Проект 629а


 

 

изображение проекта

проект 629а

Боковой вид Б-183 проекта 629а. 1980 год.

проект 629а

Продольный разрез проекта 629а с ВБАУ (3428 КБ)

проект 629а

Продольный и поперечные разрезы проекта 629. (1143 КБ)

состав проекта

Завод Заводской
номер
Тактический
номер
Начало
модернизации
Окончание
модернизации
Вступление
в строй
Примечание
1 402 801 К-96, Б-96 29.11.1967 18.12.1969 19.12.1969 ВБАУ
2 402 802 К-72, Б-372 26.12.1969 12.12.1972 25.12.1972 ВБАУ
3 402 803 К-79, Б-79 08.08.1967 18.12.1968 30.12.1968  
4 402 807 К-88, Б-183 13.09.1964 15.12.1966 28.12.1966  
5 402 811 К-36, Б-106 20.12.1965 22.12.1967 31.12.1967 ВБАУ
6 402 812 К-91, Б-91 15.09.1965 22.10.1967 30.11.1967  
7 СМП 813 К-93, Б-93 16.12.1969 23.12.1971 31.12.1971 ВБАУ
8 СМП 816 Б-142, К-142 22.12.1966 14.09.1968 30.09.1968  
9 ЛК 131 К-126, Б-126 26.04.1967 10.10.1968 27.12.1968  
10 ЛК 132 К-129 04.03.1964 10.04.1967 30.05.1967  
11 ЛК 134 К-139, Б-139 28.10.1968 17.12.1970 30.12.1970 ВБАУ
12 ЛК 135 К-75, Б-575 04.10.1970 13.12.1971 20.12.1971 ВБАУ
13 ЛК 136 К-99, Б-99 04.02.1965 21.05.1967 05.11.1967  
14 ЛК 137 Б-163, К-163 26.01.1971 12.12.1972 30.12.1972 ВБАУ

 


История проектирования

   Сразу после выхода постановления правительства о создании ракеты с подводным стартом, ЦКБ-16 подготовило и в декабре 1959 года представило в Госкомитет по судостроению и ВМФ предэскизный проект 629п подводной лодки с комплексом Д-4. В дальнейшем эскизный проект по решению Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленым вопросам разрабатывался получил обозначение 629д4 и в июле 1960 года был одобрен Госкомитетом по судостроению и Управлением кораблестроения ВМФ. После того, как 24.02.1962 г. был успешно произведен первый пуск ракеты Р-21 (индекс 4К55) комплекса Д-4 из подводного положения с борта К-142 проекта 629б, в июле 1962 было принято решение модернизировать лодки проекта 629 под ракетный комплекс Д-4, с подводным стартом и дальностью стрельбы до 1400 км. Однако еще до завершения этих испытаний, Государственный комитет Совета Министров СССР по судостроению включил в план ЦКБ-16 на 1962 год разработку технического проекта перевооружения подводных лодок проекта 629, присвоив ему номер 629а. Главными наблюдающими за проектом были назначены: от ЦНИИ Военного Кораблестроения Лягин И.И., от НИИ Вооружения ВМФ – Вызольмирский А.Г., наблюдающими по проекту от военной приемки – офицеры Дубовиченко И.В. и Нестеренко В.В. При разработке ТТЗ специалисты ВМФ высказали предложение при переоборудовании кораблей улучшить их обитаемость, но выполненные в ЦКБ-16 проработки показали невозможность реализации этих пожеланий из-за отсутствия резервов остойчивости и ограниченности запасов электроэнергии аккумуляторной батареи. Технический проект 629а был представлен на рассмотрение ГУК ВМФ и Госкомитета по судостроению в июле 1962 года.

