обстоятельства аварии
в 22.30 на 52-е
сутки похода подводная лодка всплывала с глубины
140 метров на сеанс связи. Почти одновременно в
рубке гидроакустиков в 3-м отсеке и в
труднодоступном месте 7-го отсека из-за
короткого замыкания в кабельных трассах
произошел пожар. Увеличив ход с 10 до 16 узлов в
22.36 лодка всплыла. Очаг возгорания в 3-м
отсеке был ликвидирован системой ВПЛ, но из-за
сильного задымления и высокой концентрации
угарного газа личный состав 3-го отсека был
выведен 4-й отсек. Очаг пожара в 7-м отсеке был
большой интенсивности из-за поступления масла
системы смазки АТГ и раскрытия регенеративных
патронов В-64. Пожар тушился системой ВПЛ. Уже
через 2 минуты после начала пожара личный состав
7-го отсека был выведен в 8-й отсек. Сработала
аварийная защита ядерного реактора левого борта,
затем была сброшена аварийная защита ядерного
реактора правого борта. Вышла из строя вся
электроэнергетическая система, лодка лишилась
хода, электроэнергии и связи. Командир дал
приказание на пуск двух дизель-генераторов. Оба
дизель-генератора были пущены, но принять
нагрузку на них не смогли из-за необесточивания
щита гребного электродвигателя в 7-м отсеке.
Через 40 минут работы начался перегрев, и
дизель-генераторы пришлось остановить. Средства
пожаротушения применялись не эффективно. Пожар
тушили методом герметизации отсеков. Через 4
мин. после всплытия личный состав пульта ГЭУ, не
занятый в управлении, был переведен в 6-й отсек,
а через 30 мин из-за высокой температуры и
загазованности все находившиеся в 6-м отсеке,
включившись в ИДА-59, перешли в 4-й отсек. Тем
временем, на пульте ГЭУ остался отрезанным и
погиб весь состав первой смены: инж.-кап. 3-го
ранга Хаславский В.Г., инж.-кап. л-т Чудинов
А.С., ст. инж. л-ты Шостаковский Г.В. и Чугунов
Г.Н. Аварийно-спасательный люк 8-го отсека
первоначально отдраить не удалось из-за
поступления воздуха в 8-й отсек. Сравнять
давление воздуха в 8-м отсеке через клапан
отсоса воздуха водолазом также не удалось.
Аварийные партии дважды осматривали 3-й и 4-й
отсеки, при этом потушили вновь возникшее
возгорание в 3-м отсеке в рубке гидроакустиков.
В момент объявления тревоги в лазарете после
операции аппендицита находился ст. 1 статьи
срочной службы Ильченко Ю. Его ИДА находился в
другом отсеке, и, спасая своего подопечного,
начальник медицинской службы капитан м\с Соловей
А.М. отдал ему свой дыхательный аппарат.
09.04.1970 весь личный состав 4-го отсека
выведен на мостик через 3-й отсек. Израсходовав
запас воздуха в ИДА, в кормовых отсеках погибли
15 человек. В живых чудом остались четверо, в
том числе и ст. 1 статьи Ильченко Ю., который и
рассказал о подвиге корабельного врача. В 2 часа
ночи был отдраен люк 8-го отсека и выведено 4
человека, вынесено 13 погибших. К 4 часам утра
выведен весь личный состав кормовых отсеков, в
дальнейшем эти отсеки не осматривались, их
состояние оставалось неизвестным. Лодка лежала в
дрейфе без связи, были загазованы отсеки с 3-го
по 9-й. На перекличке выяснилось, что в
результате пожара погибло 30 человек. Личный
состав расположился в 1-м и 2-м отсеках, часть –
на верхней палубе. Неизвестна была судьба
мичмана Посохина С. Кто-то вспомнил, что перед
эвакуацией видел его в отсеке. Тотчас отдраили
верхний люк, а через несколько минут мичман
самостоятельно вышел на верх. Он один несколько
часов боролся с пожаром в горящем отсеке. В
14.15 на горизонте появилось судно. Был подан
сигнал пятью красными ракетами. Подошедший
сухогруз оказался канадским «Clyvde Ore».
