К-5, Б-5
проект 627а «Кит», заводской номер 260


К-5 проекта 627а

фото: К-5 на государственных ходовых испытаниях в Белом море, фотография для приемного акта
дата: 1959 год
источник: АО «ПО «Севмаш»


К-5 проекта 627а

фото: К-5 на послеремонтных ходовых испытаниях в Белом море

дата: 1962 год

источник: АО «ПО «Севмаш»



историческая справка


1954 год 21 июля
зачислена в списки кораблей ВМФ.

1956 год 13 августа
заложена на стапеле цеха № 42 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске как головная серийная атомная крейсерская подводная лодка проекта 627а.

1958 год 1 сентября
выведена со стапеля цеха № 42.

1958 год 3 сентября
спущена на воду боковым методом.

1958 год 10 октября
начата программа швартовных испытаний.

1959 год, март
присвоен тактический номер К-5.

1959 год 12 марта
перечислена в состав 206-й обрпл СФ с прежним местом базирования.

1959 год 22 сентября
торжественно поднят Военно-морской флаг, окончена программа швартовных испытаний, начата программа ходовых заводских испытаний.

1959 год с 22 сентября по 25 сентября
выполнила первый выход в море.

1959 год с 11 октября по 26 декабря
выполнила программу государственных ходовых испытаний. Во время одного из выходов в Белом море при переходе в подводном положении с Лопшеньгской мерной линии в Кандалакшский залив при подвсплытии с глубины 60 м. на 40 м. на 18 узлах коснулась неизвестной банки, впоследствии названной банкой Первушина – по фамилии командира БЧ-1, получив незначительные повреждения легкого корпуса. Банка находится в 20 милях к северо-западу от знака Лопшеньгский с наименьшей глубиной моря над ней 31 метр.

1959 год 26 декабря
в связи с тяжелыми ледовыми условиями в Белом море, не выполнив ревизии механизмов и отделочные работы, в составе группы совместно с К-8 и К-14 проекта 627а, выполнила переход к постоянному месту базирования в гб. Малая Лопатка.

1959 год 27 декабря
подписан приемный акт, вступила в строй (командир – кап. 2 ранга Салов В.С., председатель государственной комиссии – кап. 1 ранга Зиновьев Н.Т., ведущий военпред – кап. 3 ранга Мандровский В.П., ответственный сдатчик – Зятковский Г.А., сдаточный механик – Тюкин В.П.).

1960 год
в течении года совершила 10 выходов в море, прошла в надводном положении 1088 миль, в подводном – 7107 миль. В связи с частыми неисправностями ГЭУ принято решение о проведении внепланового ремонта.

1960 год с ноября по декабрь 1962 года
на CCЗ «Севмашпредприятие» в гор. Северодвинске прошла гарантийный ремонт с модернизацией и перегрузкой активных зон реакторов.

1961 год август
перечислена во вновь сформированную 3-ю дпл 1-й Флпл СФ с местом базирования в гб. Малая Лопатка.

1962 год, октябрь
во время прохождения послеремонтных испытаний, лодка находилась в надводном положении на ходу под турбинами с не полностью продутыми ЦГБ кормой группы и небольшим дифферентом на корму. Неожиданно для находившихся на мостике командира и рулевого сигнальщика, мостик накрыла большая попутная волна. Через верхний рубочный люк в центральный пост начала поступать вода и нарастать дифферент на корму, поток воды затянул командира и сигнальщика в шахту люка, при этом поток прикрыл рубочный люк. Находившиеся в ЦП заместитель командира 3-й дпл кап. 1 ранга Рыков В.П., КБЧ-1 и КБЧ-4 задраили нижний рубочный люк, при этом кап. 1 ранга Рыков В.П. получил травму головы и сломал запястье руки. В трюме 3-го отсека произошло короткое замыкание электрооборудования. Старший помощник кап. 3 ранга Степанов Ю.Ф. отдал команду «стоп турбины», после чего волна обогнала лодку, а командир БЧ-5 кап. 2 ранга Фёдоров Н.Н. воздухом дистанционно закрыл верхний люк, продуты ЦГБ средней группы и даны пузыри в концевые ЦГБ. Катастрофы удалось избежать, но трюм центрального поста был заполнен водой, и в момент падения в люк командир кап. 2 ранга Зерцалов В.Д. сломал ногу.