   Технический проект 629а, представленный ГУК ВМФ в 1963 году, предусматривал установку трех новых стаканов под ракетные шахты и самих шахт с пусковыми установками СМ-87-1 для ракет Р-21 вместо Р-13, прочных цистерн замещения ракетного оружия, замену верхней части прочного корпуса на всем протяжении 4 отсека, установку нового навигационного комплекса «Сигма-629А» с АНП «Сегмент-8» вместо «Плутон-629» с АНП «Лира», монтаж станций МГ-17, МГ-23, ГИ-102, ГИ-114 и антенно-фидерных устройств К-650У «Ива-У», К-651, Р-678 «Брусника», 2 съемные антенны «Искра», радиотехнических станций «Хром-КМ», «Накат-М», замену РЛС «Флаг» на РЛК-101 «Альбатрос», и т.д.

проект 629а

Моторист матрос В. Горин на посту дистанционного управление дизелями. («Б-575» проекта 629а, 1986 г., предоставил: В. Горин)

   В период модернизации по проекту 629а производилась установка унифицированных аварийно-спасательных устройств: уширенных комингс-площадок, выгородок АСУ, носового аварийно-спасательного буя с РССУ-1, аварийной станции МГС-29, и т.д.

   Переоборудование серийных лодок 629 проекта в проект 629а совмещалась с проведением среднего ремонта основных систем и оборудования, а также с модернизационными мероприятиями, реализацией всех ранее принятых по проекту 629 решений. Помимо переделок, связанных с установкой нового ракетного комплекса, те или иные работы затрагивали практически весь корабль: освидетельствование и ремонт всей донно-забортной арматуры, механизмов, устройств, электрооборудования, баллонов ВВД в соответствии с типовыми ремонтными ведомостями и заявкой личного состава, переделка ЦБП с установкой в ней датчиков уровней воды и быстродействующего клапана вентиляции с дистанционно управляемым приводом для использования ее в качестве цистерны одержания при стрельбе ракетами, замена конструкций ограждения выдвижных устройств, прочных рубок и шахт, перекладка твердого балласта, установка нового оборудования внутри прочного корпуса, прокладка новых трасс электрокабелей и т. д.

   Изменения коснулись и внешних корпусных конструкций: полностью демонтировалось и заменялось на новые конструкции ограждение выдвижных устройств и шахт, легкий корпус в районе 4-го отсека, значительный фрагмент легкого корпуса в районах 3-го и 5-го отсеков. Это привело к некоторому заметному изменению внешнего вида корабля, прежде всего ограждения шахт и боевой рубки.

   Общий запас торпед по сравнению с проектом 629 оставался прежним, но после установки системы воздушной стрельбы ГС-100 глубина стрельбы возросла до 100 м.

   Дизельная установка и электроэнергетическая система корабля оставалась неизменной от подводной лодки проекта 629, кроме аккумуляторной батареи: заменялась АБ типа 46СУ на более энергоемкую 48СМ с системой механического перемешивания электролита и водяного охлаждения с установкой новых газоанализаторов ТП116М.

   Запас топлива размещался в 14 цистернах. Нормальный запас – 353,2 тонн, усиленный – 543,7 тонн. Запас продовольствия составлял 21,5 тонны из расчёта 2,56 кг/сут на человека. ВВД размещался в 70 баллонах по 410 литров.

   Первыми кораблями, вставшими на переоборудование, были К-129 из состава ТОФ и К-88 из состава СФ. С 1964 года по 1972 год 14 кораблей были модернизированы по проекту 629а, из них 8 единиц на СРЗ № 893 в гор. Северодвинске в кооперации с Северным машиностроительным предприятием и 6 единиц на судостроительном заводе № 202 «Дальзавод» в гор. Владивостоке в кооперации с судостроительным заводом № 199 им. Ленинского Комсомола.

   Несмотря на то, что СРЗ № 893 в гор. Северодвинске приступил к переоборудованию по проекту 629а вторым и сдача переоборудованной им подводной лодки задержалась из-за проблем с кооперацией, в которой поставщиком новых деталей прочного корпуса, стаканов шахт и т.п. был назначен завод № 199 в гор. Комсомольске-на-Амуре, его лодка была принята в состав ВМФ первой, в то время как головной лодкой проекта 629а определялась К-129.

