История проектирования
Сразу после выхода постановления правительства о
создании ракеты с подводным стартом, ЦКБ-16
подготовило и в декабре 1959 года представило в
Госкомитет по судостроению и ВМФ предэскизный проект
629п подводной лодки с комплексом Д-4. В дальнейшем
эскизный проект по решению Комиссии Президиума
Совета Министров СССР по военно-промышленым вопросам
разрабатывался получил обозначение 629д4 и в июле
1960 года был одобрен Госкомитетом по судостроению и
Управлением кораблестроения ВМФ. После того, как
24.02.1962 г. был успешно произведен первый пуск
ракеты Р-21 (индекс 4К55) комплекса Д-4 из
подводного положения с борта
К-142 проекта
629б, в
июле 1962 было принято решение модернизировать лодки
проекта 629 под ракетный комплекс Д-4, с подводным
стартом и дальностью стрельбы до 1400 км. Однако еще
до завершения этих испытаний, Государственный
комитет Совета Министров СССР по судостроению
включил в план ЦКБ-16 на 1962 год разработку
технического проекта перевооружения подводных лодок
проекта 629, присвоив ему номер
629а. Главными
наблюдающими за проектом были назначены: от ЦНИИ
Военного Кораблестроения Лягин И.И., от НИИ
Вооружения ВМФ – Вызольмирский А.Г., наблюдающими по
проекту от военной приемки – офицеры Дубовиченко
И.В. и Нестеренко В.В. При разработке ТТЗ
специалисты ВМФ высказали предложение при
переоборудовании кораблей улучшить их обитаемость,
но выполненные в ЦКБ-16 проработки показали
невозможность реализации этих пожеланий из-за
отсутствия резервов остойчивости и ограниченности
запасов электроэнергии аккумуляторной батареи.
Технический проект 629а был представлен на
рассмотрение ГУК ВМФ и Госкомитета по судостроению в
июле 1962 года.
Технический проект 629а, представленный
ГУК ВМФ в 1963 году, предусматривал установку трех
новых стаканов под ракетные шахты и самих шахт с
пусковыми установками СМ-87-1 для ракет Р-21 вместо
Р-13, прочных цистерн замещения ракетного оружия,
замену верхней части прочного корпуса на всем
протяжении 4 отсека, установку нового навигационного
комплекса «Сигма-629А» с АНП «Сегмент-8» вместо
«Плутон-629» с АНП «Лира», монтаж станций МГ-17,
МГ-23, ГИ-102, ГИ-114 и антенно-фидерных устройств
К-650У «Ива-У», К-651, Р-678 «Брусника», 2 съемные
антенны «Искра», радиотехнических станций «Хром-КМ»,
«Накат-М», замену РЛС «Флаг» на РЛК-101 «Альбатрос»,
и т.д.
Моторист матрос В. Горин на посту дистанционного
управление дизелями. («Б-575» проекта 629а, 1986 г.,
предоставил: В. Горин)
В период модернизации по проекту
629а
производилась установка унифицированных
аварийно-спасательных устройств: уширенных комингс-площадок, выгородок АСУ, носового
аварийно-спасательного буя с РССУ-1, аварийной
станции МГС-29, и т.д.
Переоборудование серийных лодок
629
проекта в проект 629а совмещалась с проведением
среднего ремонта основных систем и оборудования, а
также с модернизационными мероприятиями, реализацией
всех ранее принятых по проекту
629 решений. Помимо
переделок, связанных с установкой нового ракетного
комплекса, те или иные работы затрагивали
практически весь корабль: освидетельствование и
ремонт всей донно-забортной арматуры, механизмов,
устройств, электрооборудования, баллонов ВВД в
соответствии с типовыми ремонтными ведомостями и
заявкой личного состава, переделка ЦБП с установкой
в ней датчиков уровней воды и быстродействующего
клапана вентиляции с дистанционно управляемым
приводом для использования ее в качестве цистерны
одержания при стрельбе ракетами, замена конструкций
ограждения выдвижных устройств, прочных рубок и
шахт, перекладка твердого балласта, установка нового
оборудования внутри прочного корпуса, прокладка
новых трасс электрокабелей и т. д.
Изменения коснулись и внешних корпусных
конструкций: полностью демонтировалось и заменялось
на новые конструкции ограждение выдвижных устройств
и шахт, легкий корпус в районе 4-го отсека,
значительный фрагмент легкого корпуса в районах 3-го
и 5-го отсеков. Это привело к некоторому заметному
изменению внешнего вида корабля, прежде всего
ограждения шахт и боевой рубки.
Общий запас торпед по сравнению с
проектом 629 оставался прежним, но после установки
системы воздушной стрельбы ГС-100 глубина стрельбы
возросла до 100 м.
Дизельная установка и
электроэнергетическая система корабля оставалась
неизменной от подводной лодки проекта
629, кроме
аккумуляторной батареи: заменялась АБ типа 46СУ на
более энергоемкую 48СМ с системой механического
перемешивания электролита и водяного охлаждения с
установкой новых газоанализаторов ТП116М.
Запас топлива размещался в 14
цистернах. Нормальный запас – 353,2 тонн, усиленный
– 543,7 тонн. Запас продовольствия составлял 21,5
тонны из расчёта 2,56 кг/сут на человека. ВВД
размещался в 70 баллонах по 410 литров.
Первыми кораблями, вставшими на
переоборудование, были
К-129 из состава ТОФ и
К-88
из состава СФ. С 1964 года по 1972 год 14 кораблей
были модернизированы по проекту 629а, из них 8
единиц на СРЗ № 893 в гор. Северодвинске в
кооперации с Северным машиностроительным
предприятием и 6 единиц на судостроительном заводе
№
202 «Дальзавод» в гор. Владивостоке в кооперации с
судостроительным заводом № 199 им. Ленинского
Комсомола.
