историческая
справка
1958 год, 29 апреля
заложена на эллинге ССЗ № 196 «Судомех» в гор. Ленинграде
как большая подводная лодка пр. 641.
1958 год, 22 мая
зачислена в списки кораблей ВМФ.
1959 год, 31 августа
спущена на воду.
1959 год, сентябрь
переведена по внутренним водным системам в гор. Северодвинск на сдаточную базу
завода для прохождения сдаточных испытаний.
1959 год, 30 сентября
вступила в строй.
1959 год, 29 декабря
включена в состав 211-й брпл 33-й дпл СФ с
базированием в Екатерининской гавани.
1962 год
перечислена в состав 69-й брпл 4-й Эскпл СФ.
1962 год, 1 октября
по плану операции «Анадырь» в составе 69-й брпл вышла из гб. Сайда
(командир – кап. 3 ранга Дубивко А.Ф.), имея на борту оружие с ядерной боевой
частью совместно с Б-4,
Б-59 и
Б-130.
1962 год, с 2 по 5 октября
во время перехода в Норвежском море в штормом сорвало крышку ВИПС, в результате
чего глубина погружения была ограничена 70 метрами.
1962 год, 20 октября
на двадцатые сутки плавания лодки прибыли в назначенный район в акваторию
Саргассова моря. Накануне, из-за необходимости выполнения срочной операции
аппендицита одному из членов экипажа, лодка замедлила движение и. чтобы
наверстать график движения, командир принял решение всплыть и следовать дальше в
надводном положении на максимальной скорости.
1962 год, 26 октября
находясь в назначенном районе южнее Бермудских, подверглась интенсивному
преследованию силами ПЛО ВМС США. Лодка была обнаружена противолодочной авиацией
и после разрядки аккумуляторных батарей была вынуждена всплыть в
непосредственной близости от американского ЭМ «Чарльз Б. Сесил». Из-за помех
радиосвязи, радиограмму в адрес КП ВМФ удалось передать лишь с 48-й попытки.
Использовав всплытие для вентилирования отсеков, ремонта поврежденной крышки ВИПС и полной зарядки аккумуляторов, командир неожиданно для американских
кораблей произвел срочное погружение и, поднырнув под эсминец, совершил отрыв от
преследования с уходом на глубину 200 метров, после чего лодка продолжила
несение службы на указанной ей ранее позиции.
1962 год, 7 ноября
произошла поломка двух дизелей, и, не имея возможности активно уклоняться,
находилась в постоянном сопровождении вертолетоносцем «Тетис Бей».
1964 год, с 26 декабря по 14 декабря 1965 года
прошла заводской ремонт на ССЗ № 196 «Судомех» в гор.
Ленинграде.
1967 год, с 24 марта по 12 октября
совместно с Б-21 выполнила задачи экспериментального похода «Прилив-2» с межпоходовым ремонтом и сменой экипажа в экваториальных условиях.
1968 год, с 18 января по 19 ноября 1969 года
прошла заводской ремонт на КМОЛЗ в гор. Кронштадте.
1975 год, с 7 марта по 1 октября 1976 года
прошла заводской ремонт на КМОЛЗ в гор. Кронштадте.
1981 год, осень
переведена по внутренним водным системам из Белого в Азовское море.
1982 год, январь
приняла участие в показном учение флота на тему: «Оказание помощи подводной
лодке в надводном положении, получившей большие повреждения», в ходе которого с
участием авиации флота, сил и средств АСС, осуществлена буксировка условно
поврежденной лодки большим противолодочным кораблем «Керчь» под различными
курсовыми углами к волне и ветру с одновременной подачей на аварийную лодку
сжатого воздуха и электроэнергии по канатной дороге от спасательного судна.
1984 год, 10 ноября
перечислена в состав 153-й брпл 14-й дпл ЧФ с базированием в Южной бухте Севастополя.
