К-8
проект 627а «Кит», заводской номер 261


К-8 проекта 627а

фото: К-8 терпящая бедствие в Бискайском заливе
дата: 1970 год, 11 апреля
предоставил: Hans-Joachim Hiller (Германия)



историческая справка


1957 год, 9 сентября
заложена на стапеле цеха № 42 ССЗ № 402 в гор. Молотовске как атомная крейсерская подводная лодка пр. 627а.

1958 год, 2 марта
зачислена в списки кораблей ВМФ.

1959 год, 31 мая
спущена на воду.

1959 год, с 26 июня по 16 ноября
выполнила программу швартовых испытаний.

1959 год, с 16 ноября по 3 декабря
выполнила программу ходовых заводских испытаний.

1959 год, 4 декабря
торжественно поднят Военно-морской флаг.

1959 год, с 4 декабря по 31 декабря
выполнила программу государственных ходовых испытаний. Во время ходовых испытаний на лодке дважды самопроизвольно отдавался кормовой аварийный буй, а буйреп наматывался на винт.

1959 год, 31 декабря
после межбазового перехода совместно с К-14 пр. 627а, прибыла к постоянному месту базирования в гб. Малая Лопатка.

1959 год, 31 декабря
подписан приемный акт, пл вступила в строй. Председатель Государственной комиссии кап. 1 ранга Краснов Е.А., ответственный сдатчик Нетук С.П., командир кап. 2 ранга Шумаков В.П.

1960 год, 31 августа
включена в состав 206-й обрпл СФ с базированием в гб. Малая Лопатка.

1960 год, 13 октября
вышла в море для похода к Северному Полюсу. На подводной лодке было укреплено ограждение рубки, установлены вторые комплекты эхолота и эхоледомера, пульт штурмана, два дополнительных гироазимута, самописец для обсерваций по подводным взрывам. В Баренцевом море в 19.03 произошел разрыв парогенератора, при ликвидации аварии 13 человек переоблучились, пл вернулась в пункт базирования в дизель-генераторном режиме.
подробнее >> Всего в течение года лодка совершила 6 выходов в море, прошла в надводном положении 1357 миль, в подводном – 3168 миль.

1961 год, 1 июня
при отработке задач боевой подготовки в море образовалась течь первого контура из парогенератора. Часть личного состава получила облучения. Впоследствии один член экипажа был списан на берег.

1961 год, июль
перечислена в состав 3-й дпл 1-й Флпл СФ с прежним местом базирования.

1961 год, 8 октября
во время выполнения учебной атаки ОБК на первенство ВМФ вновь открылась течь первого контура из парогенератора.

1961 год
в течение года совершила 5 выходов в море, прошла в надводном положении 1512 миль, в подводном – 3171 милю.

1961 год, с 11 ноября по 31 декабря 1963 года
на СРЗ «Звёздочка» в гор. Северодвинске прошла средний ремонт, экипаж временно подчинен 339-й обрстремпл БелВМБ.

1964 год, апрель
при выходе в море на отработку задач боевой подготовки от командира БЧ-5 поступил доклад, что испарительная установка не рассаливается. За несколько часов ремонтных работ наладить работу установки не удалось, и лодка была вынуждена прервать выход и зайти в гб. Гремиха для пополнения запасов воды.

1964 год, май
при переходе в доковый ремонт на СРЗ-10 в гб. Пала, после прохождения Топливного причала, лодка попала в снежный заряд. В данной обстановке ни реверс, ни повороты помочь не могли, так как любой манёвр вёл на опасные глубины. Разрешающая способность РЛС не позволяла брать ориентиры при прохождении узкости. По рекомендации КБЧ-1 было принято решение обеспечить вход по данным ГАС, работающей в активном режиме, что и было успешно выполнено.

1964 год, лето
впервые заступила в боевое дежурство в пункте базирования.

1965 год
при выполнении торпедной стрельбы боевой торпедой по мысу Пикшуев в Мотовском заливе, торпеда, пройдя некоторое расстояние, внезапно развернулась и пошла на сближение с подводной лодкой. Срочным погружением и маневром по курсу, скорости и глубине лодка уклонилась от торпеды.

1966 год, с августа по июль 1968 года
на СРЗ «Звёздочка» в гор. Северодвинске прошла средний ремонт с заменой парогенераторов. Ответственный сдатчик – Куликов А.В. Тогда же на подводной лодке демонтировали противогидролокационное покрытие в связи с его неудовлетворительным покрытием и прекращением его производства.

