историческая
справка
1954 год 21 июля
зачислена в списки кораблей ВМФ.
1956 год 13 августа
заложена на стапеле цеха № 42 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске
как головная серийная атомная крейсерская подводная лодка пр. 627а.
1958 год 1 сентября
выведена со стапеля цеха № 42.
1958 год 3 сентября
спущена на воду боковым методом.
1958 год 10 октября
начата программа швартовных испытаний.
1959 год, март
присвоен тактический номер К-5.
1959 год 12 марта
перечислена в состав 206-й обрпл СФ с прежним местом базирования.
1959 год 22 сентября
торжественно поднят Военно-морской флаг, окончена программа швартовных
испытаний, начата программа ходовых заводских испытаний.
1959 год с 22 сентября по 25 сентября
выполнила первый выход в море.
1959 год с 11 октября по 26 декабря
выполнила программу государственных ходовых испытаний. Во время одного из
выходов в Белом море при переходе в подводном положении с Лопшеньгской мерной
линии в Кандалакшский залив при подвсплытии с глубины 60 м. на 40 м. на 18 узлах
коснулась неизвестной банки, впоследствии названной банкой Первушина – по
фамилии командира БЧ-1, получив незначительные повреждения легкого корпуса.
Банка находится в 20 милях к северо-западу от знака Лопшеньгский с наименьшей
глубиной моря над ней 31 метр.
1959 год 26 декабря
в связи с тяжелыми ледовыми условиями в Белом море, не выполнив ревизии
механизмов и отделочные работы, в составе группы совместно с
К-8 и
К-14 пр. 627а, выполнила переход к постоянному месту базирования
в гб. Малая Лопатка.
1959 год 27 декабря
подписан приемный акт, вступила в строй (командир – кап. 2 ранга Салов В.С.,
председатель государственной комиссии – кап. 1 ранга Зиновьев Н.Т., ведущий
военпред – кап. 3 ранга Мандровский В.П., ответственный сдатчик – Зятковский
Г.А., сдаточный механик – Тюкин В.П.).
1960 год
в течении года совершила 10 выходов в море, прошла в надводном положении 1088
миль, в подводном – 7107 миль. В связи с частыми неисправностями ГЭУ принято
решение о проведении внепланового ремонта.
1960 год с ноября по декабрь 1962 года
на CCЗ «Севмашпредприятие» в гор. Северодвинске прошла гарантийный ремонт с
модернизацией и перегрузкой активных зон реакторов.
1961 год август
перечислена во вновь сформированную 3-ю дпл 1-й Флпл СФ с местом базирования в
гб. Малая Лопатка.
1962 год, октябрь
во время прохождения послеремонтных испытаний, лодка находилась в надводном
положении на ходу под турбинами с не полностью продутыми ЦГБ кормой группы и
небольшим дифферентом на корму. Неожиданно для находившихся на мостике командира
и рулевого сигнальщика, мостик накрыла большая попутная волна. Через верхний
рубочный люк в центральный пост начала поступать вода и нарастать дифферент на
корму, поток воды затянул командира и сигнальщика в шахту люка, при этом поток
прикрыл рубочный люк. Находившиеся в ЦП заместитель командира 3-й дпл кап. 1
ранга Рыков В.П., КБЧ-1 и КБЧ-4 задраили нижний рубочный люк, при этом кап. 1
ранга Рыков В.П. получил травму головы и сломал запястье руки. В трюме 3-го
отсека произошло короткое замыкание электрооборудования. Старший помощник кап. 3
ранга Степанов Ю.Ф. отдал команду «стоп турбины», после чего волна обогнала
лодку, а командир БЧ-5 кап. 2 ранга Фёдоров Н.Н. воздухом дистанционно закрыл
верхний люк, продуты ЦГБ средней группы и даны пузыри в концевые ЦГБ. Катастрофы
удалось избежать, но трюм центрального поста был заполнен водой, и в момент
падения в люк командир кап. 2 ранга Зерцалов В.Д. сломал ногу.
1963 год, январь
прибыла к постоянному месту базирования, где продолжила совершенствование
навыков экипажей, обеспечению испытаний новой техники и боевой подготовки
надводных кораблей.