1984 год
завоевала приз в состязаниях на первенстве ВМФ по атаке ОБК.
1985 год, июль
приняла участие в съемках художественного фильма «Слушать в отсеках».
1985 год
на итоговой проверке флота получила звание «отличная».
1986 год, 14 марта
командир БЧ-3 л-т А. Курилкин, заступив в дежурство по кораблю, решил проверить
герметичность шланга набивки воздуха в торпеды, полученного накануне с
берегового склада. Для этого, открыв заднюю крышку кормового торпедного аппарата,
установил шланг на снаряженную торпеду САЭТ-60 и подал напор воздуха. В этот
момент его вызвали в центральный пост. Оставшийся в отсеке матрос, в нарушение
руководства по БЗЖ, самостоятельно отдраил аварийно-спасательный люк отсека и
вышел на верхнюю палубу для выноса мусора, оставив люк открытым. В результате,
поданный в торпеду воздух привел к заливке электролитом и
активизация аккумуляторной батареи. Не имея теплосъема, корпус торпеды нагрелся,
в результате чего произошло возгорание и взрыв боевой части торпеды. Взрывная
волна вышла из торпедного аппарата в отсек, выгнула переборку между отсеками,
рассчитанную на давление 10 кг/см2, но избыточное давление в отсеке стравилось
через отдраенный аварийно-спасательный люк. Стоящие на пирсе матросы наблюдали
выброс огня из люка на высоту до 50 м. Под давлением газов отжало переднюю
крышку аппарата и торпеда была залита водой, а интенсивность пожара резко
снизилась, после
чего усилиями личного состава аварийной партии задняя крышка аппарата была
закрыта. На следующий день пл была поставлена в аварийный ремонт.
1986 год, с марта по апрель
прошла аварийно-восстановительный ремонт.
1986 год с 16 по 17 апреля
находилась в районе мыса Тарханкут на якоре, обеспечивала отработку личного
состава подразделения спецназа по выходу из торпедного аппарата, одновременно
личный состав экипажа отрабатывал курсовую задачу № 1. В 17.02 при проведении
технического обслуживания материальной части произошел пожар, в результате
которого полностью выгорел 4-й отсек. Пожар был потушен с помощью подошедших
судов. После расшиновки аккумуляторной батареи 4-го отсека пл своим ходом вернулась в Южную бухту.
В результате аварии выведены из строя аккумуляторная яма № 3,4 кабельные трассы
4-го отсека, электрооборудование, каюты, аппаратура ЗАС и радиосвязи, погиб один
человек. подробнее >>
1988 год, с 15 по 28 сентября
приняла участие в оперативно-стратегическом КШУ «Осень-88», в ходе которого
произвела успешную торпедную атаку.
1989 год по май 1990 год
выполнила задачи боевой службы в Средиземном море. К этому времени на подводной
лодке
установили разработанные в ленинградском НИИ малошумные воздушные амортизаторы.
За время службы на ЧФ совершила пять боевых служб.
1990 год
завоевала приз ГК ВМФ по атаке морской цели. Была представлена к награждению
вымпелом министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть», но,
представление не было удовлетворено в ГШ ВМФ.
1991 год
признана лучшей на флоте по торпедной атаке и минной постановке. Экипажу вручено
переходящее Красное Знамя Военного совета ЧФ.
1992 год, апрель
приняла участвовала в оперативно-тактическом учении Крымской ВМБ.
1992 год
произвела минную постановку полным боекомплектом мин способом непрерывной
постановки с глубины более 50 метров.
1992 год
признана лучшей на флоте по торпедной подготовке.
1993 год, 24 августа
исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации и в
последствии отбуксирована в акваторию СРЗ-13 для использования в качестве
запасных частей при ремонте Б-435.
1994 год
на Севастопольской судоразборочной базе в пос. Инкерман разделана на металл.
Бортовые номера:
911
(..1962..), 577
(..05.1990..).
|