1967 год, (приблизительно)
перечислена в состав 17-й дпл СФ с базированием в гб. Гремиха.

1969 год
выполнила задачи первой боевой службы продолжительностью 21 сутки.

1969 год, сентябрь
приняла участие в учение «Панель» в районе о-а Медвежий в группе с двумя лодками из состава 17-й дпл СФ, в ходе которого исследовались возможности вариантов покрытия корпусов подводных лодок.

1970 год, 17 февраля
вышла в море для выполнения задач второй боевой службы под командованием кап. 2 ранга Бессонова В.Б. В течении похода пл, обогнув Скандинавский полуостров и миновав Фареро-Исландский противолодочный рубеж, форсировала пролив Гибралтар в Средиземном море вела слежение за американскими авианосцами  CVB 41 «Midway» и CVA 60 «Saratoga». На подходе к Гибралтару при погружении на 140 метров во втором отсеке обнаружилась течь по периметру съёмного листа. Лодка всплыла в надводное положение, был поджат лист, но течь не прекратилась. Командир принял решение устранять течь после форсирования Гибралтара. Пролив лодка прошла под днищем брк «Неуловимый». Через 8 часов пл всплыла в надводное положение у о-ва Албаран для замены всей резиновой прокладки съемного листа. В Средиземном море лодка была обнаружена тремя эсминцами ВМС НАТО. Через несколько часов преследования пл резко ушла на глубину 140 метров, изменила курс и на полном ходу оторвалась от преследования.

1970 год, 15 марта
в районе о-ва Капри лодка всплыла для встречи с брк «Бойкий». С борта надводного корабля были перегружены запасы регенерации и продуктов для обратного перехода.

1970 год, 1 апреля
получено приказание на возвращение. Пролив Гибралтар форсирован в течение 6 часов под днищем брк «Бойкий».

1970 год, 6 апреля
подлодка переразвернута в северо-восточную часть Атлантического океана для участия в маневрах «Океан-70».

1970 год, 8 апреля
в 22.30 на глубине 120 метров почти одновременно в рубке гидроакустиков в 3-м отсеке и в труднодоступном месте 7-го отсека из-за короткого замыкания силовой сети произошел пожар. Увеличив ход с 10 до 16 узлов в 22.36 лодка всплыла. Очаг возгорания в 3-м отсеке был ликвидирован системой ВПЛ, но из-за сильного задымления и высокой концентрации угарного газа личный состав 3-го отсека был выведен 4-й отсек. Очаг пожара в 7-м отсеке был большой интенсивности из-за поступления масла системы смазки АТГ и раскрытия регенеративных патронов В-64. Пожар тушился системой ВПЛ. Уже через 2 минуты после начала пожара личный состав 7-го отсека был выведен в 8-й отсек. Сработала аварийная защита ядерного реактора левого борта, затем была сброшена аварийная защита ядерного реактора правого борта. Вышла из строя вся электроэнергетическая система, подводная лодка лишилась хода, электроэнергии и связи. Командир дал приказание на пуск двух дизель-генераторов. Оба дизель-генератора были пущены, но принять нагрузку на них не смогли из-за необесточивания щита гребного электродвигателя в 7-м отсеке. Через 40 минут работы начался перегрев, и дизель-генераторы пришлось остановить. Средства пожаротушения применялись не эффективно. Пожар тушили методом герметизации отсеков. Через 4 мин. после всплытия личный состав пульта ГЭУ, не занятый в управлении, был переведен в 6-й отсек, а через 30 мин из-за высокой температуры и загазованности все находившиеся в 6-м отсеке, включившись в ИДА-59, перешли в 4-й отсек. Тем временем, на пульте ГЭУ остался отрезанным и погиб весь состав первой смены: инж.-кап. 3-го ранга Хаславский В.Г., инж.-кап. л-т Чудинов А.С., ст. инж. л-ты Шостаковский Г.В. и Чугунов Г.Н. Аварийно-спасательный люк 8-го отсека первоначально отдраить не удалось из-за поступления воздуха в 8-й отсек. Сравнять давление воздуха в 8-м отсеке через клапан отсоса воздуха водолазом также не удалось. Аварийные партии дважды осматривали 3-й и 4-й отсеки, при этом потушили вновь возникшее возгорание в 3-м отсеке в рубке гидроакустиков. В момент объявления тревоги в лазарете после операции аппендицита находился ст. 1 статьи срочной службы Ильченко Ю. Его ИДА находился в другом отсеке, и, спасая своего подопечного, начальник медицинской службы капитан м\с Соловей А.М. отдал ему свой дыхательный аппарат. подробнее >>

