К-19, КС-19, БС-19
проект 658, 658м, 658с, заводской номер 901


К-19 проекта 658м

фото: К-19 терпит бедствие в Атлантическом океане. Рядом – спасательный буксир «СБ-38»
дата: 1972 год, февраль
источник: US Navy


К-19 проекта 658м

фото: терпящей бедствие в Атлантическом океане К-19 оказывает помощь вертолет с бпк «Вице-адмирал Дрозд». Снимок сделан с борта спасательного буксира «СБ-38»
дата: 1972 год, февраль
автор фото: неизв.
предоставил: Б. Айзенберг


К-19 проекта 658м

фото: К-19 терпит бедствие в Атлантическом океане.
дата: 1972 год, март
источник: US Navy



историческая справка


1957 год, 16 октября
зачислена в списки кораблей ВМФ.

1958 год, 17 октября
заложена в цехе № 50 на ССЗ № 402 в гор. Северодвинске как головная крейсерская атомная подводная лодка с баллистическими ракетами пр. 658.

1959 год, 10 марта
на ССЗ № 402 после обучения прибыл экипаж, временно подчинен 339-й брстрпл БелВМБ.

1959 год
при производстве работ по оклейке корпуса в балластных цистернах произошел пожар, погибло 2 гражданских специалиста, а после возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр.

1959 год, 11 октября
выведена из цеха в бассейн. В ходе торжественной церемонии брошенная рукой командира БЧ-5 кап. 3 ранга Панова В.В. бутылка с шампанским, скользнув по винтам и обрезиненному корпусу, не разбилась.

1959 год, 18 октября
спущена на воду и переведена к достроечной стенке завода, для подачи пара на период достройки использовался лидер эсминцев «Баку».

1959 год, 17 октября
начата программа швартовых испытаний.

1960 год, январь
из-за несогласованности действий сдаточной команды и членов экипажа произошла авария: офицер-оператор при опробовании системы управления компенсирующими решетками допустил посадку решетки на нижние концевые упоры так, что погнулся шток привода компенсирующей решетки. Для устранения последствий аварии потребовалось вскрывать крышку реактора, выгружать все тепловыделяющие элементы, заменять неисправную сборку реактора на новую, для чего была необходима полная перегрузка реакторов и выполнение связанного с ней комплекса сопутствующих работ: вскрытие легкого и прочного корпуса, демонтаж многих систем. Общая стоимость работ составила 34 млн. рублей. В результате многие понесли наказание: офицеры-операторы, допустившие аварию, были списаны с корабля, командир БЧ-5 кап. 3 ранга Панов В.В. понижен в звании на одну ступень, сдаточный механик получил строгий выговор, ответственный сдатчик Баженов М.Я. был снят с занимаемой должности и вместо него ответственным сдатчиком назначен Кулаков В.Л.

1960 год, с мая по июнь
прошла докование и одновременно перегрузку активной зоны с заменой поврежденного оборудования. При отворачивании шпилек крышки реактора рабочие столкнулись с загадочным явлением. Слесарь, выполнявший эту операцию, обнаружил в графитовой смазке на резьбе нескольких шпилек довольно крупных, длиной 10 - 15 миллиметров, черных, очень жестких на ощупь жуков, которые, помещенные на ладонь, преспокойно передвигались. Для ответа на вопрос, как эти насекомые могли существовать в графитовой смазке уже немало поработавшего на мощности реактора, их отправили в один из специализированных НИИ, но на заводе ответ не был получен.

1960 год, 12 июля
поднят Военно-морской флаг, завершена программа швартовых испытаний.

1960 год, с 13 июля по 17 июля
выполнен первый выход на заводские ходовые испытания.