   В ходе модернизации по проекту 629а устанавливались ВБАУ «Зубатка» (только на К-96) над 5 отсеком, или ВБАУ К-657 «Параван» (К-72, К-36, К-93, К-139, К-75, К-163) над 7 отсеком, предназначенные для приема сигналов боевого управления при нахождении подводной лодки на безопасной глубине. Подводные лодки К-110 из состава СФ и К-136 из состава ТОФ, не проходившие модернизацию по проекту 629а, в 1973 году были назначены к переоборудованию для целей разведки, но впоследствии планы были отменены и лодки были списаны.

   Модернизация всех 14 кораблей проекта 629 была осуществлена за 8 лет 3 месяца и 17 дней.

проект 629а

Вид на винто-рулевую группу. (Б-575 проекта 629а, 03.1989 г., фото: В. Горин)

проект 629а

Спасательные устройства на носовой надстройке корпуса Б-93 проекта 629а: открытая выгородка ЭПРОН, аварийно-спасательный люк с комингс-площадкой, штоковое устройство ШУ-200 и АСБ. (05.1991 г., фото: В. Данилец)

проект 629а

К-96 проекта 629а на параде кораблей в Кольском заливе. (23.02.1974 г., предоставил: И. Поздняков)

проект 629а

Б-183 проекта 629а форсирует противолодочный рубеж в Балтийской проливной зоне. (10.06.1978 г., источник: www.forums.airbase.ru)

Ракетное вооружение

   В отличие от ракет Р-13, ракеты Р-21 подавались на корабль в ампулизированном виде, т.е. полностью снаряженными и заправленными компонентами топлива. Это позволило исключить на подводной лодке потенциально пожароопасную систему заправки горючим. Пусковая установка СМ-87-1 обеспечивала хранение Р-21 в шахте с параметрами, сохраняющими работоспособность ракеты после пребывания подводной лодки в штормовых условиях и воздействия взрывов на безопасном радиусе, а также старт из затопленной шахты. Коррозионная стойкость элементов пусковой установки позволяла проводить шестикратную предстартовую подготовку ракет с заполнением шахт забортной водой. Установка СМ-87-1 состояла из пускового стола с амортизацией, направляющих, механизмов заштыривания стола перед стартом и расстыковки и удержания электро- и пневморазъемов ракеты при ее движении в шахте. Были усовершенствованы системы орошения, вентиляции, сброса избыточного давления, сигнализации, контроля наличия паров компонентов топлива.

   Головная часть – моноблочная ядерная мощностью 1 или 0,85 Мт., масса забрасываемой полезной нагрузки – 1200 кг., максимальная дальность – 1400 км., система управления – инерциальная, КВО – 2,8 км. Стартовый вес ракеты составлял 16,6 тонн, максимальный диаметр – 2,9 м., а длина корпуса ракеты – 12,9 м.

   Стрельба выполнялась с глубины 50 м., на скорости до 4 узлов, при волнении до 5 баллов. Время предстартовой подготовки от получения сигнала до выхода первой ракеты – от 39 до 45 мин в зависимости от варианта стрельбы. В случае стрельбы трехракетным залпом, время между выходом второй ракеты и третьей составляло 39 минут.

   В ходе государственных испытаний головного заказа в декабре 1966 года, с борта подводной лодки К-88 из акватории Белого моря была выполнена зачетная ракетная стрельба двумя ракетами из средней и кормовой шахты. Общее время предстартовой подготовки и старта двух ракет составило 1 час 15 мин. Пролетев более 1000 км., ракеты отклонились от расчетных точек падения менее одного километра по направлению и, соответственно, 4,07 км. и 4,14 км. по дальности.

   В период эксплуатации ракет Р-21 по результатам контроля состояния ракет, находящихся в эксплуатации, срок хранения заправленных ракет был увеличен с 6 месяцев до 2 лет.

