Б-36
проект 641, заводской номер 765

Б-36 проекта 641

фото: Б-36 после всплытия в надводное положение в результате преследования кораблями ПЛО ВМС США
дата: 1962 год, ноябрь
источник: US Navy, National Photographic Intelligence Center


Б-36 проекта 641

фото: Б-36 на выходе из Севастопольской бухты
дата: 1984 год, июль (приблизительно)
автор фото: А. Кузенков



историческая справка


1958 год 29 апреля
заложена на эллинге судостроительного завода № 196 «Судомех» в гор. Ленинграде как большая подводная лодка.

1958 год 22 мая
зачислена в списки кораблей ВМФ.

1959 год 31 августа
спущена на воду.

1959 год сентябрь
переведена по внутренним водным системам в гор. Северодвинск на сдаточную базу завода для прохождения сдаточных испытаний.

1959 год 30 сентября
вступила в строй.

1959 год 29 декабря
включена в состав 211-й брпл 33-й дпл СФ с базированием в Екатерининской гавани.

1962 год
перечислена в состав 69-й брпл 4-й Эскпл СФ.

1962 год 1 октября
по плану операции «Анадырь» в составе 69-й брпл вышла из губы Сайда, имея на борту оружие с ядерной боевой частью под командованием кап. 3 ранга Дубивко А.Ф. совместно с Б-4, Б-59 и Б-130.

1962 год с 2 по 5 октября
во время перехода в Норвежском море в штормом сорвало крышку ВИПС, в результате чего глубина погружения была ограничена 70 метрами.

1962 год 20 октября
на двадцатые сутки плавания лодки прибыли в назначенный район в акваторию Саргассова моря. Накануне, из-за необходимости выполнения срочной операции аппендицита одному из членов экипажа, лодка замедлила движение и. чтобы наверстать график движения, командир принял решение всплыть и следовать дальше в надводном положении на максимальной скорости.

1962 год 26 октября
находясь в назначенном районе южнее Бермудских, подверглась интенсивному преследованию силами ПЛО ВМС США. Лодка была обнаружена противолодочной авиацией и после разрядки аккумуляторных батарей была вынуждена всплыть в непосредственной близости от американского ЭМ «Чарльз Б. Сесил». Из-за помех радиосвязи, радиограмму в адрес КП ВМФ удалось передать лишь с 48-й попытки. Использовав всплытие для вентилирования отсеков, ремонта поврежденной крышки ВИПС и полной зарядки аккумуляторов, командир неожиданно для американских кораблей произвел срочное погружение и, поднырнув под эсминец, совершил отрыв от преследования с уходом на глубину 200 метров, после чего лодка продолжила несение службы на указанной ей ранее позиции.

1962 год 7 ноября
произошла поломка двух дизелей, и, не имея возможности активно уклоняться, находилась в постоянном сопровождении вертолетоносцем «Тетис Бей».

1964 год с 26 декабря по 14 декабря 1965 года
прошла заводской ремонт на судостроительном заводе № 196 «Судомех» в гор. Ленинграде.

1967 год с 24 марта по 12 октября
совместно с Б-21 выполнила задачи экспериментального похода «Прилив-2» с межпоходовым ремонтом и сменой экипажа в экваториальных условиях.

1968 год с 18 января по 19 ноября 1969 года
прошла заводской ремонт на КМОЛЗ в гор. Кронштадте.

1975 год с 7 марта по 1 октября 1976 года
прошла заводской ремонт на КМОЛЗ в гор. Кронштадте.

1981 год осень
переведена по внутренним водным системам из Белого в Азовское море.

1982 год январь
приняла участие в показном учение флота на тему: «Оказание помощи подводной лодке в надводном положении, получившей большие повреждения», в ходе которого с участием авиации флота, сил и средств АСС, осуществлена буксировка условно поврежденной лодки большим противолодочным кораблем «Керчь» под различными курсовыми углами к волне и ветру с одновременной подачей на аварийную лодку сжатого воздуха и электроэнергии по канатной дороге от спасательного судна.

1984 год 10 ноября
перечислена в состав 153-й брпл 14-й дпл ЧФ с базированием в Южной бухте Севастополя.

1984 год
завоевала приз в состязаниях на первенстве ВМФ по атаке ОБК.

1985 год июль
приняла участие в съемках художественного фильма «Слушать в отсеках».

1985 год
на итоговой проверке флота получила звание «отличная».