1960 год, с 12 августа по 8 ноября
выполнила программу государственных испытаний в Белом море в период которых пройдено 10779 миль. В процессе испытаний впервые опробовали пятисуточный режим полного подводного хода на предельной мощности, который завершился успешно. Но при всплытии в надводное положение оказалось, что большая часть резинового покрытия корпуса отслоилась, что в последующем потребовало повторного обрезинивания корпуса. При глубоководном погружении на предельную глубину на глубине 280 метров по периметру крышки люка в реакторный отсек стала просачиваться и распыляться забортная вода, о чем через оператора пульта ГЭУ было доложено в центральный пост. Но командир принял решение продолжать погружение. На отметке в 300 метров в отсеке встал плотный водяной туман, видимость резко снизилась и когда из отсека поступил доклад «заливает шестой отсек!», командир кап. 2 ранга Затеев Н.В. и ответственный сдатчик Куликов В.Л. приняли решение об аварийном всплытии. Подлодка, переложив на всплытие все рули, увеличив скорость, начала аварийное продувание всех балластных цистерн. В результате предпринятого маневра подводная лодка выскочила на поверхность в непосредственной близости от обеспечивающего корабля и завалилась с опасным креном ок. 45° сначала на правый, а затем на левый борт.

1960 год, октябрь
при удалении за борт досок от продуктового ящика через устройство для удаления камбузных отходов девятого отсека произошло заклинивание крышки этого устройства и в отсек стала поступать вода, затопившая отсек на одну треть.

1960 год, 12 ноября
подписан приемный акт, вступила в строй. Ответственный сдатчик Куликов В.Л., первый командир – кап. 2 ранга Затеев Н.В.

1960 год, ноябрь
в ледовых условиях совершила переход к месту базирования в гб. Малая Лопатка. Перечислена в состав 206-й обрпл СФ.

1960 год, декабрь
при выполнении первого самостоятельного ввода ГЭУ операторами было допущено снижение уровня теплоносителя в компенсаторах объема первого контура реактора, что повлекло разрушение подшипников главного циркуляционного насоса, а затем выходу из строя всего насоса. Вызванная из Северодвинска группа рабочих в течении недели выполнила работы по замене насоса без вскрытия прочного корпуса, протащив громоздкий агрегат из третьего в шестой отсек через переборочные люки.

1961 год
выполнила курс боевой подготовки, совершила 3 выхода в море, прошла под водой 5892 мили, над водой – 529 мили. При выполнении очередной операции по погрузке ракетного оружия попал под закрывающуюся крышку шахты и погиб матрос.

1961 год, 12 апреля
при выполнении задач боевой подготовки в море произошло аварийное происшествие. В 04.20 на глубине 50 м. при скорости 15 уз. вышел из строя привод кормовых горизонтальных рулей с заклинкой в крайнем положении на погружение. Быстро появился нарастающий дифферент на нос, возникла опасность столкновением с дном – глубина моря в этом районе достигала ок. 300 м. Для предотвращения столкновения были продуты воздухом высокого давления балластные цистерны носовой, а затем и средней группы. Но подводная лодка из-за большой скорости и инерции продолжала проваливаться на глубину. Дачей реверса погружение было остановлено. С дифферентом на корму подводная лодка всплыла на поверхность, израсходовав весь запас ВВД. При осмотре корпуса под носовой надстройкой был обнаружен донный ил, в который подводная лодка успела зарыться носом на предельной глубине, но при этом столкновения с твердым скалистым дном по счастливой случайности не произошло, от него корпус отделяли метры. После 11.00, когда подводная лодка шла в надводном положении против волны малым ходом и работали компрессоры на пополнение запасов ВВД, вахтенный гидроакустик обнаружил шум винтов подводной цели. Неизвестная подводная лодка шла с переменной скоростью пересекающим курсом, работая на винт толчками. В один момент неизвестная подводная лодка не удержала глубину и всплыла на поверхность, показав рубку. Создалась аварийная обстановка: обе подводные лодки в надводном положении сближались пересекающимися курсами при неизменном курсовом угле 17 градусов. После дачи реверса обеим турбинам лодки благополучно разошлись. Неизвестная подлодка ушла под воду и через некоторое время контакт с ней был потерян. Позже стало известно, что К-19 избежала столкновения с атомной подводной лодкой ВМС США SSN-571 «Nautilus».