   Всего за время применения ракетного комплекса Д-4 на проектах 629а и 658м было выполнено 228 пусков ракет Р-21, из которых 193 были признаны успешными.

проект 629а

Вид на открытые ракетные шахты. В шахте № 3 загружена учебно-действующая ракета. (Б-106 проекта 629а, 1975 г., предоставил: Н. Лебедев)

проект 629а

Погрузка торпедного боезапаса в носовые торпедные аппараты. (Б-575 проекта 629а, 02.1987 г., фото: В. Горин)

проект 629а

Б-99, Б-126 проекта 629а и БС-83 проекта 629р у пирса в б. Конюшкова зал. Стрелок. (03.1981 г., фото: В. Анькова)

 

проект 629а

Корпуса Б-106 проекта 629а (справа) и БС-183 проекта 629р (слева) на корабельном кладбище в б. Труда о. Русский. (приблизительно 1993 г., источник: www.forums.airbase.ru)

проект 629а

Корпус Б-575 проекта 629а на корабельном кладбище в б. Козьмино (приблизительно 1996 г., источник: www.forums.airbase.ru)

тактико-технические характеристики проекта 629а

наименование характеристики

головной заказ

водоизмещение

надводное стандартное (тонн):

2883

надводное с усиленным запасом топлива (тонн):

3114

подводное (тонн):

3581

кораблестроительные элементы

длина наибольшая (м.):

99,8

высота от миделя до крыши рубки (м.):

15,5

высота от ватерлинии до крыши рубки (м.):

8

ширина прочного корпуса наибольшая (м.):

5,8

высота прочного корпуса наибольшая (м.):

8,6

ширина корпуса наибольшая (м.):

8,2

ширина по стабилизаторам (м.):

10

осадка средняя для нормального водоизмещения (м.):

5,47

осадка наибольшая в районе 4 отсека (м.):

8,1

осадка наибольшая при усиленном запасе топлива (м.):

8,51

метацентрическая высота надводная (м.):

0,53

метацентрическая высота подводная (м.):

0,38

глубина погружения

перископная (м.):

13,5

рабочая (м.):

260

предельная (м.):

280

скорость хода

надводная полная (узл.):

13,5

надводная экономическая под двумя бортовыми дизелями (узл.):

8

подводная полная (узл.):

12,5

подводная под ГЭД экономхода (узл.):

2

подводная под РДП максимальная (узл.):

8

дальность плавания

надводная полным ходом (мили):

4500

надводная экономическая под двумя бортовыми дизелями (мили):

16500

подводная полным ходом (мили):

15

под РДП экономическим ходом со скоростью 7 узл. при усиленном запасе топлива (мили):

12700

подводная под ГЭД экономхода со скоростью 2 узл. (мили):

290

обитаемость

автономность по запасам (сут.):

70

экипаж, общая численность (чел.):

83

экипаж, в т.ч. офицеров (чел.):

15

вооружение

баллистические ракеты Р-21 комплекса Д-4 (шт.):

3

533-мм носовые торпедные аппараты (шт.):

4

533-мм кормовые торпедные аппараты (шт.):

2

общий запас торпед (ед.):

6

наибольшая глубина стрельбы (м.):

100

энергоустановка

дизели 37Д (шт. х л.с.):

3 х 2000

бортовой электродвигатель ПГ-101 (ед. х л.с.):

2 х 1350

средний электродвигатель ПГ-102 (ед. х л.с.):

1 х 2700

электродвигатель экономхода ПГ-104 (ед. х л.с.):

1 х 140

количество гребных валов (ед.):

3

количество групп АБ типа 48СМ и число элементов (ед.):