Приблизившись к лодке на 15 кбт, канадское судно
обошло по дуге, развернулось на прежний курс и
не оказав помощи терпящей бедствие подводной
лодке, полным ходом удалилось. Для поддержания
дифферента была в первый раз продута кормовая
группа ЦГБ.
10.04.1970 через 30 часов после начала аварии
лодку случайно обнаружило болгарское судно «Авиор»
с советским капитаном наставником на борту.
Через его радиостанцию в Варну было передано
сообщение об аварии. Из Варны сигнал об аварии
был передан в Москву, только таким образом в ГШ
ВМФ стало известно об аварии. На помощь лодке
были посланы: К-83 пр.
629,
Б-109,
Б-413 пр.
641, рзк «Харитон Лаптев»,
гидрографические суда «Лотлинь» и «Гирорулевой»,
брк «Бойкий», буксир СБ-38 и киллектор КИЛ-22. К
17.00 на «Авиор» была переправлена группа
экипажа из 43 человек, не занятых борьбой за
живучесть. В 18.30 были ещё раз продуты кормовые
балластные цистерны. Положение лодки было
тяжёлым: запас ВВД был на исходе, пополнение его
не было возможности, поскольку лодка была
обесточена, дифферент на корму постоянно
нарастал; погода ухудшалась, запас баллонов с
кислородом для ИДА также был израсходован.
11.04.1970 к 03.00 к подводной лодке подошёл
теплоход «Саша Ковалёв», в 04.20 – теплоход
«Комсомолец Литвы», а несколько позже – теплоход
«Касимов». К середине дня подводники с «Авиора»
перешли на «Касимов». «Комсомолец Литвы» в это
время безуспешно пытался завести буксирный конец
на лодку. Мешала волна 5-6 баллов. В 19.00 это
удалось, но трос при первой попытке буксировке
лопнул. К этому времени вся кормовая надстройка
лодки от 8-го отсека была постоянно в воде. В
19.00 из Североморска вышли плавбаза «Волга» с
экипажем К-5 и руководителем операции по
спасению – начальником штаба 1-й Флпл
контр-адм. Михайловским А.П., и крейсер
«Мурманск» с командующим флотом на борту. В
22.10 в носовых отсеках стало невозможно
находиться – угарный газ поступал через
неплотности переборок. Еще 30 моряков были
эвакуированы на «Касимов». На лодке остались 22
человека, которые разместились в ограждении
рубки. Волна проходя от кормы в нос, заливала
уже всю надстройку вплоть до 1 отсека. Дифферент
составлял 3-7 градуса на корму.
12.04.1970 в 02.40 район аварии подошел рзк
«Харитон Лаптев». В 06.13 второй помощник судна
«Касимов» заметил красную ракету с направления,
где была лодка, а радиолокационная отметка от
К-8 быстро исчезла. Через минуту раздались два
сильных гидравлических удара, свидетельствующие
о гибели лодки. В 06.35 суда подошли в точку
гибели, но поднять на борт удалось лишь тело
одного погибшего – командира 2-го дивизиона БЧ-5
кап. 3 ранга Рубеко В.П. Было обнаружено и тело
командира кап. 2 ранга Бессонова В.Б., но
поднять его не удалось – тело ушло под корпус
«Харитона Лаптева». Подлодка затонула на глубине
4125 метров от потери продольной остойчивости.
|
причины аварии
Поскольку
вахтенная документация, как и сам корабль,
затонули на большой глубине, причины пожара
остались доподлинно неизвестны. Наиболее
вероятная причина начала аварии – короткое
замыкание в силовых сетях из-за их износа.