1963 год, январь
прибыла к постоянному месту базирования, где продолжила совершенствование навыков экипажей, обеспечению испытаний новой техники и боевой подготовки надводных кораблей.

1963 год, сентябрь
приняла участие в обеспечении возвращения аварийной К-133 проекта 627а из экваториального похода.

1964 год
в течении года выполняла кратковременные выходы в море для обеспечения испытаний новой техники, обеспечения боевой подготовки надводных кораблей. Из-за разгерметизации ТВЭЛов прекращена эксплуатация.

1964 год с декабря по сентябрь 1967 года
на CCЗ «Севмашпредприятие» в гор. Северодвинске прошла аварийный ремонт с заменой реакторного отсека. Вырезанный отсек после заполнения специальной твердеющей смесью в 1966 году затоплен в зал. Абросимова в Карском море на глубине 20 м.

1967 год, октябрь
прибыла к постоянному месту базирования в б. Большая Лопаткина, начала подготовку к боевой службе.

1968 год с 20 августа по октябрь
выполнила задачи боевой службы с 121-м экипажем (командир – кап. 2 ранга Мелихов Г.С.) в Атлантическом океане и Средиземном море.

1968 год с октября по декабрь
прошла докование.

1969 год с января по апрель
выполнила задачи боевой службы (командир – кап. 1 ранга Ананиашвили Б.А.) в течении 70-ти суток в Атлантическом океане и Средиземном море с пополнением запасов от пбпл 5-й ОпЭск ВМФ.

1970 год
выполнила задачи боевой службы (командир – кап. 2 ранга Морозов В.Г.).

1971 год
в период с 1968 года выполнила 5 боевых служб общей продолжительностью ок. 300 суток.

1971 год с июля по август 1973 года
на CCЗ «Севмашпредприятие» в гор. Северодвинске прошла средний ремонт с перегрузкой активных зон.

1973 год
перечислена в состав 17-й дпл Йоканьгской ВМБ с базированием в гб. Гремиха.

1974 год
выполнила задачи боевой службы в Атлантическом океане. Планировался заход на Кубу с официальным визитом в составе отряда боевых кораблей СФ, БФ и ЧФ, но за 6 часов до подхода отряда к порту Гавана (Куба), подводная лодка была направлена на перехват АУГ CV-66 «America» на максимальной подводной скорости.

1974 год, лето
прошла межпоходовый ремонт с докованием на СРЗ-10 в гб. Пала.

1975 год с марта по май
выполнила задачи боевой службы (командир – кап. 2 ранга Гриценко А.И.) в Атлантическом океане. 12.04.1975 в точке гибели К-8 пр. 627а отдали воинские почести с возложением на воду траурных венков. В дальнейшем действовала по плану учений «Океан-75» в районе Азорских островов.

1976 год
при нахождении в полигонах боевой подготовки произошел зацеп носовыми горизонтальными рулями сети норвежского рыболовецкого траулера, стоящего без хода. После всплытия в надводное положение трос трала был разрублен, сеть сброшена в воду.

1977 год 25 июля
переклассифицирована в атомную большую подводную лодку.

1979 год по август 1978 года
на СРЗ-10 в гор. Полярном прошла средний ремонт.

1981 год с 11 декабря по 17 августа 1982 года
на СРЗ-10 в гор. Полярном прошла средний ремонт.

1982 год по 1986 года
выполнила задачи 2 боевых служб общей продолжительностью 49 суток.

1985 год
при выполнении задач боевой подготовки при всплытии погнула подъемно-мачтовое устройство РЛК-101 «Альбатрос».

1989 год 14 марта
присвоен новый номер Б-5.

1990 год 1 июля
исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и утилизации и в гб. Гремиха поставлена на прикол.

1992 год, декабрь
перечислена в состав 285-го однпл Йоканьгской района базирования СФ с прежним местом базирования.