4 по 112


Боевое использование проекта

   Став первой ракетной подводной лодкой специальной постройки отечественного ВМФ, 629 проект явился родоначальником нового класса подводных лодок – ракетных подводных лодок и первые годы, пока включаемые в состав флота атомные лодки с баллистическими ракетами проекта 658 испытывали технические трудности с эксплуатационной надежностью парогенераторов, нес основную нагрузку как по проведению испытаний новых ракетных комплексов и новых образцов военной техники, так и по выполнению боевых задач в различных районах мирового океана. Существенно уступая по своим тактико-техническим возможностям первым американским ракетным лодкам с баллистическими ракетами типа «George Washington», как по характеристикам ракетного комплекса, имевшего, в отличие от американских лодок, надводный старт, так и по возможностям самой лодки, лодки 629 проекта позволили решить задачу сравнительно быстрого численного роста пусковых установок баллистических ракет морского базирования и, тем самым, обеспечить решение задачи сдерживания потенциальной угрозы со стороны ядерных сил геополитического противника. Решение о запуске в строительство относительно большой серии дизельных подводных лодок с баллистическими ракетами было обусловлено, прежде всего, возможностями судостроительной промышленности, а также расхождением во взглядах ведущих военных теоретиков и специалистов на перспективы развития подводной и ракетной техники, находившейся в те годы в процессе бурного развития. Тем самым, уже в ближайшие несколько лет после вступления в состав сил постоянной готовности первой лодки 629 проекта, ракетный комплекс морально устарел, что потребовало замены надводного старта на подводный. Но даже после перевооружения на новый ракетный комплекс с подводным стартом лодки 629а проекта оказались не в состоянии обеспечить высокую вероятность выполнения поставленной задачи, поскольку дальность применения ракетного оружия требовала нахождения лодок в зонах с сильной противолодочной обороной во-первых, во вторых, большую часть времени автономности на боевой службе лодки тратили на переход к районам боевого патрулирования и обратно. При этом, в связи с необходимостью обеспечения достаточного запаса электроэнергии на случай применения ракетного оружия, лодки были вынуждены находиться существенную часть времени или под РДП, или в надводном положении. Повышения вероятности выполнения боевой задачи увеличивалось лишь при массовом использовании ракетных лодок, на что, собственно, и делалась ставка при оперативно-тактических расчетах командования. Но, в целом, проблема низкой боевой устойчивости в случае начала боевых действий оставалась актуальной.

проект 629

К-102 проекта 629 на параде кораблей в Кольском заливе. (1960-е гг., предоставил: И. Поздняков)

   Прибывающие к месту базирования после приема в состав флота лодки первоначально включались на севере в состав 140-й обрпл ПС СФ с базированием в гб. Оленья, а на Дальнем востоке – в состав 123-й бпл 40-й дпл ПС ТОФ в б. Улисс, с 1960 г. – в 123-й бпл 10-й дпл КВФ ТОФ в б. Крашенинникова. Но по мере роста их численности, назрела необходимость переформирования соединений, в результате чего в 1961 году были образованы 16-я дпл и 18-я дпл с базированием в гб. Оленья и гб. Сайда на СФ и 29-й дпл с базированием в б. Крашенинникова на ТОФ. Для обеспечения должного коэффициента оперативного напряжения, в каждой дивизии штатным расписанием полагалось дополнительно к имеющимся по 2 номерных экипажа. Но, в реальности, как правило, личный состав этих экипажей не был подготовлен для выполнения задач в море и использовался на отдельных вакантных должностях, а также для подмены личного состава убывшего в отпуск или больных. Так, например, принявший К-129 от экипажа кап. 1 ранга Кобзаря В.И, 453-й экипаж выполнял ППР и плановую перегрузку АБ. Возможность выполнением этим экипажем боевой службы на К-129 командованием дивизии даже не рассматривалась, поскольку экипаж не был полностью укомплектован и не имел штатного подготовленного командира. После 1968 года номерные экипажи были переформированы во 2-е экипажи и их количество было увеличено. Вторые экипажи получили: К-96, К-72, К-36, К-110, К-142, К-126, К-99, К-163. После 1973 года, ввиду снижения активности использования проекта, вторые экипажи были упразднены и расформированы.
 

