авиационного целеуказания и алгоритмы обработки этих сведений на флотском командном пункте, а затем и в корабельной аппаратуре разведки, позволяли определить координаты центра группы кораблей с точностью около плюс-минус 25 км. За время предстартовой подготовки и полета положение цели могло измениться до 50 км. В этом случае требуется высокое качество управления и наведения головной части, но массо-габаритные характеристики аппаратуры самонаведения затрудняли реализацию.

   При эскизном проектировании был принят вариант ракеты Р-27К с пассивным приемом радиолокационного сигнала, излучаемого корабельным соединением противника и с баллистической коррекцией траектории путем двукратного включения двигателя второй ступени на внеатмосферном участке полета. Для уменьшения массо-габаритов боевого блока пришлось отказаться от атмосферной коррекции, что заметно ухудшило точность, поэтому для обеспечения нужной вероятности поражения цели применили неуправляемый боевой блок с зарядом повышенного класса мощности.

   По сравнению с ракетой Р-27, двухступенчатые ракеты Р-27К имели уменьшенную дальность стрельбы до 900 км. Головная часть – моноблочная ядерная мощностью 0,65 Мт., система управления – инерциальная с гиростабилизированной платформой и пассивная радиолокационная. Стартовый вес ракеты составлял 13,25 тонн, а длина корпуса ракеты – 8,97 м.

Модернизация

   Решением ГШ ВМФ для переоборудования из состава СФ была выделена К-102 проекта 629, которая прибыла на СРЗ «Звездочка» в ноябре 1968 года. Новый блок прочного корпуса был изготовлен на Севмашпредприятии и состыкован с К-102 на СРЗ «Звездочка». В течении 1969 года были полностью завершены выпуски рабочих чертежей и согласованы программы швартовных, заводских и ходовых испытаний. Техническая готовность подводной лодки на 01.01.1970 г. составляло ок. 45 %.

   Испытания ракетного комплекса с ракетой Р-27К начались 09.12.1970 г. Предварительный цикл наземных испытаний на полигоне Капустин Яр включал в себя 20 пусков, из них 16 были признаны успешными. Во второй половине 1970 года приступили к проведению швартовных испытаний подводной лодки. Одновременно с испытанием ракетного комплекса начаты Государственные испытания по общекорабельной программе. За 9 ходовых суток комиссия Госприемки под председательством кап. 1 ранга Мизрахи Ю.А. выполнила план испытаний за исключением испытаний комплекса ракетного оружия. 18.12.1970 г. испытания были прерваны из за недопоставки смежными предприятиями комплектующих информационно-управляющей системы «Рекорд-2». В последующем, весь 1971, 1972 и 1973 год прошли в работах по монтажу постепенно прибывающей аппаратуры управления ракетным оружием, его отладки, устранения возникших проблем в системе «Рекорд-2», различных доработках с привлечением смежных предприятий и специалистов. Только 11.09.1973 г., наконец, начались летно-конструкторские испытания ракет Р-27К, которые с перерывами на многочисленные доработки продолжались весь 1974 и первую половину 1975 года. В период с 11.09.1973 по 04.12.1973 г. был проведен первый этап с отстрелом первых ракет с работающим комплексом «Рекорд-2». С 26.07.1974 по 08.10.1974 г. проведена проверка возможностью стрельбы не только ракетами Р-27К, но и Р-27 путем отстрела 4-х ракет Р-27.

   Затянувшиеся испытания закончились лишь 15 августа 1975 года, когда Комиссия по совместным летным испытаниям и комиссия Государственной приемки корабля под председательством контр-адмирала Борисеева Н.С. записала в Акте об окончании испытаний комплекса Д-5 с ракетами Р-27 и Р-27К и корабельного комплекса целеуказания «Касатка-Б-605», что ракетный комплекс отвечает заданным в ТТЗ требованиям. Всего с подводной лодки было пущено 11 ракет, в том числе 10 пусков были признаны успешными, а на последнем пуске обеспечено прямое попадание наводимого блока в судно-мишень.
Постановлением Правительства от 02.09.1975 г. № 765-240, подводная лодка проекта 605 и ракеты Р-27К принималась в опытную эксплуатацию до 1982 года.

   В КБ Машиностроения был разработан проект ракеты Р-27К с активной головкой самонаведения, который планировалось испытывать на К-102, но из-за разногласий с заказчиком проект реализован не был, а материалы, связанные с разработкой ракеты Р-27К были тщательно засекречены, в том числе были изъяты документы, ранее выданные в секретные части корабля и соединения.

проект 605

БС-102 проекта 605 в акватории Белого моря в период ходовых испытаний. (1975 г., источник: www.forums.airbase.ru)

Эксплуатация проекта

   Прибывший к постоянному месту базирования в состав 16-й дпл 3-й Флпл СФ в гб. Оленья, корабль в дальнейшем применения в мероприятиях по плану флота не нашел и к боевым службам не привлекался. В 1978 году лодку перебазировали на Йоканьгский рейд Святоносского залива, включив в состав 18-й дпл 11-й Флпл СФ. В 1980 году после пожара в электротехническом отсеке поставлена в завод для проведения аварийного ремонта, но в виду нецелесообразности дальнейшей эксплуатации, корабль был выведен из состава ВМФ. Корпус лодки после демонтажа шахт и ограждения рубки был отбуксирован на корабельное кладбище в б. Незаметную гб. Оленья. В сентябре 2016 года корпус лодки был поднят силами частной фирмы и отбуксирован на судоразделочную базу на м. Зеленый в гор. Мурманске.