1963 год, сентябрь
приняла участие в обеспечении возвращения аварийной
К-133 пр.
627а из экваториального похода.
1964 год
в течении года выполняла кратковременные выходы в море для обеспечения
испытаний новой техники, обеспечения боевой подготовки надводных кораблей. Из-за
разгерметизации ТВЭЛов прекращена эксплуатация.
1964 год с декабря по сентябрь 1967 года
на CCЗ «Севмашпредприятие» в гор. Северодвинске прошла аварийный ремонт с
заменой реакторного отсека. Вырезанный отсек после заполнения специальной
твердеющей смесью в 1966 году затоплен в зал. Абросимова в Карском море на
глубине 20 м.
1967 год, октябрь
прибыла к постоянному месту базирования в б. Большая Лопаткина, начала
подготовку к боевой службе.
1968 год с 20 августа по октябрь
выполнила задачи боевой службы с 121-м экипажем (командир – кап. 2 ранга
Мелихов Г.С.) в Атлантическом океане и Средиземном море.
1968 год с октября по декабрь
прошла докование.
1969 год с января по апрель
выполнила задачи боевой службы (командир – кап. 1 ранга Ананиашвили Б.А.) в
течении 70-ти суток в Атлантическом океане и Средиземном море с пополнением
запасов от пбпл 5-й ОпЭск ВМФ.
1970 год
выполнила задачи боевой службы (командир – кап. 2 ранга Морозов В.Г.).
1971 год
в период с 1968 года выполнила 5 боевых служб общей продолжительностью ок. 300
суток.
1971 год с июля по август 1973 года
на CCЗ «Севмашпредприятие» в гор. Северодвинске прошла средний ремонт с
перегрузкой активных зон.
1973 год
перечислена в состав 17-й дпл Йоканьгской ВМБ с базированием в гб. Гремиха.
1974 год
выполнила задачи боевой службы в Атлантическом океане. Планировался заход на
Кубу с официальным визитом в составе отряда боевых кораблей СФ, БФ и ЧФ, но за 6
часов до подхода отряда к порту Гавана (Куба), подводная лодка была направлена
на перехват АУГ CV-66 «America» на максимальной подводной скорости.
1974 год, лето
прошла межпоходовый ремонт с докованием на СРЗ-10 в гб. Пала.
1975 год с марта по май
выполнила задачи боевой службы (командир – кап. 2 ранга Гриценко А.И.) в
Атлантическом океане. 12.04.1975 в точке гибели
К-8 пр. 627а отдали
воинские почести с возложением на воду траурных венков. В дальнейшем действовала
по плану учений «Океан-75» в районе Азорских островов.
1976 год
при нахождении в полигонах боевой подготовки произошел зацеп носовыми
горизонтальными рулями сети норвежского рыболовецкого траулера, стоящего без
хода. После всплытия в надводное положение трос трала был разрублен, сеть
сброшена в воду.
1977 год 25 июля
переклассифицирована в атомную большую подводную лодку.
1979 год по август 1978 года
на СРЗ-10 в гор. Полярном прошла средний ремонт.
1981 год с 11 декабря по 17 августа 1982 года
на СРЗ-10 в гор. Полярном прошла средний ремонт.
1982 год по 1986 года
выполнила задачи 2 боевых служб общей продолжительностью 49 суток.
1985 год
при выполнении задач боевой подготовки при всплытии погнула подъемно-мачтовое
устройство РЛК-101 «Альбатрос».
1989 год 14 марта
присвоен новый номер Б-5.
1990 год 1 июля
исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и утилизации и в
гб. Гремиха поставлена на прикол.
1992 год, декабрь
перечислена в состав 285-го однпл Йоканьгской района базирования СФ с прежним
местом базирования.
1995 год (примерно)
отбуксирована на СРЗ-10 в гб. Пала в гор. Полярный для последующей утилизации.
1996 год, ноябрь
выполнена операция по выгрузке отработанного ядерного топлива.
1997 год (примерно)
после разделки корпуса на металл, сформированный реакторный блок передан в пункт
временного хранения в гб. Сайда.
Всего с момента постройки
подводная лодка прошла 198975 мили за 33407 ходовых часа.
Бортовые номера: 252
(..1960..).
|