1986 год 14 марта
командир БЧ-3 л-т А. Курилкин, заступив в дежурство по кораблю, решил проверить герметичность шланга набивки воздуха в торпеды, полученного накануне с берегового склада. Для этого, открыв заднюю крышку кормового торпедного аппарата, установил шланг на снаряженную торпеду САЭТ-60 и подал напор воздуха. В этот момент его вызвали в центральный пост. Оставшийся в отсеке матрос, в нарушение руководства по БЗЖ, самостоятельно отдраил аварийно-спасательный люк отсека и вышел на верхнюю палубу для выноса мусора, оставив люк открытым. В результате, поданный в торпеду воздух привел к заливке электролитом и активизация аккумуляторной батареи. Не имея теплосъема, корпус торпеды нагрелся, в результате чего произошло возгорание и взрыв боевой части торпеды. Взрывная волна вышла из торпедного аппарата в отсек, выгнула переборку между отсеками, рассчитанную на давление 10 кг/см2, но избыточное давление в отсеке стравилось через отдраенный аварийно-спасательный люк. Стоящие на пирсе матросы наблюдали выброс огня из люка на высоту до 50 м. Под давлением газов отжало переднюю крышку аппарата и торпеда была залита водой, а интенсивность пожара резко снизилась, после чего усилиями личного состава аварийной партии задняя крышка аппарата была закрыта. На следующий день пл была поставлена в аварийный ремонт.

1986 год с марта по апрель
прошла аварийно-восстановительный ремонт.

1986 год с 16 по 17 апреля
находилась в районе мыса Тарханкут на якоре, обеспечивала отработку личного состава подразделения спецназа по выходу из торпедного аппарата, одновременно личный состав экипажа отрабатывал курсовую задачу № 1. В 17.02 при проведении технического обслуживания материальной части произошел пожар, в результате которого полностью выгорел 4-й отсек. Пожар был потушен с помощью подошедших судов. После расшиновки аккумуляторной батареи 4-го отсека пл своим ходом вернулась в Южную бухту. В результате аварии выведены из строя аккумуляторная яма № 3,4 кабельные трассы 4-го отсека, электрооборудование, каюты, аппаратура ЗАС и радиосвязи, погиб один человек. подробнее >>

1988 год с 15 по 28 сентября
приняла участие в оперативно-стратегическом КШУ «Осень-88», в ходе которого произвела успешную торпедную атаку.

1989 год по май 1990 год
выполнила задачи боевой службы в Средиземном море. К этому времени на подводной лодке установили разработанные в ленинградском НИИ малошумные воздушные амортизаторы. За время службы на ЧФ совершила пять боевых служб.

1990 год
завоевала приз ГК ВМФ по атаке морской цели. Была представлена к награждению вымпелом министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть», но, представление не было удовлетворено в ГШ ВМФ.

1991 год
признана лучшей на флоте по торпедной атаке и минной постановке. Экипажу вручено переходящее Красное Знамя Военного совета ЧФ.

1992 год апрель
приняла участвовала в оперативно-тактическом учении Крымской ВМБ.

1992 год
произвела минную постановку полным боекомплектом мин способом непрерывной постановки с глубины более 50 метров.

1992 год
признана лучшей на флоте по торпедной подготовке.

1993 год 24 августа
исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации и в последствии отбуксирована в акваторию СРЗ-13 для использования в качестве запасных частей при ремонте Б-435.

1994 год
на Севастопольской судоразборочной базе в пос. Инкерман разделана на металл.


Бортовые номера: 911 (..1962..), 577 (..05.1990..).


экипаж подводной лодки

историческая справка экипажа


1958 год, май (приблизительно)
сформирован экипаж.

1993 год 31 декабря
расформирован экипаж.
 


командиры:

войсковая часть 60085

•   Дубивко А.Ф. (1958–1965);
•   Судаков Л.К.  (1966–08.1968);
•   Белобров А.П. (08.1968–1969);


дополнительно

 

•   Описание проекта 641

•   Фотоальбом проекта 641

•   Список принятых сокращений


источники:

 

•   Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•   Захар В.Р., Ничик Ю.М., «Подводные силы Черноморского флота», изд. «Таврида», Симферополь, 2004 г.;
•   Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991 г.», Историческое морское общество, СПб, 1996 г.;
•   Самко Ю.Г. «ВМФ России в Прибалтике», альманах «Тайфун», выпуск № 3, 1998 г;
•   Черкашин Н.А. «Черная эскадра», изд. «Кум-Пресс», Москва, 2003 г.;
•   Широкорад А.Б. «Советские подводные лодки послевоенной постройки», изд. «Арсенал пресс», Москва, 1997 г.;
•   Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.


Благодарим А. Головань и В. Костриченко за предоставленные дополнения.
Если Вы можете что-либо добавить к приведенным данным, внести уточнения или предоставить фотографии, свяжитесь с автором по e-mail: admin@ruspodplav.ru


Информацией, размещенной на странице, Вы можете поделиться в своей социальной сети, для этого нажмите соответствующую кнопку:

 


главная | справочник | гарнизоны
main | directory | garnizon


© 2009 - 2020 Составитель Илья Курганов и Павел Павлов. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2009 - 2020 Design by Ilya S. Kurganov and Pavel А. Pavlov. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


© 2000 сайт «Русский Подплав» www.ruspodplav.ru e-mail: admin@ruspodplav.ru

Рейтинг@Mail.ru