1961 год, июнь
приняла участие в учениях флота «Полярный круг»

1961 год, 3 июля
при возвращении в базу после участия в учениях в 70 милях от о-ва Ян-Майнен произошла авария правого реактора. В 04.00 при ходе подводной лодки в подводном положении и работе реакторов обоих бортов на мощности 35% вахтенный КГДУ обнаружил по контрольно-измерительным приборам падение давления и уровня в 1 контуре кормового реактора. Кнопкой была сброшена аварийная защита реактора и отключены ресиверные баллоны газа высокого давления от 1 контура. Однако, анализа показаний всех приборов личный состав не сделал, а занялся поисками места предполагаемого разрыва и принятием мер для поддержания циркуляции в контуре, стремясь в первую очередь приостановить разогрев активной зоны реактора и ее расплавление, поскольку считал, что после расплавления ядерного топлива возможно создание критической массы и ядерный взрыв. Попытки поддержания циркуляции по 1 контуру с помощью главного циркуляционного насоса 1 контура и вспомогательного насоса, а также подъема давления в контуре насосами Т-4А и ЭПН-1, продолжавшиеся около 2-х часов после начала аварии результатов не дали: циркуляционные насосы срывало, несколько позже вспомогательный насос вышел из строя. В 04.22 пл всплыла в надводное положение и продолжала движение при работе реактора и линии вала левого борта. Через 30 - 40 минут после начала аварии появилась и быстро начала расти гамма активность. Появившуюся газовую и аэрозольную активность удалось несколько снизить вентиляцией реакторного отсека. В 07.00 была предпринята попытка аварийной проливки реактора через магистраль воздухоудаления по нештатной схеме от насоса Т-4А. Однако сразу же после пуска насоса шланг был сорван. Очередная попытка создания циркуляции по 1 контуру с помощью главного циркуляционного насоса привела к выходу его из строя. В 08.45 после приварки героическими усилиями аварийной партии трубопровода к воздушнику вновь была собрана нештатная аварийная схема проливки реактора. Подачей воды в реактор температура в активной зоне была снижена с более 400 градусов до 330 к 12.20 тех же суток. В результате разгерметизации реактора и проводимых работ, а также удаления воды из реакторного отсека трюмным насосом 10 отсека, радиационная обстановка на борту резко ухудшилась, загрязнение распространилось по всему кораблю. Командиром было принято решение об эвакуации экипажа.

1961 год, 4 июля
через сутки после начала аварии, в 04.00 весь личный состав был снят на дизельную подлодку С-270 пр. 613 под командованием кап. 3 ранга Свербилова Ж.М., а затем и на С-159 пр. 613, но позже передан на подошедшие эсминцы. На случай появления иностранных кораблей К-19 была подготовлена к затоплению. Причиной течи 1 контура явился разрыв импульсной трубки от напорной линии циркуляционного насоса к датчикам 1 контура, вследствие чего на приборе в посту управления ГЭУ прибор показывал нулевое значение, хотя давление в контуре частично сохранялось. Об этом свидетельствовало наличие давления в баллонах газа высокого давления, отключенных после начала аварии. По показаниям манометра реакторного отсека оно равнялось 92 кгс/см2, что свидетельствовало о малой течи, а не о разрыве 1 контура, как посчитал личный состав. После аварии физиками-ядерщиками была доказана невозможность ядерного взрыва корабельного реактора даже после полного расплавления тепловыделяющих сборок.

1961 год, июль
отбуксирована в базу, где в течении шести месяцев проходила дезактивацию, в результате сильного переоблучения в течении ближайших суток скончалось 6 человек, а впоследствии – еще 2 человека.

1961 год, июль
По прибытию в пункт базирования поставлена в гб. Западная Лица на бочки, где выполнена перегрузка ракеты Р-13 в шахту подошедшей К-107 пр. 629.

1961 год, 15 июля
перечислена в состав созданной 31-й дпл 1-й Флпл СФ с местом базирования в гб. Лопаткина.

1961 год, 6 августа
Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевой задачи 26 членов экипажа награждены орденами и медалями.

1961 год 14 декабря
отбуксирована на Севмашпредприятие в гор. Северодвинск, где согласно решению Совета Министров СССР от 30.01.1962 принята в восстановительный ремонт с заменой реакторного отсека и модернизацией по проекту 658м. Вырезанный реакторный отсек с двумя аварийными реакторами и с находящимся там отработанным ядерным топливом в 1965 году был затоплен в зал. Абросимова на глубине 20 м.

1963 год, 15 октября
спущена на воду.

1963 год, 14 декабря
вышла на государственные испытания, в течении которых успешно выполнила стрельбу ракетой Р-21 из подводного положения, за время испытаний пройдено 1714 мили.