Накануне не раз случалось падение сопротивления
изоляции в силовой сети до нуля, но каждый раз
сопротивление изоляция самостоятельно
восстанавливалось и место замыкания найти не
удавалось. Наиболее вероятная причина затопления
отсеков – выгорание кабельных уплотнений и
поступление воды через уплотнение дейдвудных
сальников. Потеря остойчивости произошла из-за
постепенного вытравливания воздуха из
безкингстонных ЦГБ при сильном волнении и
невозможности пополнить запас ВВД для поддува
цистерн. На борту пл погибло 52 человека, из
которых 30 – в ходе борьбы с пожаром и 22 – в
результате затопления лодки. На борту лодки
находилось 4 торпеды с ядерным боезапасом. |
список
личного состава, погибшего при аварии
1. Астахов В.Н.,
ст. м-с;
2. Бессонов Всеволод Борисович, кап. 2
ранга, командир;
3. Блещенков А.И., м-н;
4. Бурцев Н.С., ст. м-с;
5. Бусарев А.С., ст. 1 ст.;
6. Гатаулин Р.Г., ст. 2 ст.;
7. Гусев М.Б., инж.ст. л-т, КТурГ,
(прикомандирован с К-27 пр. 645);
8. Девяткин В.Н., м-с;
9. Деревянко Л.Н., м-н;
10. Добрынин В.И., гл. ст. ;
11. Ермакович П.С., м-н;
12. Инамуков Б.И., ст. м-с;
13. Кирин А.М., ст. м-с;
14. Колесников В.А., ст. м-с;
15. Комков Н.А., ст. м-с;
16. Коровин Н.М., м-с;
17. Кузнеченко И.Б., инж. кап. л-т, КЭТГ;
18. Кузовков В.И., м-с;
19. Кулаков А.А., ст. м-с;
20. Кулаков В.Г., м-н;
21. Кульш А.С., м-с;
22. Лавриненко А.Н., инж. ст. л-т;
23. Леонов В.В., гл. ст.;
24. Лисин А.И., инж. кап. л-т;
25. Маевский В.Н., м-н;
26. Мажута Ю.А., ст. м-с;
27. Мартынов Л.Ф., м-н;
28. Мишенко В.М., ст. м-с;
29. Паньков Е.В., ст. м-с;
30. Петров Е.А., м-н;
31. Печерских Ю.Ф., м-с;
32. Полежаев Ю.П., ст. л-т;
33. Поликарпов А.В., инж. кап. л-т;
34. Рубеко В.П., инж. кап. 3 ранга, командир
дивизиона БЧ-5;
35. Савоник В.В., гл. ст.;
36. Самсонов Е.А., м-с;
37. Соловей А.М., кап. м/с, НМС;
38. Ткачев В.А., кап. 2 ранга, СПК;
39. Устенко А.А., м-н;
40. Федоров Е.Г., ст. 1 ст. ;
41. Фрешер К.Г., м-с;
42. Фролов В.Ф., м-с;
43. Хаславский В.Г., инж. кап. 3 ранга, КДД;
44. Чекмарев Л.Б., ст. 1 ст. ;
45. Чугунов Г.В., инж. ст. л-т, КГДУ;
46. Чудинов А.С., инж. кап. л-т;
47. Шабанов В.А., л-т;
48. Шевцов В.И., инж. л-т, КГДУ;
49. Шишаев А.П., м-с;
50. Шмаков Н.В., ст. л-т;
51. Шостаковский Г.В., инж. ст. л-т, КГ КИПиА;
52. Ясько Н.Ф., инж. кап. л-т.
|
источники:
•
Каширский В.А «Записки командира атомной
подводной лодки», электронная копия издания;
• Костев Г.Г., Костев И.Г.
«Неизвестный флот. Люди, факты, проблемы»,
Москва, 2004 г.;
• Костев Г.Г. «Военно-морской флот
страны. 1945-1995. Взлеты и падения», 2-е
издание, изд. «Глобус». Москва, 2000 г.;
• Страницы сайта «Российский
Подводный Флот»
http://www.submarine.id.ru;
• Воспоминания ветеранов ВМФ -
участников событий. • Сайт СВВМИУ
http://www.svvmiu.ru.
|
|