тактико-технические характеристики проекта 605

наименование характеристики

головной заказ

водоизмещение

надводное нормальное (тонн):

3642

кораблестроительные элементы

длина наибольшая (м.):

116

ширина прочного корпуса наибольшая (м.):

5,8

ширина корпуса наибольшая (м.):

8,2

ширина по стабилизаторам (м.):

10

осадка наибольшая в районе 4 отсека (м.):

8,1

глубина погружения

перископная (м.):

13,5

рабочая (м.):

260

предельная (м.):

300

скорость хода

надводная полная (узл.):

13,7

надводная экономхода (узл.):

8

подводная полная (узл.):

11,7

подводная под ГЭД экономхода (узл.):

2,3

подводная под РДП максимальная (узл.):

7,7

дальность плавания

надводная полным ходом (мили):

4490

надводная экономическая (мили):

8150

подводная полным ходом (мили):

13,5

подводная под ГЭД экономхода со скоростью 2,3 узл. (мили):

132

подводная под РДП со скоростью 6 узл. (мили):

5570

обитаемость

автономность по запасам (сут.):

70

экипаж, общая численность (чел.):

99

вооружение

баллистические ракеты Р-27К комплекса Д-5 (шт.):

4

533-мм носовые торпедные аппараты (шт.):

4

533-мм кормовые торпедные аппараты (шт.):

2

общий запас торпед (ед.):

6

наибольшая глубина стрельбы (м.):

100

энергоустановка

дизели 37Д (шт. х л.с.):

3 х 2000

бортовой электродвигатель ПГ-101 (ед. х л.с.):

2 х 1350

средний электродвигатель ПГ-102 (ед. х л.с.):

1 х 2700

электродвигатель экономхода ПГ-104 (ед. х л.с.):

1 х 140

количество гребных валов (ед.):

3

количество групп АБ типа 48СМ и число элементов (ед.):

4 по 112

Дополнительная информация:

•  Фотоальбом проекта 629 и модификаций

•  Список принятых сокращений

Источники:

•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Бережной С.С. Спирихин С.А. «Надводные корабли и подводные лодки постройки завода № 402 - СМП - в ВМФ СССР. 1944 - 1966 гг.», справочник, изд. СМП, Северодвинск, 2000 г.;
•   Богомазов К.Я. «Подводники из Гаджиево», сборник биографических очерков, изд. ФГУП СПБМ «Малахит», СПб, 2005 г.;
•   Жарков В.И. «Подводная лодка проекта 629», альманах «Тайфун», выпуск № 3, СПб, 2002 г.;
•   Запольский А.А. «Стратегическим ракетоносцам – быть!», альманах «Подводное кораблестроение. Прошлое, настоящее, будущее», выпуск № 11, изд. СПМБМ «Малахит», СПб, 1998 г.;
•   Караваев Б.А. «К-107: первая автономка», альманах «Тайфун» выпуск № 2, СПб, 2002 г.;
•   Касатонов В.А. «Флот выходит в океан», изд. «Астра-Люкс», СПб, 1995 г.
•   Коллектив авторов под ред. Подвига П.Л. «Стратегическое ядерное вооружение России», изд. АТ, Москва, 1998 г.
•   Коршунов Ю.Л., Кутовой Е.М. «Баллистические ракеты отечественного флота», изд. Гангут, СПб, 2002 г.
•   Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991 г.», историческое морское общество, СПб, 1996 г.;
•   Курганов И.С., Павлов П.А. «Подводные лодки проекта 629. Часть 1», журнал «Морская коллекция» № 1-2016, изд. «Моделист-конструктор», Москва, 2016 г.
•   Курганов И.С., Павлов П.А. «Подводные лодки проекта 629. Часть 2», журнал «Морская коллекция» № 12-2017, изд. «Моделист-конструктор», Москва, 2017 г.
•   Лебедько В.Г. «Верность долгу», историко-хроникальное повествование, изд. «Развитие», СПб, 2005 г.;
•   Лубянов А.Н. «Прорыв в глубину», изд. «Таврида», Симферополь, 2003 г.;
•   Самко Ю.Г. «ВМФ России в Прибалтике», альманах «Тайфун», выпуск № 3, СПб, 1998 г;
•   Саркисов А.А. (под общей редакцией). «Роль российской науки в создании отечественного подводного флота», изд. «Наука», Москва, 2008 г;
•   Семенов В.Н. «История Подводных сил России на Дальнем Востоке», том 2, Владивосток, 2012 г.;
•   Широкорад А.Б. «Советские подводные лодки послевоенной постройки», изд. «Арсенал пресс», Москва, 1997 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.

Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


© 2008 - 2023 Составитель Илья Курганов. Все права защищены.
© 2008 - 2023 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved.

© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru


Рейтинг@Mail.ru