1963 год, 30 декабря
подписан приемный акт о передаче подводной лодки с ракетным комплексом Д-4 в состав ВМФ (председатель госкомиссии – контр-адм. Мазин В.А.)

1965 год, 15 февраля
в составе 31-й дпл перечислена в состав 12-й Эскпл СФ и перебазирована в гб. Сайда.

1966 год
выполнила задачи первой боевой службы длительностью 41 сутки (командир – кап. 2 ранга Ковалев Э.А.), в ходе которой выполнена ракетная стрельба.

1967 год, 10 марта
комсомольская организация корабля занесена в Книгу Почета ЦК ВЛКСМ и награждена Грамотой «За мужество, стойкость, высокое боевое мастерство и образцовую эксплуатацию техники»/

1967 год, 11 апреля
комсомольская организация корабля награждена Памятным Знаменем ЦК ВЛКСМ.

1967 год, октябрь
корабль занял 1-е место в состязаниях по тактической подготовке на приз ГК ВМФ в честь 50-летия Октября. Корабль награжден Красным Знаменем Совета Министров СССР, переходящим Призом и Грамотой ГК ВМФ, командир кап. 2 ранга Ковалев Э.А. за успешную инспекторскую стрельбу награжден ценным подарком.

1967 год, с ноября по декабрь 1968 года
прошла текущий ремонт.

1967 год, 15 марта
перечислена в состав 18-й дпл 12-й Эскпл СФ с прежним местом базирования.

1969 год, 15 ноября
при отработке задач боевой подготовки с вторым экипажем К-40 (командир – кап. 2 ранга Шабанов В.А., старший на борту – кап. 1 ранга Лебедько В.Г.), на траверзе мыса Териберский в подводном положении произошло столкновение с пла ВМС США SSN-615 «Gato», в результате чего обе лодки получили серьезные повреждения. К-19 всплыла в надводное положение и вернулась в пункт базирования.

1969 год, 4 декабря
Первый секретарь ЦК ВЛКСМ Тяжельников Е.М. вручил комсомольской организации экипажа Памятное Знамя ЦК ВЛКСМ.

1969 год, с декабря по январь 1970 года
прошла аварийный ремонт.

1970 год
в составе 18-й дпл перечислена в состав 3-й Флпл СФ с прежним местом базирования.

1970 год, 30 марта
подводная лодка выполняла задачи в полигонах боевой подготовки в Мотовском заливе с вторым экипажем К-40 (командир – кап. 2 ранга Шабанов В.А., старший на борту – кап. 1 ранга Лебедько В.Г.). Получив приказание на возвращение, на входе в Кольский залив попала в сильный туман, допустила столкновение с сейнером «Нива», который вошел в «мертвую зону» РЛС, и, не меняя курса и скорости, ударился о борт подводной лодки. Экипаж сейнера был пьян, а на руле стоял единственный трезвый матрос, который держал назначенный курс до момента столкновения. Сейнер был отбуксирован к месту стоянки, где из-за пробоины затонул. По результатам разбора аварийного происшествия командир был снят с должности.

1970 год, с 20 октября по 9 декабря
выполнила задачи второй боевой службы.

1971 год, с 27 апреля по 29 июня
выполнила задачи третьей боевой службы.

1971 год, декабрь
вышла на четвертую боевую службу со вторым экипажем К-40 (командир – кап. 1 ранга Кулибаба В.П., старший на борту – ЗКД 18-й дпл кап. 1 ранга Нечаев В.М.). При первом погружении провалилась до глубины 100 метров, но аварийным продуванием балласта всплыла на поверхность. Проверка дифферентовки ошибок не выявила. При повторном погружении снова произошел провал на глубину. При детальном осмотре арматуры обнаружен свищ в трубопроводе, из-за которого трюмная помпа не могла откачивать воду из уравнительной цистерны, которая считалась пустой, а в действительности была заполнена. После наложения бугеля с эпоксидной смолой на трубопровод очередное погружение прошло без замечаний.