проект 629

Подводные лодки 9 дивизии ТОФ в пункте постоянного базирования в б. Конюшкова зал. Стрелок. (апрель 1981 г. предоставил: С. Головский)


   Назначенные цели для нанесения ракетного удара располагались на западном и восточном побережье США и требовали длительного перехода к району патрулирования, тем самым, время нахождения в готовности к применению БР составляло, как правило, менее 50% автономности. Вероятность прорыва противолодочных рубежей на переходе, конечно, оставляла желать лучшего. Крайне слабое торпедное вооружение не предусматривало стеллажного боезапаса, не имело запаса самоходных гидроакустических приборов типа МГ-74. Типовая загрузка торпедным боезапасом предусматривала использование торпедных аппаратов №№ 1, 2, 5, 6 под использование противолодочных торпед СЭТ-65, а ТА №№ 3, 4 использовались под противокорабельные САЭТ-60 или парогазовые 53-56К.

   Неожиданное решение задачи эффективного применения лодок этого проекта удалось реализовать в начале 70-х годов, когда размещение в Европе баллистических ракет MGM-31А «Pershing IА», а затем и MGM-31C «Pershing II» с подлетным временем до объектов на территории СССР в 15-20 минут, потребовало адекватного ответа на создавшуюся угрозу. Осенью 1976 года на Балтийский флот с Северного были переведены 6 подводных лодок: К-96, К-72, К-79, К-88, К-93 и К-142, что явилось неприятной неожиданностью для командования НАТО. Наличие на Балтике подводных лодок с баллистическими ракетами создало серьезную проблему европейским странам, поскольку ракеты могли стартовать и поражать все европейские военные объекты при минимально возможном подлетном времени и при любом возможном местонахождении подводной лодки: как из-под воды из защищенных районов в нейтральных или территориальных водах СССР, так и непосредственно из пунктов базирования. Поскольку в Балтийском регионе невозможна эксплуатация атомных подводных лодок, дизельные ракетные лодки с высокой степенью эффективности оказались в состоянии решать задачи ядерного сдерживания на европейском театре. Такой ход советского политического и военного руководства сыграл значительную роль в стабилизации военно-политической обстановки и достижении военного паритета в Европе, что, в свою очередь, облегчало ход переговоров на высшем политическом уровне.

   В то же время, отсутствие полигонов для практических стрельб БР в балтийском регионе сильно затрудняло планирование и проведение боевой подготовки экипажей. Компромиссным решением был найден выход: периодически одна из подводных лодок совершала межфлотский переход на СФ и временно базировалась в гб. Сайда или в гб. Оленья и в условиях временного базирования выполняла положенные задачи по ракетной подготовке в полигонах Баренцева моря. Для увеличения количества отработанных экипажей, помимо основного экипажа, в море на стрельбы выходили и корабельные боевые расчеты с личным составом ракетных боевых частей с других подводных лодок, которые доставлялись на СФ военно-транспортной авиацией.

   Последние ракетные стрельбы лодками 629а проекта были выполнены в полигонах СФ: Б-96 в июне 1986 года, Б-372 в июне 1987 года и Б-142 в августе 1988 года.

Заключение

   Не неся в себе ничего выдающегося, с точки зрения концептуальных решений, проект, тем не менее, оставил яркий след в истории развития подводного флота. Лодки 629 проекта в разном качестве прошли службу на всех четырех флотах и не раз выполняли уникальные и единственные в своем роде задачи. Так, К-102 под командованием кап. 2 ранга Каймак Г.И. в октябре 1961 года выполнила первый в истории фактический пуск баллистической ракеты с ядерной боеголовкой по полигону «Новая земля». Этой же подводной лодке, но уже переоборудованной по проекту 605 и единственной в ВМФ, довелось выполнить испытательную стрельбу противокорабельными баллистическими ракетами Р-27К по подвижной морской цели.