1995 год (примерно)
отбуксирована на СРЗ-10 в гб. Пала в гор. Полярный для последующей утилизации.

1996 год, ноябрь
выполнена операция по выгрузке отработанного ядерного топлива.

1997 год (примерно)
после разделки корпуса на металл, сформированный реакторный блок передан в пункт временного хранения в гб. Сайда.


Всего с момента постройки подводная лодка прошла 198975 мили за 33407 ходовых часа.


Бортовые номера: 252 (..1960..).


экипаж подводной лодки


историческая справка экипажа


1954 год, апрель
сформирован экипаж как второй экипаж К-3 пр. 627.

1955 год, август
экипаж переформирован в экипаж К-5 пр. 627а.

1955 год, сентябрь
экипаж включен в состав 150-го однопл с местом дислокации в гор. Ленинграде.

1956 год, август
в составе 150-го однопл перебазирован в гор. Молотовск.

1957 год, январь
в составе 150-го однопл включен в состав 339-й брстрпл Беломорской флотилии с прежним местом дислокации.

1975 год с 9 декабря по 28 января 1976 года
экипаж выполнил задачи боевой службы (командир – кап. 2 ранга Гриценко А.И.) на К-11 пр. 627а в Баренцевом и Гренландском море, из них 17 суток – под паковым льдом. В период боевой службы начальник медицинской службы провел 3 полостных хирургических операции.

1976 год
экипаж выполнил задачи боевой службы (командир – кап. 2 ранга Гриценко А.И.) на К-11 пр. 627а продолжительностью 28 суток в Северном море.

1990 год
расформирован экипаж.


командиры:

войсковая часть 70094

•   Салов Владимир Семёнович (03.1956–1962);
•   Зерцалов В.Д. (1962–1963);
•   Столяров Лев Николаевич (01.1964–09.1965);
•   Ананиашвили Борис Анатольевич (08.09.1965–20.01.1969);
•   Морозов В.Г. (01.1969–1973);
•   Гриценко Анатолий Иванович (1973–10.1982);
•   Козинцев Станислав Николаевич (10.1982–09.1984);
•   Мешков Олег Константинович (09.1984–09.1987);
•   Полянский Александр Васильевич (1987–1990).


дополнительно


корпус Б-5 проекта 627а

фото: Б-5 в акватории СРЗ-10 в б. Пала перед утилизацией

дата: 1995 год

фото предоставил: В. Овчинников 


•   Описание проекта 627 и 627а

•   Фотоальбом проекта 627 и 627а

•   Список принятых сокращений


источники:

 

•   Бережной С.С. «Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России», морской исторический аль-манах «Наваль коллекция» вып. №7, Москва, 2001 г.;
•   Костев Г.Г. «Военно-морской флот страны. 1945-1995. Взлеты и падения», 2-е издание, изд. «Глобус». Москва, 2000 г.;
•   Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991», изд. ИМО, СПб, 1996 г.;
•   Демьяновский В.А., Котолобовский А.В. «Подводный щит СССР» часть 1, изд. «Майор», Москва, 2003 г.;
•   Ильин В.Е., Колесников А.И. «Подводные лодки России», иллюстрированный справочник, изд. АСТ, Москва, 2001 г.;
•   Справочник «Подводные лодки России», т. 4, ч. 1, изд. ЦКБ МТ «Рубин», СПб, 1996 г.;
•   Костев Г.Г., Костев И.Г. «Неизвестный флот. Люди, факты, проблемы», Москва, 2004 г.;
•   Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991 гг.», Историческое морское общество, Санкт-Петербург, 1996 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий;
•   Справочник «Подводные лодки России», т. 4, ч. 1, изд. ЦКБ МТ «Рубин», СПб, 1996 г.;


Благодарим В. Овчинникова, В Осипова и С. Шлимонова, предоставивших фотографии и дополнения.
Если Вы можете что-либо добавить к приведенным данным, внести уточнения или предоставить фотографии, свяжитесь с автором по e-mail: admin@ruspodplav.ru


Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


 

 

 


© 2009 - 2021 Составитель Илья Курганов. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
 © 2009 - 2021 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru

Рейтинг@Mail.ru