1972 год, 24 февраля
при движении на глубине 120 метров в 10.54 в трюме 9 отсека произошло возгорание масла, вылившегося из свища на трубопроводе судовой гидравлики 17 февраля и попавшего на воздухонагреватель фильтра локального узла очистки воздуха. Из-за промедления с объявлением аварийной тревоги и ошибочного доклада о возгорании щита ГРЩ-3 пожар быстро потушить не удалось, через 2 минуты после объявления тревоги пл всплыла в надводное положение, но из-за разрыва перемычки ВВД в отсеке создалось давление более 3 кг/см.кв., что усугубило ситуацию. Огонь перекинулся в 8 отсек, в 10 отсеке оказались отрезанными 12 человек. Позже были загазованы и другие отсеки. Была сброшена аварийная защита ГЭУ, операторы покинули пульт управления. Из-за ошибочных действий личного состава был залит морской водой дизель-генератор правого борта, а дизель-генератор левого борта не удалось запустить из-за неисправности регулятора возбуждения, в результате чего пл осталась в дрейфе без средств энергообеспечения с запасом ВВД ок. 44%.

1972 год, 8 марта
в точке с координатами 51˚ 21’ с.ш., 28˚ 54’ 3’’ з.д. по морскому обычаю похоронены л-т Хрычиков В.В. и ст. 2 ст. Марач К.П. К концу дня к аварийной лодке подошли корабли и суда спасательного отряда, всего же в операции по спасению субмарины было задействовано более 30 кораблей и судов СФ и ЧФ. Подошедшими судами проведена эвакуация 52 членов экипажа по канатной дороге и 32 – вертолетом с бпк «Вице-адмирал Дрозд». На борт лодки был подан воздух высокого давления и электропитание.

1972 год, 18 марта
из 10 отсека выведен находившийся там личный состав во главе с кап. л-том Поляковым Б.А.

1972 год, 2 апреля
после буксировки на расстояние 2160 миль буксирами «СБ-38», «Стерегущий», СС «Бештау» и СС «Агатан», прибыла в Североморск. В результате аварии и спасательной операции на борту подводной лодки погибло 28 человек и еще 2 человека в штормовых условиях: на пбпл «Магомет Гаджиев» упал с койки второго яруса и получил смертельные ушибы головы ЗКПЧ первого экипажа К-40 кап. 2 ранга Ткачев В.И. и на крейсере «Александр Невский» был смыт за борт матрос. 25 человек экипажа похоронены на мемориальном кладбище в гб. Кислой на окраине гор. Полярного, кап. 3 ранга Цыганков Л.Г. по просьбе родственников, похоронен на Братском кладбище в гор. Севастополе.

1972 год, с 15 июня по 5 ноября
на СРЗ «Звёздочка» в гор. Северодвинске прошла ускоренный аварийный ремонт (ответственный сдатчик – Куликов А.В., сдаточный механик – Дорош Ю.Л.). С целью проверки мобилизационных возможностей предприятий промышленности, а с целью проверки психологической устойчивости личного состава для приема подводной лодки после восстановления был назначен второй экипаж К-40.

1972 год, ноябрь
при возвращении после ремонта в пункт базирования при прохождении боновых ворот в гб. Сайда в ограждении рубки от выхлопа дизеля произошло возгорание пиломатериалов, погруженных на заводе. Возгорание потушено силами личного состава и подошедшими буксирами.

1973 год, с 8 января по 28 февраля
выполнила задачи пятой боевой службы с оценкой «отлично».

1973 год, 18 марта
выполнила ракетную стрельбу с оценкой «отлично».

1973 год, май
с первым экипажем К-40 перешла в пос. Островной Йоканьганской ВМБ для проведения перегрузки активных зон.

1973 год, 1 июня
начаты работы по перегрузке активных зон.

1973 год, 19 июля
передана экипажу К-19.

1973 год, 13 сентября
закончены работы по перегрузке активных зон.

1974 год, с 27 февраля по 14 апреля
выполнила задачи шестой боевой службы с оценкой «отлично».

1975 год, 18 марта
выполнила зачетную ракетную стрельбу с оценкой «отлично».

1975 год, 22 ноября
начат средний ремонт с модернизацией по пр. 658с на СРЗ-10 в гор. Полярном, в ходе которого на был демонтирован ракетный комплекс «Д-4», а на его место установлен комплекс связи «Залом» и другая аппаратура. На время ремонта и испытаний временно переподчинена 190-му однремпл 4-й Эскпл СФ с базированием в гб. Пала.