   Головная лодка серии Б-92 заложена 14.10.1957 г. на ССЗ № 402 в гор. Молотовске, а 19.12.1962 г. вступила в строй последняя лодка серии К-163 на ССЗ № 199 им. Ленинского комсомола в гор. Комсомольск-на-Амуре. Постройка серии из 23 единиц осуществлена за 5 лет и 2 месяца на двух судостроительных заводах. Срок службы серии составил 41 год и 5 месяцев от момента вступления Б-41 25.11.1959 г. в состав ВМФ, до исключения 24.06.1991 г. из состава ВМФ БС-107. За время жизненного цикла серии, через должность командира подводной лодки прошло более 160 офицеров, многие из них стали известными адмиралами, командующими соединениями и объединениями.

   Несмотря на невысокие тактические свойства лодок этого проекта, они оказались в целом вполне надежными с точки зрения эксплуатации и практически все из них, не использованные для специальных задач и опытного переоборудования, выслужили установленные сроки, выполняя боевые службы вплоть до 1988 года, пока реализация советско-американского договора «ОСВ-1» не прекратила их боевое использование.


Дополнительная информация:

•  Фотоальбом проекта 629 и модификаций

•  Список принятых сокращений

Источники:

•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Бережной С.С. Спирихин С.А. «Надводные корабли и подводные лодки постройки завода № 402 - СМП - в ВМФ СССР. 1944 - 1966 гг.», справочник, изд. СМП, Северодвинск, 2000 г.;
•   Богомазов К.Я. «Подводники из Гаджиево», сборник биографических очерков, изд. ФГУП СПБМ «Малахит», СПб, 2005 г.;
•   Жарков В.И. «Подводная лодка проекта 629», альманах «Тайфун», выпуск № 3, СПб, 2002 г.;
•   Запольский А.А. «Стратегическим ракетоносцам – быть!», альманах «Подводное кораблестроение. Прошлое, настоящее, будущее», выпуск № 11, изд. СПМБМ «Малахит», СПб, 1998 г.;
•   Караваев Б.А. «К-107: первая автономка», альманах «Тайфун» выпуск № 2, СПб, 2002 г.;
•   Касатонов В.А. «Флот выходит в океан», изд. «Астра-Люкс», СПб, 1995 г.
•   Коллектив авторов под ред. Подвига П.Л. «Стратегическое ядерное вооружение России», изд. АТ, Москва, 1998 г.
•   Коршунов Ю.Л., Кутовой Е.М. «Баллистические ракеты отечественного флота», изд. Гангут, СПб, 2002 г.
•   Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991 г.», историческое морское общество, СПб, 1996 г.;
•   Курганов И.С., Павлов П.А. «Подводные лодки проекта 629. Часть 1», журнал «Морская коллекция» № 1-2016, изд. «Моделист-конструктор», Москва, 2016 г.
•   Курганов И.С., Павлов П.А. «Подводные лодки проекта 629. Часть 2», журнал «Морская коллекция» № 12-2017, изд. «Моделист-конструктор», Москва, 2017 г.
•   Лебедько В.Г. «Верность долгу», историко-хроникальное повествование, изд. «Развитие», СПб, 2005 г.;
•   Лубянов А.Н. «Прорыв в глубину», изд. «Таврида», Симферополь, 2003 г.;
•   Самко Ю.Г. «ВМФ России в Прибалтике», альманах «Тайфун», выпуск № 3, СПб, 1998 г;
•   Саркисов А.А. (под общей редакцией). «Роль российской науки в создании отечественного подводного флота», изд. «Наука», Москва, 2008 г;
•   Семенов В.Н. «История Подводных сил России на Дальнем Востоке», том 2, Владивосток, 2012 г.;
•   Широкорад А.Б. «Советские подводные лодки послевоенной постройки», изд. «Арсенал пресс», Москва, 1997 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.

Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


© 2008 - 2023 Составитель Илья Курганов. Все права защищены.
© 2008 - 2023 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved.

© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru


Рейтинг@Mail.ru