1970 год, 9 апреля
весь личный состав 4-го отсека выведен на мостик через 3-й отсек. Израсходовав запас воздуха в ИДА, в кормовых отсеках погибли 15 человек. В живых чудом остались четверо, в том числе ст. 1 статьи Ильченко Ю., который и рассказал о подвиге корабельного врача. В 2 часа ночи был отдраен люк 8-го отсека и выведено 4 человека, вынесено 13 погибших. К 4 часам утра выведен весь личный состав кормовых отсеков, в дальнейшем эти отсеки не осматривались, их состояние оставалось неизвестным. Лодка лежала в дрейфе без связи, были загазованы отсеки с 3-го по 9-й. На перекличке выяснилось, что в результате пожара погибло 30 человек. Личный состав расположился в 1-м и 2-м отсеках, часть – на верхней палубе. Неизвестна была судьба мичмана Посохина С. Кто-то вспомнил, что перед эвакуацией видел его в отсеке. Тотчас отдраили верхний люк, а через несколько минут мичман самостоятельно вышел на верх. Он один несколько часов боролся с пожаром в горящем отсеке. В 14.15 на горизонте появилось судно. Был подан сигнал пятью красными ракетами. Подошедший сухогруз оказался канадским «Clyvde Ore». Приблизившись на 15 кбт, канадское судно обошло лодку по дуге и, развернувшись на прежний курс, не оказав помощи терпящей бедствие подводной лодке, полным ходом удалилось. Для поддержания дифферента была в первый раз продута кормовая группа ЦГБ.

1970 год, 10 апреля
через 30 часов после начала аварии лодку случайно обнаружило болгарское судно «Авиор» с советским капитаном наставником на борту. Через его радиостанцию в Варну было передано сообщение об аварии. Из Варны сигнал об аварии был передан в Москву, таким образом, в ГШ ВМФ стало известно об аварии. На помощь лодке были посланы: К-83 пр. 629, Б-109, Б-413 пр. 641, рзк «Харитон Лаптев», гидрографические суда «Лотлинь» и «Гирорулевой», брк «Бойкий», буксир СБ-38 и киллектор КИЛ-22. К 17.00 на «Авиор» была переправлена группа экипажа из 43 человек, не занятых борьбой за живучесть. В 18.30 были ещё раз продуты кормовые балластные цистерны. Положение лодки было тяжёлым: запас ВВД был на исходе, пополнение его не было возможности, поскольку лодка была обесточена, дифферент на корму постоянно нарастал; погода ухудшалась, запас баллонов с кислородом для ИДА также был израсходован.

1970 год, 11 апреля
в 3 часа утра к пл подошёл теплоход «Саша Ковалёв», в 04.20 – теплоход «Комсомолец Литвы», а чуть позже – теплоход «Касимов». К середине дня подводники с «Авиора» перешли на «Касимов». «Комсомолец Литвы» в это время безуспешно пытался завести буксирный конец на лодку. Мешала волна 5-6 баллов. В 19.00 это удалось, но трос при первой попытке буксировке лопнул. К этому времени вся кормовая надстройка лодки от 8 отсека была постоянно в воде. В 19.00 из Североморска вышли плавбаза «Волга» с экипажем К-5 пр. 627а и руководителем операции по спасению – начальником штаба 1-й флотилии контр-адм. Михайловским А.П., и крейсер «Мурманск» с командующим флотом на борту. В 22.10 в носовых отсеках стало невозможно находиться – угарный газ поступал через неплотности переборок. Еще 30 моряков были эвакуированы на «Касимов». На лодке остались 22 человека, которые разместились в ограждении рубки. Волна проходя от кормы в нос, заливала уже всю надстройку вплоть до 1 отсека. Дифферент составлял 3-7 градуса на корму.

1970 год, 12 апреля
В 02.40 к лодке подошел рзк «Харитон Лаптев». В 06.13 второй помощник судна «Касимов» заметил красную ракету с направления, где была лодка, и радиолокационная отметка от К-8 стала быстро исчезать. Через минуту раздались два сильных гидравлических удара, свидетельствующие о гибели лодки. В 06.35 суда подошли в точку гибели, но поднять на борт удалось лишь тело одного погибшего – командира 2-го дивизиона БЧ-5 кап. 3 ранга Рубеко В.П. Было обнаружено и тело командира пл кап. 2 ранга Бессонова В.Б., но поднять его не удалось – тело ушло под корпус «Харитона Лаптева». Подлодка затонула на глубине 4125 метров от потери продольной остойчивости. Причины пожара остались неизвестны. Наиболее вероятная причина начала аварии – короткое замыкание в кабельных трассах из-за их износа. Наиболее вероятная причина затопления отсеков – выгорание кабельных уплотнений и поступление воды через уплотнение дейдвудных сальников. Погибло 52 человека, из которых 30 отравились продуктами горения и 22 – в результате затопления лодки. На борту лодки затонуло 4 торпеды с ядерным боезапасом.