1977 год, 25 июля
переклассифицирована в большую пл.

1978 год, 15 ноября
произошло возгорание окрашенных поверхностей и термоизоляции на подволоке 6 отсека, погашенное подачей огнегасителя системы объемного химического пожаротушения.

1979 год, 26 июля
переклассифицирована в подводную лодку связи, присвоен номер КС-19.

1979 года, 30 ноября
после успешного прохождения ходовых испытаний передана ВМФ.

1979 год, декабрь
по итогам боевой и политической подготовки экипаж занял 1 место в соединении.

1980 год, июнь
в связи с большим количеством опытных образцов вооружения и запланированными испытаниями перечислена в состав 190-го однремпл 4-й Эскпл СФ с базированием в гб. Пала.

1980 год июнь

начата программа испытания новой техники.

1982 год, 15 августа
в 18.01 в аккумуляторном отсеке при проведении лечебного цикла произошло короткое замыкание в щите батарейных автоматов правого борта. В результате короткого замыкания и выброса пламени электродуги получили ожоги разной степени тяжести 2 человека, один из которых, ст. 2 ст. Кравчук В.А., скончался в госпитале 20.07.1982. Причиной аварии явилось попадание на разнополярные шины постороннего предмета.

1982 год, декабрь
завершена программа испытаний, в ходе которых выполнено 65 погружений, пройдено более 20000 миль, окончена опытная эксплуатация устройства «Залом», устройство принято на вооружение.

1983 год март
перечислена в состав 7-й дпл 9-й Эскпл СФ с местом базирования в гб. Ара.

1984 год
выполнила программу испытаний новой техники связи силами СРЗ-10 в гор. Полярном, на время испытаний временно подчинена 46-й обрремпл СФ с базированием в гб. Пала.

1985 год по 1986 год
установка и испытания новой техники связи.

1987 год
экипаж успешно сдал курсовые задачи, вошел в состав 2-й линии.

1990 год, 19 апреля
корабль выведен из боевого состава ВМФ, произведены оргштатные мероприятия, в ходе которых численность экипажа сокращена с 114 до 44 человек.

1992 год
присвоен новый номер БС-19.

1992 год, 4 декабря
перечислена в состав 46-й обрремпл СФ и поставлена на прикол в гб. Пала.

1996 год
перечислена в состав 346-го однпл хранения СФ и поставлена на прикол в гб. Ура.

2002 год, 26 марта
планировалась для съемок фильма по запросу американской киностудии, но в связи с отказом ГК ВМФ в сотрудничестве, отбуксирована на ФГУП ПО СРЗ «Нерпа» в б. Кут для утилизации.

2002 год, с марта по декабрь
произведена операция по выгрузке отработанного ядерного топлива.

2003 год, август
на территории завода состоялась последнее посещение подводной лодки членами экипажа, после чего корпус был разделан на металл не смотря на обращения общественности с предложением о переоборудовании в музей. Срезанная рубка оставлена на территории предприятия для последующей установки, как первоначально планировалось, на месте захоронения членов экипажа в гор. Полярном.

2010 год
реакторный отсек разделан до одноотсечного блока и подготовлен для хранения на плаву.

2016 год
одноотсечный блок установлен на сухое стапельное основание в пункте длительного хранения радиоактивных отходов «Сайда».

2018 год, апрель
конструкции рубки были выкуплены частным лицом – предпринимателем В. Романовым, проходившим срочную службу на К-19, и доставлены из гор. Снежногорска в Подмосковье в село Никольское на берег Пяловского водохранилища. Торжественное открытие мемориала состоялось 16.09.2018.
   


Всего с момента постройки лодка выполнила 6 боевых служб общей продолжительностью 310 суток, прошла 332396 миль за 20223 ходовых часа, с борта выполнено 22 запуска баллистических ракет Р-21 и 60 торпедных стрельб. За первую в ВМФ тяжелую ядерную аварию среди подводников получила неофициальное название «Хиросима».


Бортовые номера: 254 (..1960..), 271 (..1967..), 620 (..2007..).