Несмотря на то, что СРЗ № 893 в гор.
Северодвинске приступил к переоборудованию по
проекту 629а вторым и сдача переоборудованной им
подводной лодки задержалась из-за проблем с
кооперацией, в которой поставщиком новых деталей
прочного корпуса, стаканов шахт и т.п. был назначен
завод № 199 в гор. Комсомольске-на-Амуре, его лодка
была принята в состав ВМФ первой, в то время как
головной лодкой проекта 629а определялась
К-129.
В ходе модернизации по проекту 629а
устанавливались ВБАУ «Зубатка» (только на К-96) над
5 отсеком, или ВБАУ К-657 «Параван» (К-72, К-36,
К-93, К-139, К-75, К-163) над 7 отсеком,
предназначенные для приема сигналов боевого
управления при нахождении подводной лодки на
безопасной глубине. Подводные лодки К-110 из состава СФ и
К-136 из состава ТОФ, не проходившие
модернизацию по проекту 629а, в 1973 году были
назначены к переоборудованию для целей разведки, но
впоследствии планы были отменены и лодки были
списаны.
Модернизация всех 14 кораблей проекта
629 была осуществлена за 8 лет 3 месяца и 17 дней.
Вид на винто-рулевую группу. (Б-575 проекта 629а,
03.1989 г., фото: В. Горин)
Спасательные устройства на носовой надстройке
корпуса Б-93 проекта 629а: открытая выгородка
ЭПРОН, аварийно-спасательный люк с комингс-площадкой,
штоковое устройство ШУ-200 и АСБ. (05.1991 г., фото:
В. Данилец)
К-96 проекта 629а на параде кораблей в Кольском
заливе. (23.02.1974 г., предоставил: И. Поздняков)
Б-183 проекта 629а форсирует противолодочный рубеж
в Балтийской проливной зоне. (10.06.1978 г., источник:
www.forums.airbase.ru)
Ракетное вооружение
В отличие от ракет Р-13, ракеты Р-21
подавались на корабль в ампулизированном виде, т.е.
полностью снаряженными и заправленными компонентами
топлива. Это позволило исключить на подводной лодке
потенциально пожароопасную систему заправки горючим.
Пусковая установка СМ-87-1 обеспечивала хранение
Р-21 в шахте с параметрами, сохраняющими
работоспособность ракеты после пребывания подводной
лодки в штормовых условиях и воздействия взрывов на
безопасном радиусе, а также старт из затопленной
шахты. Коррозионная стойкость элементов пусковой
установки позволяла проводить шестикратную
предстартовую подготовку ракет с заполнением шахт
забортной водой. Установка СМ-87-1 состояла из
пускового стола с амортизацией, направляющих,
механизмов заштыривания стола перед стартом и
расстыковки и удержания электро- и пневморазъемов
ракеты при ее движении в шахте. Были
усовершенствованы системы орошения, вентиляции,
сброса избыточного давления, сигнализации, контроля
наличия паров компонентов топлива.
Головная часть – моноблочная ядерная
мощностью 1 или 0,85 Мт., масса забрасываемой
полезной нагрузки – 1200 кг., максимальная дальность
– 1400 км., система управления – инерциальная, КВО –
2,8 км. Стартовый вес ракеты составлял 16,6 тонн,
максимальный диаметр – 2,9 м., а длина корпуса
ракеты – 12,9 м.
Стрельба выполнялась с глубины 50 м.,
на скорости до 4 узлов, при волнении до 5 баллов.
Время предстартовой подготовки от получения сигнала
до выхода первой ракеты – от 39 до 45 мин в
зависимости от варианта стрельбы. В случае стрельбы
трехракетным залпом, время между выходом второй
ракеты и третьей составляло 39 минут.
В ходе государственных испытаний
головного заказа в декабре 1966 года, с борта
подводной лодки К-88 из акватории Белого моря была
выполнена зачетная ракетная стрельба двумя ракетами
из средней и кормовой шахты. Общее время
предстартовой подготовки и старта двух ракет
составило 1 час 15 мин. Пролетев более 1000 км.,
ракеты отклонились от расчетных точек падения менее
одного километра по направлению и, соответственно,
4,07 км. и 4,14 км. по дальности.
В период эксплуатации ракет Р-21 по
результатам контроля состояния ракет, находящихся в
эксплуатации, срок хранения заправленных ракет был
увеличен с 6 месяцев до 2 лет.
Всего за время применения ракетного
комплекса Д-4 на проектах 629а и 658м было выполнено
228 пусков ракет Р-21, из которых 193 были признаны
успешными.
Вид на открытые ракетные шахты. В шахте № 3
загружена учебно-действующая ракета. (Б-106
проекта 629а, 1975 г., предоставил: Н. Лебедев)
Погрузка торпедного боезапаса в носовые торпедные
аппараты. (Б-575 проекта 629а, 02.1987 г., фото:
В. Горин)
Б-99, Б-126 проекта 629а и БС-83 проекта 629р
у пирса в б. Конюшкова зал. Стрелок. (03.1981 г.,
фото: В. Анькова)
Корпуса Б-106 проекта 629а (справа) и БС-183
проекта 629р (слева) на корабельном кладбище в б.
Труда о. Русский. (приблизительно 1993 г., источник:
www.forums.airbase.ru)
Корпус Б-575 проекта 629а на корабельном кладбище
в б. Козьмино (приблизительно 1996 г., источник:
www.forums.airbase.ru)
|