1971 год, 13 февраля
исключена из состава ВМФ.
  


экипаж подводной лодки


экипаж К-8 проекта 627а

фото: оставшийся в живых личный состав экипажа К-8
дата: 1970 год, май
автор фото: неизв.
предоставила: Э. Князева



историческая справка экипажа


1958 год март
сформирован экипаж.

1970 год
Специальной комиссией действия экипажа признаны правильными. Закрытым Указом Президиума Совета министров командиру кап. 2 ранга Бессонову В.Б. было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно, погибшие члены экипажа были награждены орденом Красного знамени, оставшиеся в живых матросы и старшины срочно службы - медалью Ушакова. В поселке Островной, откуда в последний поход ушла К-8, именами командира кап. 2 ранга Бессонова В.Б и начальника медицинской службы кап. м/с Соловья А.М., отдавшего свой дыхательный аппарат прооперированному им пациенту, названы улицы. Там же экипажу погибшей субмарины установлен памятник. Министр обороны Маршал Советского Союза Гречко А.А. встретился и беседовал с членами экипажа К-8, оставшимся живым. Офицеры обратились к Министру с просьбой составить из них основу нового экипажа для строящейся подводной лодки. Но командующий СФ адм. С.М. Лобов доложил, что большинство спасённых по медицинским показаниям не пригодны к службе на подводных лодках.

1971 год 1 апреля
расформирован экипаж.
 


командиры:

войсковая часть 10412

•   Шумаков В.П. (03.1956–1961);
•   Голубев Д.Н. (1961–08.1962);
•   Андросов Александр Петрович (08.1962–1965);
•   Лысов В.В. (1965–1968);
•   Бессонов Всеволод Борисович (1968–04.1970).


дополнительно


К-8 проекта 627а, дополнительная информация

фото: траурная церемония закладки мятника экипажу К-8 в пос. Гремиха
дата: 1970 год, июль
автор фото: неизв.
предоставил: С. Шлимонов


К-8 проекта 627а, дополнительная информация

фото: мятник экипажу К-8 в пос. Гремиха
дата: 2002 год, август
автор фото: С. Шлимонов



•   Обстоятельства аварии 13.10.1960 г.

•   Обстоятельства аварии 08.04.1970 г.

•   Описание проекта 627 и 627а

•   Фотоальбом проекта 627 и 627а

•   Список принятых сокращений


источники:

 

•   Антонов А.М. «Первая атомная», сборник «Гангут» №7, Санкт-Петербург;
•   Бережной С.С., Спирихин С.А. «Надводные корабли и подводные лодки постройки завода № 402 - СМП - в ВМФ СССР. 1944 - 1966 гг.», справочник, изд. СМП, Северодвинск, 2000 г.;
•   Бережной С.С. «Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России», МИА №7, Наваль коллекция, 2001 г.;
•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Каширский В.А «Записки командира атомной подводной лодки», электронная копия издания;
•   Костев Г.Г., Костев И.Г. «Неизвестный флот. Люди, факты, проблемы», Москва, 2004 г.;
•   Костев Г.Г. «Военно-морской флот страны. 1945-1995. Взлеты и падения», 2-е издание, изд. «Глобус». Москва, 2000 г.;
•   Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991 гг.», Историческое морское общество, Санкт-Петербург, 1996 г.;
•   Справочник «Подводные лодки России», т. 4, ч. 1, изд. ЦКБ МТ «Рубин», Санкт-Петербург, 1996 г.;
•   Страницы сайта «Российский Подводный Флот» http://www.submarine.id.ru;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.


Благодарим Hans-Joachim Hiller (Германия) и С. Шлимонова, предоставивших фотографии и дополнения.
Если Вы можете что-либо добавить к приведенным данным, внести уточнения или предоставить фотографии, свяжитесь с автором по e-mail: admin@ruspodplav.ru


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


 

 


© 2009 - 2022 Составитель Илья Курганов. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2009 - 2022 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru

Рейтинг@Mail.ru