экипаж подводной лодки


экипаж БС-19 проекта 658с

фото: контр-адм. Бекетов Ю.Ф. и кап. 1 ранга Адамов О.Е., в разное время командовавшие подводной лодкой
дата: 2003 год, август
автор: С. Ростков



историческая справка 1-го экипажа


1957 год, 27 декабря
в гор. Обнинске сформирован экипаж.

2003 год, (приблизительно)
расформирован экипаж.
 


командиры 1-го экипажа:

войсковая часть 15030

•   Затеев Н.В. (1957–1961);
•   Ваганов В.А. (1961–09.1965);
•   Ковалев Эрик Александрович (09.1965–1967);
•   Бекетов Юрий Флавианович (1967–1969);
•   Тяпкин В.М. (1969–10.1970);
•   Пивнев Ю.С. (26.10.1970–09.1973);
•   Никитин Г.А. (09.1973–06.1974);
•   Мусатов В.Ф. (03.06.1974–05.1977);
•   Елисеев Н.С. (28.05.1977–04.11.1978);
•   Дмитров В.А. (30.10.78–08.1987);
•   Адамов Олег Евстахиевич (17.10.1987–22.09.1997).

командиры экипажа:

•   Горюнов А.А. (24.02.1998–03.05.2001);
•   Панасюк Игорь Сергеевич (05.2001–30.05.2002);
•   Тараненко А.Э. (30.05.2002–2003).


историческая справка 2-го экипажа

1969 год, апрель
экипаж переформирован из 45-го экипажа пр. 658м.

1972 год, апрель
расформирован экипаж.


командиры 2-го экипажа:

войсковая часть 15030-А

•   Фролов А.А. (04.1969–1972).


дополнительно


К-19 проекта 658, дополнительная информация

фото: место аварии К-19
дата: 1961 год, 3 июля


БС-19 проекта 658с, дополнительная информация

фото: БС-19 на отстое в гб. Ура
дата: 2002 год, март
автор фото: И. Курганов


БС-19 проекта 658с, дополнительная информация

фото: буксировка БС-19 из гб. Ура в акваторию СРЗ «Нерпа» на утилизацию
дата: 2002 год, 26 марта
автор фото: неизв.
источник: форум Авиабаза http://www.forums.airbase.ru


БС-19 проекта 658с, дополнительная информация

фото: корпус БС-19 в плавдоке «Паллада» перед заводкой в эллинг для утилизации
дата: 2003 год, август
автор фото: В. Ростков


БС-19 проекта 658с, дополнительная информация

фото: корпус БС-19 в эллинге СРЗ «Нерпа» перед утилизацией
дата: 2003 год, 8 августа
автор фото: Л. Федосеев


•   Описание проекта 658 и 658м

•   Фотоальбом проекта 658 и 658м

•   Список принятых сокращений


источники:

 

•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Бережной С.С., Спирихин С.А. «Надводные корабли и подводные лодки постройки завода № 402 - СМП - в ВМФ СССР. 1944 - 1966 гг.», справочник, изд. СМП, Северодвинск, 2000 г.;
•   Бобрецов А.С. «Девятьсот первая, по прозванию «Хиросима». «Флагман отрасли», изд. СМП, Северодвинск, 1997 г.;
•   Ковалев Э.А. «Зарисовки из жизни подводного плавания», альманах «Тайфун» выпуск № 11 (30), СПб, 2000 г.;
•   Костев Г.Г. «Военно-морской флот страны. 1945-1995. Взлеты и падения», 2-е издание, изд. «Глобус». Москва, 2000 г.;
•   Лебедько В.Г. «Послевоенная подводная эпопея (1945-1995 гг.)», альманах «Тайфун» выпуск 11, СПб, 1998 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий;
•   Исторический журнал корабля;
•   Справочник «Подводные лодки России», т. 4, ч. 1, изд. ЦКБМТ «Рубин», СПб, 1996 г.


Благодарим О. Адамова (последнего командира БС-19), предоставившего дополнения и уточнения.
Если Вы можете что-либо добавить к приведенным данным, внести уточнения или предоставить фотографии, свяжитесь с автором по e-mail: admin@ruspodplav.ru


Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


 

 


© 2009 - 2022 Составитель Илья Курганов. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2009 - 2022 Design by Ilya S. Kurganov. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru

Рейтинг@Mail.ru